ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-604/19 от 25.09.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-604/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 25 сентября 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

с участием прокурора Бабицкой Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Визит» о признании недействующим в части решения Собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 «Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и об утверждении ставок арендной платы, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район»,

установил:

решением собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 (далее – оспариваемое решение) утверждены Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и ставки арендной платы, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район» и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район».

В частности, Приложением № 3 к оспариваемому решению, ставка арендной платы, применяемая при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» за земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, установлена в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Оспариваемое решение на дату рассмотрения данного административного дела действует в редакции решений собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 24 декабря 2010 г. № 294, от 11 июля 2011 г. № 365, от 8 июня 2012 г. № 470, от 18 апреля 2013 г. № 80 и от 20 февраля 2014 г. № 171. Тексты данных нормативных правовых актов с приложениями официально опубликованы в выпусках № 68-69 за 9 апреля 2010 г., № 290 за 31 декабря 2010 г., № 158 за 20 июля 2011 г., № 83 за 15 июня 2012 г., № 58 за 19 апреля 2013 г., № 30 за 28 февраля 2014 г. газеты «Двинская правда» (выпуски печатного издания «Официальный вестник муниципального образования «Котласский муниципальный район», которое выходит в составе газеты «Двинская правда», № 154, 176, 190, 222/1, 262, 296).

Общество с ограниченной ответственностью «Визит» (далее – Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты его принятия оспариваемое решение в части установления ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» за земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что Общество является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым решением. Общество является арендатором земельного участка с кадастровым площадью 8120 кв.м. с местоположением: <адрес> (далее – арендуемый земельный участок) с видом разрешенного использования «земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности». Администрация муниципального образования «Сольвычегодское» обратилась в суд с иском о взыскании с Общества задолженности по арендной плате и процентов за пользование чужими денежными средствами за арендуемый земельный участок за период с 2017 г. по 2019 г. При расчете задолженности администрацией применены ставка арендной платы в размере 3 % от кадастровой стоимости земли, установленная оспариваемым нормативным актом. Полагает, что ставка арендной платы за используемый Обществом земельный участок является экономически необоснованной и установлена с нарушением Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582. Кроме того, ставка арендной платы значительно выше установленной на территории муниципального образования «Сольвычегодское» ставки арендной платы для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации, составляющей 1,5 % от кадастровой стоимости. Налог для земельных участков под промышленными объектами установлен в размере 0,75 % решением Собрания депутатов «Сольвычегодское» от 15 ноября 2010 г. №105 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Сольвычегодское». Арендная плата, установленная оспариваемым решением также в 2 раза выше платы за аренду за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории муниципального образования «Сольвычегодское».

Административный истец Общество в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено.

Административные ответчики собрание депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район», глава муниципального образования «Котласский муниципальный район» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, их представители ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных отзывах с исковыми требованиями не согласились, относительно экономической обоснованности размера оспариваемой ставки арендной платы суждений не высказали.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и их представителей.

Прокурор областной прокуратуры Бабицкая Д.Э. в судебном заседании дала заключение о том, что решение собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым общей площадью 8120 кв.м., категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий, строений, сооружений производственного назначения», местоположение: <адрес> поставлен на кадастровый учет в 2012 г.

На основании постановления администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 20 ноября 2012 г. № 1779 «О предоставлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка ООО «Визит» и договора аренды № 202/2012 от 23 ноября 2012 г., заключенного между муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» и Обществом, последнему был предоставлен в аренду указанный земельный участок. Срок аренды установлен по 22 ноября 2022 г.

Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию, зарегистрирован 31 января 2013 г.

На указанном участке располагаются зарегистрированные за Обществом 11 марта 2009 г. на праве собственности следующие объекты недвижимости: сооружение – трансформаторная подстанция, здание служебно-бытовое, здание склада брикетов, сооружение – канализационная насосная станция, сооружение – очистные сооружения дождевых вод, сооружение – сушильно-топочный агрегат, здание прессового отделения.

Как сообщает Общество, предоставляя об этом письменные доказательства, администрация муниципального образования «Сольвычегодское» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по арендной плате за период с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2019 г., так же неустойки (пени) за просрочку исполнения денежного обязательства, исходя из ставок арендной платы, установленных оспариваемым решением. До указанного периода задолженность по арендной плате взыскивалась решениями Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2016 г. по делу № А05-2062/2016 и от 26 декабря 2016 г. по делу А05-9915/2016.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Реализуя полномочия, предоставленные подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, правительство Архангельской области постановлением от 15 декабря 2009 г. № 190-пп утвердило Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в государственной собственности Архангельской области.

Пункт 4 данного Порядка предусматривает, что ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки (за исключением территории муниципального образования «Город Архангельск»).

Согласно статье 9, первому абзацу статьи 36 закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», статье 1, пункту 2 статьи 8 устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», принятого решением собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 27 апреля 2012 г. № 462 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Устав муниципального образования «Котласский муниципальный район»), муниципальное образование «Котласский муниципальный район» имеет статус муниципального района, в его состав входит городское поселение - муниципальное образование «Сольвычегодское».

В силу положений пунктов 4.4 и 4.8 части 4 статьи 27 Устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», полномочиями на установление ставок арендной платы за пользование землями, государственная собственность на которые не разграничена, наделено собрание депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район».Согласно части 4 статьи 47 устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в газете «Двинская правда» и (или) на официальном сайте муниципального образования «Котласский муниципальный район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, оспариваемые в данном административном деле положения нормативного правового акта приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции. Форма и процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относятся: принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности; принцип запрета необоснованных предпочтений; принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения.

При этом принцип экономической обоснованности предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы предполагает необходимость установления в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления порядка расчета арендной платы и случаев, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что предоставленное федеральным законодательством субъекту Российской Федерации полномочие по определению размера арендной платы не является абсолютным и должно реализовываться в соответствии с общими началами определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации имеющего схожую правовую природу с арендной платой, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.

Доводы Общества о том, что оспариваемая ставка арендной платы 3 % от кадастровой стоимости земельного участка значительно выше установленной на территории муниципального образования «Сольвычегодское» ставки арендной платы для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации, составляющей 1,5 % от кадастровой стоимости, что налог для земельных участков под промышленными объектами установлен в размере 0,75 % решением Собрания депутатов «Сольвычегодское» от 15 ноября 2010 г. №105 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Сольвычегодское», а так же, что арендная плата, установленная оспариваемым решением в 2 раза выше платы за аренду за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории муниципального образования «Сольвычегодское», суд находит заслуживающими внимания.

По смыслу пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд предложил административным ответчикам предоставить финансово-экономическое обоснование оспариваемого акта. Ввиду непредставления административными ответчиками финансово-экономического обоснования оспариваемого акта, указанная информация судом запрашивалась повторно, однако предоставлена не была.

Согласно ответу от 18 сентября 2019 г. №214 собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» на запрос суда предоставить финансово-экономическое обоснование оспариваемого нормативного правового акта не представляется возможным.

Следовательно, судом делается вывод о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земель, предназначенных производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» Архангельской области.

Таким образом, при рассмотрении административного спора суд исходит из того, что доказательств того, что уровень доходности земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности позволял собранию депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» установить ставку арендной платы в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения решения собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 не соответствуют пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования до 2019 г. Следовательно, решение собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенные административным истцом судебные расходы в размере 4 500 рублей в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат возмещению собранием депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район».

В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Двинская правда» и на официальном сайте муниципального образования «Котласский муниципальный район» – http://www. kotlasreg.ru.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Визит» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты вступления в законную силу решения суда решение собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» от 31 марта 2010 г. № 184 «Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и об утверждении ставок арендной платы, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы за земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Взыскать с собрания депутатов муниципального образования «Котласский муниципальный район» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Визит» расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании – газете «Двинская правда» и на официальном сайте муниципального образования «Котласский муниципальный район» - http://www.kotlasreg.ru.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин