Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 17 мая 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Слива Г.Ю., представителя административного истца Кияйкина А.В., представителя административного ответчика Зубовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-605/2019 по административному исковому заявлению Гадючки А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Гадючка А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими:
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647(далее также Перечни).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, которое не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, так как расположено на 1-2 этажах жилого дома и имеет назначение и наименование «нежилое помещение». Считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, поскольку помещение не является административным, офисным, под деятельность коммерческой организации ООО *** используется менее 20% его общей площади.
В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое помещение отвечает критериям п.п. 2 п. 1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, поскольку по данным технического паспорта в спорные периоды было предназначено под размещение офисов и в соответствии с актом осмотра в качестве офисных используется также более 20% его общей площади, в связи с чем обоснованно включено в Перечни объектов на 2016-2018 г.г.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Гадючка А.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 179,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.12.2010г. и 15.05.2015г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.10.2018 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, от 14 ноября 2016 года № 1907, от 18 октября 2017 года № 1647 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, 2017, 2018 г.г., соответственно.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2016 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день принятия; Перечень на 2017 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, газете «Волжская коммуна» N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016, N 318(29864) 30.11.2016; Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день его принятия, а также в газете «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Несмотря на истечение срока их действия, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
В указанные Перечни на 2016, 2017 и 2018 г.г. включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в регистрирующем органе имеются сведения об объекте, как о «нежилом помещении»; самостоятельного офисного, торгового или бытового назначения оно не имеет и используется арендатором ООО ***, оказывающим услуги в области права для размещения сотрудников, а также в качестве вспомогательных помещений.
Как видно из материалов дела, принадлежащий административному истцу объект капитального строительства с кадастровым номером № по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 23.10.2018 г. и кадастрового паспорта от 23.01.2015 г. имеет назначение и наименование: «нежилое помещение».
Названный объект недвижимости расположен на 1-2 этажах объекта с кадастровым номером № назначением: «многоквартирный дом», который находится на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для строительства 18-этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, офисного здания, подземной и надземной автостоянок, трансформаторной подстанцией», что подтверждено выписками из ЕГРН от 26.11.2018 г., 07.02.2019г.
Установлено также, что по данным технического паспорта от 25.12.2018 г., подготовленного ООО ***, нежилое помещение состоит из комнат 34,35, 6-9,17,18,24-26, имеющих название, согласно экспликации: лестница, тамбур (1 этаж); 3 нежилых помещения, лестница, помещение, коридор, 2 сан.узла, холл (2 этаж).
09.01.2013г. Гадючка А.В.зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код 68.2), о чем представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно договора аренды от 16.05.2016 г. нежилое помещение передано собственником в аренду ООО *** (на срок не превышающий 364 дня) для использования под организационную структуру, которая состоит из управления, органов обеспечения своей деятельности, а также подразделений, осуществляющих уставную деятельность общества (п. 1.5, 2.1договора). Данный договор, как пояснил представитель административного истца, пролонгирован и действует до настоящего времени. Основным видом деятельности арендатора является деятельность в области права (код 69.10), дополнительными – аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код 68.20.2), деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (код 69.20.2), деятельность по управлению финансово-промышленными группами (код 70.10.1), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код 70.22) и пр., о чем имеется выписка из ЕГРЮЛ от 27.04.2019 г. Производственная деятельность в числе видов деятельности общества не поименована. В субаренду помещение не сдается.
В соответствии с представленными административным истцом актами осмотра объекта недвижимости от 25.12.2018г. с уточнениями от 25.03.2019г., подготовленными ООО ***, фактическое использование нежилого помещения определено следующим образом: кабинеты 34, 0 кв.м или 18, 98% общей площади, вспомогательные помещения 73,3 кв.м или 40,92%, неиспользуемые помещения составляют 71,8 кв.м или 40, 1 %.
Министерством имущественных отношений Самарской области представлен акт осмотра спорного помещения от 01.03.2019 г., подготовленный уполномоченной организацией Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы».
Как видно из акта и фотоматериалов к нему: 36, 8 кв.м используются под офис, 25, 7 кв.м – централизованное приемное помещение, 3, 2 кв.м – сан.узел, 44, 3 кв.м – коридор, лестница, в иные помещения – доступ не предоставлен. Таким образом, фактическое использование объекта (более 20% общей площади) определено как офисное помещение, в которое имеется свободный доступ неограниченному кругу лиц.
Вместе с тем, представленные сторонами акты не подтверждают фактическое использование объекта в налоговые периоды 2016-2018г.г.
Проверка фактического использования принадлежащего административному истцу нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилась.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 179-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу п.п. 2 п. 1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, для признания помещения объектом делового, административного или коммерческого назначения в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующие Перечни достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.
Административным истцом представлен технический паспорт на нежилое помещение по состоянию на 24.12.2008 г., оформленный ГУП СО ***.
Указанный документ технического учета (инвентаризации) являлся действующим в спорные периоды 2016-2018 г.г., поскольку новый технический паспорт, сведения о котором приведены выше, был составлен по состоянию на 25.12.2018г. Иных инвентаризационных документов суду не представлено.
Согласно экспликации к техническому паспорту от 24.12.2008 года 105, 8 кв.м помещений имеют назначение «офисные помещения»; иные помещения - лестницы, тамбур, коридор, холл и сан.узлы, являются вспомогательными, а соответственно предназначены для обслуживания офисов.
Таким образом, документы технического учета (инвентаризации) на объект недвижимости с кадастровым номером № в период 2016-2018г.г. прямо допускали размещение в нем офисов, что является самостоятельным основанием для включения нежилого помещения в оспариваемые Перечни вне зависимости от его фактического использования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости в полной мере отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ и имелись законные основания для включения его министерством имущественных отношений Самарской области в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016-2018 г.г., в связи с чем основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.
Доводы представителя административного истца о том, что объект капитального строительства с кадастровым номером № находится в жилом доме на земельном участке не предназначенном для офисных объектов, фактически под размещение коммерческой фирмы ООО *** с 16.05.2016г. арендующей помещение используется в качестве кабинетов менее 20% от его общей площади, не могут быть учтены судом, поскольку для включения нежилого помещения в оспариваемые Перечни имелось иное основание.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Гадючки А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими со дня принятия пункта № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265; пункта № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907; пункта № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.05.2019 г.