ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-605/20 от 11.02.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №3а-70/2021

УИД 68OS0000-01-2020-000355-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года г.Тамбов

Тамбовский областной суд

в составе председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Самарцевой Э.М.

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и заинтересованного лица Администрации Тамбовской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о признании недействующими пунктов *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2018 года № 956, и пунктов *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года № 798,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2018 года № 956 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год), в который включены:

- под пунктом *** нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***;

- под пунктом *** нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***а;

- под пунктом *** нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Указанные нежилые здания и помещение также включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год), утвержденный Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года № 798:

- под пунктом *** нежилое здание с кадастровым номером ***

- под пунктом *** нежилое здание с кадастровым номером ***;

- под пунктом *** нежилое помещение с кадастровым номером ***.

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – Банк России) обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанных норм Перечней недействующими, ссылаясь на их противоречие пункту 1 статьи 375 и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что названные объекты недвижимости являются федеральной собственностью, предназначены для выполнения Банком России возложенных на него функций, и ни по своему назначению, ни фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, не могут быть отнесены к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Оспариваемые положения затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество за 2019-2020 годы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в настоящее время не исключена возможность начисление налоговым органом налога за спорные объекты недвижимости, исходя из налоговой базы, которая будет определяться из кадастровой стоимости с учетом оспариваемых положений нормативных правовых актов. Тогда как положения пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ к Банку России не применимы.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и заинтересованного лица Администрации Тамбовской области ФИО2 возражала против удовлетворения предъявленных требований, считая, что вышеуказанные объекты недвижимости обоснованно включены в Перечни, учитывая информацию о виде разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, а также результаты их внешнего осмотра, которые дали основания полагать, что в них располагаются офисы Банка России.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области ФИО3 просила разрешить административный спор на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными и обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 3, статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей до *** редакции, то есть на момент утверждения оспариваемых Перечней) объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения, определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, и Законом субъекта Российской Федерации, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действовавшей до 1 января 2020 года редакции) было предусмотрено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению (в данном случае, исходя из его кадастровой стоимости) у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

В соответствии с положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Тамбовской области от 28 ноября 2003 года № 170-3 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» установлен налог на имущество организаций.

Статьей 1.1 названного областного закона закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в соответствии с которыми налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);

2) нежилых помещений общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

Пунктом 2 постановления администрации Тамбовской области от 11 декабря 2017 года № 1227 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения» Комитет по управлению имуществом Тамбовской области наделен полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области 20 апреля 2018 года и 21 февраля 2019 года в адрес Комитета по управлению имуществом Тамбовской области была направлена информация о нежилых зданиях и нежилых помещениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости Тамбовской области, в том числе и о вышеуказанных объектах недвижимости следующего содержания:

- кадастровый ***; адрес: ***; назначение – нежилое здание; наименование - «здание»; площадь 2586,6 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование по документу «общественное управление»;

- кадастровый ***; адрес: ***а; назначение – нежилое здание; наименование - «нежилое здание»; площадь 1044,5 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование по документу «общественное управление»;

- кадастровый ***; адрес: ***; назначение – нежилое; наименование - «помещение»; площадь 1090,2 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование по документу «общественное управление».

С учетом данных сведений вышеуказанные объекты недвижимости были включены в перечни объектов обследования, в отношении которых необходимо установить вид их фактического использования, утвержденные соответствующими приказами Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 419 от 8 июня 2018 года и № 393 от 28 июня 2019 года.

Согласно актам обследования от 21 июня 2018 года, от 27 июня 2018 года, от 27 июля 2018 года, от 5 сентября 2019 года, от 13 сентября 2019 года, от 17 сентября 2019 года, составленными рабочими группами, созданными в 2018-2019 годах на территории Тамбовской области для осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов обследования, не менее 20 % общей площади объектов с кадастровыми номерами *** используется Банком России для целей, указанных в пунктах 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в частности в качестве административного здания, офиса.

Данная информация послужила основанием для включения Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в Перечень на 2019 год и в Перечень на 2020 год соответственно спорных объектов недвижимости наряду с другими объектами недвижимости.

Оспариваемые в части приказы Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2018 года № 956 и от 27 декабря 2019 года № 798, опубликованы 28 декабря 2018 года и 30 декабря 2019 года соответственно на официальном сайте газеты «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru), которая является официальным источником опубликования нормативных правовых актов Тамбовской области, что соответствует порядку обнародования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тамбовской области, установленному статьей 29 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года № 51-З «О правовых актах Тамбовской области».

Таким образом, оспариваемые в части приказы приняты уполномоченным органом государственной власти в установленной форме с соблюдением порядка их принятия и введения их в действие в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем суд не находит предусмотренных законом оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни на 2019 год и 2020 год.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (статья 3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ).

Таким образом, положения пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества Банка России, не находящегося в его собственности и хозяйственном ведении (имущество находится в федеральной собственности), не применяются. Банк России определяет налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим включение спорных объектов недвижимости в Перечни на 2019 и 2020 годы противоречит действовавшему законодательству.

Кроме того, спорные объекты недвижимости не отвечают признакам объектов налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае спорные объекты недвижимости ни одному из перечисленных выше критериев, установленных федеральным и региональным законодательством, не отвечают.

Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости расположены на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «общественное управление», который не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от *** № 540, вид разрешенного использования - общественное управление (3.8) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.8.1 - 3.8.2. Вид разрешенного использования - государственное управление (3.8.1) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги. Вид разрешенного использования - представительская деятельность (3.8.2) предусматривает размещение зданий, предназначенных для дипломатических представительств иностранных государств и субъектов Российской Федерации, консульских учреждений в Российской Федерации.

Вышеуказанные акты обследования не могут являться достоверными доказательствами, подтверждающими использование спорных объектов недвижимости в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку составлены с нарушением требований порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 11 декабря 2017 года № 1227, в них не приведены обстоятельства, препятствующие доступу рабочей группы в подлежащие обследованию объекты недвижимого имущества, а также обстоятельства, свидетельствующие об использовании объектов недвижимого имущества в целях налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 2.13, 2.14). К актам приложены лишь фотографии фасадов зданий с вывесками Банка России, вывод в акте об использовании не менее 20% площади объектов недвижимости для целей, указанных в пунктах 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (под офис), основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели, а только исходя из визуального осмотра фасадов объектов недвижимости.

Согласно техническим паспортам и технической документации, оформленным на спорные объекты недвижимости, помещения в них имеют следующее назначение:

- в объекте с кадастровым номером ***: «вспомог.», «основная», «вход в цок.этаж» (по состоянию на 10 августа 2005 года), «коридор (всп.)», «основное», «лест.клетка», «вход в подвал», «туалет (вспом.)», «лест.», «вспомог.» (по состоянию на 19 октября 2020 года);

- в объекте с кадастровым номером ***: «вспомог.», «основная», «холодная пристройка» (по состоянию на 18 августа 2005 года);

- в объекте с кадастровым номером ***: «лестничная клетка», «электрощитовая», «водомерный узел», «хозяйственное помещение», «коридор», «тепловой узел», «кабинет», «умывальная», «туалет», «комната охраны» (по состоянию на 14 марта 2004 года), «лестн.клетка», «щитовая (всп.)», «вод.узел», «вспомог.», «коридор (всп.)», «проходная», «комната охраны», «кабинет», «умывальная (всп.)», «туалет (вспом.)» (по состоянию на 14 октября 2020 года).

Такое назначение помещений не свидетельствует о предназначении вышеуказанных объектов недвижимости для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Банка России подлежит удовлетворению, а оспариваемые нормативные правовые акты следует признать недействующими в части включения в Перечни спорных объектов недвижимости с момента их принятия на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что позволит в полной мере восстановить права административного истца.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», положений пункта 2 статьи 61.1, пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежат взысканию в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб., от несения которых административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Тамбовской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2018 года № 956, и

пункты *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года № 798.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ледовских И.В.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2021 года.

Судья Ледовских И.В.

Дело №3а-70/2021

УИД 68OS0000-01-2020-000355-42