Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 года
Дело № 3а-606/2021
25OS0000-01-2021-001085-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 декабря 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аветисяна ... к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
Аветисян А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости площадью 4925,30 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п установлена кадастровая указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 152315166,95 рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ЗАО «...» от 29 октября 2021 года № № по состоянию на 1 января 2019 года в размере 103592700 рублей.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания площадью 4925,30 кв.м с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 103592700 рублей по состоянию на 1 января 2019 год
В судебное заседание представители сторон и заинтересованного лица не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом.
Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в письменном отзыве на административный иск указано, что постановление №6-п, которым установлена оспариваемая кадастровая стоимость, в настоящее время действует и никем не оспорено.
Администрация Находкинского городского округа просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в удовлетворении административного иска отказать, поскольку представленный административным истцом отчет не отражает действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик не подобрал равнозначные и равноценные объекты-аналоги соразмерной площади, виду разрешенного использования, месту расположения объектов оценки, наличию объектов недвижимости.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Материалами административного дела подтверждается право собственности Аветисяна А.С. на объект недвижимости: здание-торговый центр общественного центра «...» площадью 4925,30 кв.м с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Поскольку административный истец является собственником объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц, он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, на основании вышеуказанного постановления по состоянию на 1 января 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 152315166,95 рублей, дата начала применения – 1 января 2020 года.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет ЗАО «...» от 29 октября 2021 года № №, из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости – здание-торговый центр общественного центра «...» площадью 4925,3 кв.м (лит. 1) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 103592700 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает их достоверными доказательствами.
Отчет выполнен оценщиком ФИО5, имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вопреки доводам заинтересованного лица специалистом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости, объясняется выбор затратного метода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного подхода. Определение рыночной стоимости с использованием методов затратного и сравнительного подходов является мотивированным и корректным, с учетом индивидуальных характеристик объекта оценки, описанием его свойств и обоснованием выбора объекта аналога.
С учетом представленных экспертом материалов, содержащих технические характеристики нежилого здания, специалист пришла к выводу об использовании в рамках затратного подхода метода сравнительной единицы и отказа от методов разбивки по компонентам и метода количественного обследования. В качестве ресурсной основы для перерасчета стоимости в текущий уровень цен и для определения региональных коэффициентов уровня стоимости использованы ресурсно-технологические модели КО-ИНВЕСТ.
Итоговое значение рассчитанного физического износа представлено в таблице 5.15 (ст. 76 Отчета) и составило 148633248 рублей, значение рассчитанного накопленного износа представлено в таблице 5.18 (стр. 78 Отчета) и составило 197838406 рублей.
Расчет стоимости для объекта оценки, полученной на основе затратного подхода, рассчитан путем уменьшения стоимости нового строительства оцениваемого объекта на величину накопленного износа и приведен в таблице 5.19 (стр. 78 Отчета). Величина стоимости оцениваемого объекта, рассчитанная на основе затратного метода по состоянию на 1 января 2019 года, составляет округленно 100374700 рублей.
Величина стоимости объекта оценки, рассчитанная на основе сравнительного подхода, по состоянию на 1 января 2019 года составляет округленно 106810700 рублей. (стр. 86-88 Отсчета)
Итоговая согласованная стоимость оцениваемого имущества рассчитана с применением весовых коэффициентов к результатам, полученным с помощью использования сравнительного и доходного методов оценки, с применением одинаковых весовых коэффициентов k=0,5 (стр.100-101 Отчета)
Применив весовые коэффициенты к полученным результатам и выполнив соответствующие расчеты, оценщик пришла к выводу, что итоговая рыночная стоимость оцениваемого объекта, с учетом допущений и ограничительных условий, сделанных в рамках отчета, по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года составляет 103592700 рублей (таблица 5.22, стр. 101 Отчета).
К отчету приложены доказательства заключения договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, действовавшего на момент проведения оценки.
В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, оценщиком приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Доводы заинтересованного лица о несоответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости основаны на предположениях и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами; достоверных данных об иной рыночной стоимости указанного объекта в суд не представлено.
Ссылки на несопоставимость аналогов с объектом оценки по площади, месту расположения и виду разрешенного использования не свидетельствуют о незаконности выводов специалиста, поскольку различие по указанным показателем скорректировано поправками с приведением соответствующего обоснования их применения, что соответствует федеральным стандартам оценки.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным истцом отчет ЗАО «...» №<адрес> от 29 октября 2021 года имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объекта, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости объекта кадастрового учета с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года в размере 103592700 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Рыночная стоимость объекта недвижимости существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Доводы министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, которым установлена оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости, в настоящее время никем не оспорено и не отменено, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае Аветисяном А.С. как собственником объекта недвижимости реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи Аветисяном А.С. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать 9 ноября 2021 года, то есть дату обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд согласно почтовому штемпелю на конверте.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Аветисяна Аревшата Саргисовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания площадью 4925,30 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 103592700 рублей, по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи Аветисяном Аревшатом Саргисовичем заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 9 ноября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Пилипенко