ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-607/2022 от 29.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-607/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 29 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

с участием прокурора Демидовой Н.В., представителя министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Терменевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселова В.Л. о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода,

У С Т А Н О В И Л :

30 марта 2018 года департаментом градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области издан приказ №07-01-06/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода» (далее также – приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, Правила землепользования и застройки).

Приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевое издание «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru, 09.04.2018, «День города. Нижний Новгород», №30(1302), 13.04.2018).

Веселов В.Л. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления в законную силу положения Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, в части установления зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ТТ) в отношении земельного участка, общей площадью [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес] в границах, установленных техническим отчетом №[номер]ФИО12

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Веселов В.Л. с 2017 года является членом ФИО13, расположенного в поселке [адрес] В распоряжении Веселова В.Л. имеются земельные участки №[номер], №[номер], расположенные в ФИО14 Право собственности на данные земельные участки не оформлены.

Веселов В.Л. неоднократно обращался в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанных земельных участков.

Уведомлением администрации города Нижнего Новгорода (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода) от [дата][номер] было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков №[номер] и №[номер]ФИО15 в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, образуемый земельный участок расположен в территориальных зонах: ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку). Правилами в территориальной зоне П*ТЖи-1 вид разрешенного использования земельных участков «ведение садоводства» не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок в соответствии Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 пересекает границы территориальных зон ТТ и П*ТЖи-1.

Уведомлением администрации города Нижнего Новгорода (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода) от [дата][номер] было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков №[номер] и №[номер]ФИО16 в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, образуемый земельный участок расположен в территориальных зонах: ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку). Правилами в территориальной зоне П*ТЖи-1 вид разрешенного использования земельных участков «ведение садоводства» не предусмотрен. Документов, подтверждающих распределение земельного участка площадью [номер] кв.м. не представлено (по документам – [номер] кв.м.). Земельный участок является ограниченным в обороте, так как территориальная зона ТТ – зона транспорта. Испрашиваемый земельный участок в соответствии Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 пересекает границы территориальных зон ТТ и П*ТЖи-1.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанные земельные участки расположены в границах территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

Нахождение указанных земельных участков в двух территориальных зонах нарушает права административного истца на использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.

По мнению административного истца, расположение спорных земельных участков в границах двух территориальных зонах противоречит положениям градостроительного законодательства. Включение земельных участков в вышеуказанные территориальные зоны привело к ограничению прав административного истца на приобретение права собственности на указанные объекты недвижимого имущества и использования объектов недвижимости по целевому назначению. Отнесение указанных земельных участков к двум территориальным зонам было произведено без учета принципов законодательства о градостроительной деятельности и без учета существующего землепользования, без учета фактического использования земельных участков, предназначенных для садоводства.

В судебном заседании представитель министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Терменева Т.С. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта административный ответчик действовал в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Демидовой Н.В., обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что Веселов В.Л. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, адрес объекта: [адрес] Данный земельный участок образовался в результате объединения земельных участков №[номер] и №[номер], расположенных в ФИО17 Право собственности возникло на основании заочного решения Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 02 марта 2022 года.

Веселов В.Л. неоднократно обращался в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанных земельных участков.

Уведомлением администрации города Нижнего Новгорода (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода) от [дата][номер] было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков №[номер] и №[номер]ФИО18 в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, образуемый земельный участок расположен в территориальных зонах: ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку). Правилами в территориальной зоне П*ТЖи-1 вид разрешенного использования земельных участков «ведение садоводства» не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок в соответствии Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 пересекает границы территориальных зон ТТ и П*ТЖи-1.

Уведомлением администрации города Нижнего Новгорода (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода) от [дата][номер] было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков №[номер] и №[номер]ФИО19 в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, образуемый земельный участок расположен в территориальных зонах: ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку). Правилами в территориальной зоне П*ТЖи-1 вид разрешенного использования земельных участков «ведение садоводства» не предусмотрен. Документов, подтверждающих распределение земельного участка площадью [номер] кв.м. не представлено (по документам – [номер] кв.м.). Земельный участок является ограниченным в обороте, так как территориальная зона ТТ – зона транспорта. Испрашиваемый земельный участок в соответствии Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 пересекает границы территориальных зон ТТ и П*ТЖи-1.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

Следовательно, административный истец, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт и который полагает, что данным актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 ГрК РФ).

Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 ГрК РФ, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 ГрК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов городских поселений, утверждению изменений в генеральные планы городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».

Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Положения о министерстве, Устава Нижегородской области, Устава города Нижнего Новгорода, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, а равно нормативные правовые акты о внесении в него изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуры, и правилам введения его в действие.

Приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевое издание «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru, 09.04.2018, «День города. Нижний Новгород», №30(1302), 13.04.2018).

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что вступившими в законную силу решением Нижегородского областного суда от 13 июля 2018 года по административному делу №3а-418/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №9-АПГ18-17, решением Нижегородского областного суда от 12 декабря 2018 года по административному делу №3а-657/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 03 апреля 2019 года №9-АПА19-3, решением Нижегородского областного суда от 09 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 22 августа 2019 года №9-АПА19-21, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 15 ноября 2018 года, по административному делу №3а-601/2018, были установлены обстоятельства соблюдения процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, а также ряд иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для настоящего административного дела.

Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

По данным основаниям Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода административным истцом не оспаривается.

Оспаривая Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер] к двум территориальным зонам: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры, административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Как ранее уже отмечалось, с 2017 года Веселов В.Л. является членом ФИО20 расположенного в [адрес] В распоряжении Веселова В.Л. имеются земельные участки №[номер], №[номер], расположенные в ФИО21

В настоящее время Веселов В.Л. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, адрес объекта: [адрес]. Данный земельный участок образовался в результате объединения земельных участков №[номер] и №[номер], расположенных в ФИО22 Право собственности возникло на основании заочного решения Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 02 марта 2022 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на кадастровый учет 30 июня 2022 года

Из вышеуказанного следует, что на момент принятия Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода и установлении указанных территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры, земельный участок с кадастровым номером [номер] еще не был поставлен на государственный кадастровый учет. При этом, Веселов В.Л. являлся законным владельцем вышеуказанного земельного участка (земельные участки №[номер] и №[номер]ФИО23 то есть до принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в границах территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

Для каждой из указанных зон в Правилах землепользования и застройки города Нижнего Новгорода установлен самостоятельный градостроительный регламент (часть III, Градостроительные регламенты, статья 27): статья 36.11 Градостроительный регламент зоны реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку П*ТЖи-1, статья 35.2 Градостроительные регламенты зоны инженерно-транспортной инфраструктуры ТТ.

Из имеющегося в материалах дела ответов администрации города Нижнего Новгорода (департамент градостроительного развития и архитектуры) от [дата][номер] от [дата][номер] усматривается, что земельный участок, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер [номер] расположен в границах территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

Из представленных фрагментов карты градостроительного зонирования Привил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода следует, что земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в двух территориальных зонах: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).

Статьей 85 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Не смотря на то, что общая площадь и местоположение земельного участка с кадастровым номером [номер] (земельные участки №[номер] и №[номер]ФИО24 не изменились, вновь утвержденные территориальные зоны (П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры), нанесены на карту территориального планирования Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода так, что земельный участок с кадастровым номером [номер] оказался находящимся одновременно в двух территориальных зонах: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры.

В ходе рассмотрения дела по существу административными ответчиками не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером [номер] относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, располагается в двух территориальных зонах.

При этом территориальная зона П*ТЖи-1 выделена в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного использования территории с учетом решений Генерального плана и предусматривающая изменение параметров, функции существующей застройки. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖи-1.

Зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку П*ТЖи-1 включает в себя объекты и сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, связи, наружного освещения, автомобильные дороги, разворотные площадки, инженерные сооружения коммунального обслуживания, сооружения инженерной защиты, элементы благоустройства.

Зона инженерно-транспортной инфраструктуры (ТТ) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов улично-дорожной сети, разворотные площадки, объекты и сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, связи, наружного освещения, железнодорожные пути, трамвайные пути, наземные сооружения метрополитена, железнодорожный вокзал и станции специальные дороги, причал, пристань, гидротехническое сооружение.

Нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, в связи с чем, не может быть принят во внимание довод административных ответчиков об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

Принимая во внимание изложенное, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и приведенных выше норм права, суд считает, что положения Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части установления территориальных зон: П*ТЖи-1 - зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку, ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры, в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер], противоречат положениям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и подлежат признанию недействующими.

Определяя момент, с которого Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Веселова В.Л. удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], к двум территориальным зонам.

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 06 сентября 2022 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин