ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-608/2021 от 05.08.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-608/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 5 августа 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.,

с участием : представителя административного истца Меликова М.А. – Бабаниной Н.С., представителя административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Гапаровой С.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края - Мамбетова Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меликова М. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил :

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в пункт … перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : ….

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года, номер публикации : ….

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в пункт … перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу : ….

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации : ….

Административный истец Меликов М.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края недействующими в части включения в перечни нежилого здания с кадастровым номером …, находящегося по адресу : ….

В обоснование заявленных требований Меликов М.А. сослался на то, что спорный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности с 18 октября 2019 года, необоснованно включен в перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, что нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц уплату налога в большем размере. Все помещения в здании используются для размещения офисов, что подтверждается договорами аренды нежилых помещений. Нежилое здание расположено на земельном участке, находящемся также в его собственности, категории земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для объектов общественно-делового значения, кадастровый номер …:56, площадью 690 кв. м. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 18 октября 2019 года. Принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером … не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволяют включить его в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

В предварительном судебном заседании 27 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Ставрополя (том 1 л. д. 127-129).

В предварительном судебном заседании по ходатайству представителя истца Бабаниной Н.С. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС № 12 по Ставропольскому краю (том 1 л.д. 212-215).

В судебное заседание административный истец Меликов М.А., заинтересованные лица – администрация города Ставрополя, МИФНС № 12 по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Меликова М.А. – Бабанина Н.С. заявленные в административном иске требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Законом Ставропольского края № 44-кз «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В соответствии с указанным законом подлежат включению в перечни торговые центры, имеющие площадь свыше 250 кв. м., а также иные нежилые помещения общей площадью свыше 250 кв. м., которые предназначены для размещения в них объектов торговли. Данный Закон в равной степени применяется в отношении объектов организаций и в отношении объектов, принадлежащих физическим лицам. Обоснованность включения спорного нежилого здания в перечни ответчиком не доказана. На момент утверждения перечня на 2020 год вид разрешенного использования земельного участка уже не предусматривал возможности размещения на нем объектов торгового назначения. Также, административным ответчиком не представлено доказательств, которые свидетельствуют о том, что вид разрешенного использования земельного участка на декабрь 2018 года позволял размещение на нем объектов торговли. Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 января 2019 года спорный объект предусматривает размещение объектов смешанного назначения. Доказательств того, что объект предусматривал размещение в нем торговых помещений, не представлено. Все помещения в здании - офисные помещения.

Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Гапарова С.Н. поддержала представленные в суд письменные возражения и дополнения к ним в полном объеме, пояснила, что субъектом налогообложения является физическое лицо, которому на праве собственности принадлежит спорный объект. Попадает объект в перечни в соответствии со статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации и к нему применяется повышенная ставка в размере 2 %, если он включен в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ. Объект административного истца включен в перечни по виду разрешенного использования земельного участка – «для продолжения строительства торгово-офисного здания с помещениями общепита (кафе)», который подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на январь 2019 года. Согласно указанной выписке у объекта один вид разрешенного использования, который предусматривает размещение не только торговых объектов, но и офисных помещений с объектами общего питания. Указанные помещения попадают по видам разрешенного использования под объекты, которые могут быть включены в перечень. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2007 году и на этот период классификатор не применятся, поскольку применялись методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земельных участков, в соответствии с которыми код разрешенного использования спорного земельного участка соответствует п. 1.2.7 – «Для размещения офисных зданий, делового и коммерческого назначения».

Заслушав объяснения представителей сторон по административному делу, исследовав письменные доказательства, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я., полагавшего, что административные исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером …, расположенный по адресу : г…, находится в собственности административного истца Меликова М.А.. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 18 октября 2019 года, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти Ставропольского края, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в перечни в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец Меликов М.А. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

В утвержденные данными приказами перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено находящееся в собственности Меликова М.А. нежилое 4-х этажное здание с кадастровыми номерами …, площадью 1827,9 кв. м., расположенное по адресу : ….

Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данные перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме», действовавшим до 8 августа 2020 года.

В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономические основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с 01 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих :

1) 0,1 % в отношении : жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от 17 ноября 2014 года № 567 (в ред. решений Ставропольской городской Думы от 09.04.2015 г. № 639, от 25.11.2015 г. № 784, от 22.11.2017 г. № 189, от 31.10.2018 г. № 276, от 29.07.2020 г. № 468) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах :

1) 2,0 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

2) 0,3 % в отношении : жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий : 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.

Принадлежащий на праве собственности Меликову М.А. объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером …, площадью 1827,9 кв. м., находящийся по адресу : …, имеет назначение : «нежилое здание», наименование : «здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 17.05.2021 г. № ….

Условиями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 % от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 % общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) правового значения не имеет и юридически значимым не является. Для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии : наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 % от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно : должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 % от общей площади здания.

Как усматривается из материалов дела, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 17 мая 2021 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером …, не содержит сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этого нежилого здания.

В соответствии с техническим паспортом от 4 декабря 2014 года, предоставленным в материалы дела, назначение здания по … - нежилое (литер А), использование – торгово-офисное здание (литер А). Литер А состоит из : цокольного этажа (торгово-офисное), 1 этажа (торгово-офисное), 2-3 этажа (торгово-офисное). Из экспликации к поэтажному плану данного строения следует, что на всех 4-х этажах здания располагаются нежилые помещения основное назначение которых – торгово-офисное.

Исходя из изложенных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для установления обоснованности включения здания в перечень имущества, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость, достаточно оформленных в надлежащем порядке документов технического учета (инвентаризации) в отношении такого здания (строения, сооружения), поскольку документы технического учета (инвентаризации) свидетельствуют о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание предназначено для использования одновременно как в целях делового, административного назначения, так и в целях размещения торговых объектов.

Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24 января 2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером …:56, поставленный на кадастровый учет в сентябре 2007 года, имел вид разрешенного использования – «для продолжения строительства торгово-офисного здания с помещениями общепита (кафе)».

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540. При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Поэтому в отношении земельных участков могут также применяться Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, в соответствии с которыми определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7.), что отвечает критериям, установленным в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, спорное здание административного истца с кадастровым номером … обоснованно включено в приказ от 28 декабря 2018 года № 985, которым утвержден Перечень на 2019 год, в том числе и по виду разрешенного использования земельного участка, предусматривавшего размещение торговых объектов, офисных зданий, объектов общественного питания.

В договоре купли-продажи от 15 октября 2019 года, заключенного Меликовым М.А. с ООО «Независимое Гастрольное Агентство», вид разрешенного использования земельного участка значится – «для объектов общественно-делового значения».

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости в апреле 2021 года следует, что вид разрешенного использования земельного участка – «общественное управление (3.8), деловое управление (4.1)».

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, действовавшим в период принятия оспариваемых приказов.

В соответствии с данным Классификатором вид разрешенного использования земельного участка с кодом 3.8 (Общественное управление) предусматривал размещение на земельном участке зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления, а также размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда,, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих деятельности этих органов или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги (код 3.8.1). Вид разрешенного использования земельного участка с кодом 4.1 (Деловое управление) предусматривал размещение объектов капитального строительства с целью : размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товаров в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Перечисленные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:56 соответствуют возможности использования земельного участка под размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Таким образом, спорное здание административного истца с кадастровым номером … обоснованно включено в приказ от 27 декабря 2019 года № 1317, которым утвержден Перечень на 2020 год, в том числе и по виду разрешенного использования земельного участка, предусматривавшего размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Доводы административного истца и его представителя о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования спорного здания не имеют правового значения, поскольку для включения объекта недвижимости в оспариваемый Перечень достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного истца о необоснованном включении нежилого здания Меликова М.А. в оспариваемые перечни со ссылкой на положения Закона Ставропольского края № 44-кз «О налоге на имущество организаций», в соответствии с которым подлежат включению в перечни только торговые центры, имеющие площадь свыше 250 кв. м., а также иные нежилые помещения общей площадью свыше 250 кв. м., которые предназначены для размещения в них объектов торговли, им к которым не относится здание с кадастровым номером …, по мнению суда являются несостоятельными по следующим основаниям.

Налогообложение имущества физических лиц, в том числе переход к налогообложению по кадастровой стоимости, осуществляется в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 2015 года.

Налог на имущество физлиц является местным налогом (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая к таковому относит, в том числе, единый недвижимый комплекс и иные здания, строения, сооружения, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в установленный срок определяет на налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 поименованной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В пунктах 1 и 2 названной статьи федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества : административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце 2 пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил органам государственной власти субъекта Российской Федерации право определять особенности налоговой базы, то есть стоимостной, физической или иной характеристики объектов налогообложения, перечисленных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит перечень особенностей определения налоговой базы на имущество организаций либо физических лиц, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъекта Российской Федерации.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости поименованы в подпунктах 1- 4 пункта 1 статьи 378.2 приведенного Кодекса, а условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3, 4 статьи 378.2 этого же Кодекса.

На территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года (Закон Ставропольского края от 05.11.2015 № 109-кз). Таким образом, на территории Ставропольского края кадастровая стоимость применяется для целей исчисления налога на имущество физических лиц, начиная с 1 января 2016 года.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Положениями вышеуказанного Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, а именно физические характеристики объекта налогообложения исходя из его общей площади.

При этом виды объектов налогообложения, определенные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указанным региональным законом изменены не были.

Таким образом, изложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что поименованный региональный закон № 104-кз в равной степени применяется в отношении объектов организаций и в отношении объектов, принадлежащих физическим лицам, а отсутствие указания в нем видов недвижимого имущества – административно-деловые центры и нежилые помещения – не свидетельствуют о том, что в отношении таких видов недвижимого имущества не применяются нормы статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, а также утверждениями административного истца в иске, поддержанные пояснениями представителя в судебном заседании, об использовании спорного здания под офисы на основании договоров аренды, включение указанного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, полностью согласуется с положениями действующего налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным, по мнению суда, объект недвижимости с кадастровым номером … обосновано включен в пункт … перечня недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края № 985, а также в пункт … перечня недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1317, а потому оснований к признанию данных приказов административного ответчика недействующими в части со дня принятия, не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении административных исковых требований Меликова М. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края :

- о признании недействующим со дня принятия перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части включения в пункт … перечня объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером …, расположенного по адресу : …;

- о признании недействующим со дня принятия перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в пункт … перечня объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером …, расположенного по адресу : … – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2021 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.