Дело № 3а-609/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Циглер М.В.,
с участием представителя административного истца Франц С.С., действующего на основании доверенности № от 22 сентября 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«19» сентября 2016 года
административное дело по административному исковому заявлению Бутковского В.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Бутковский В.В. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Требования, мотивированы тем, что Бутковский В.В. является собственником объекта незавершенного строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, а также собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов
Бутковский В.В., арендует указанные земельные участки у Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» на основании договоров аренды земельного участка № и № от 21 июля 2014 года.
Являясь арендатором земельных участков, Бутковский В.В. оплачивает арендные платежи, размер которых исчисляется из величины их кадастровой стоимости.
Между тем рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Единый центр недвижимости и оценки», подготовленным ФИО7., № от 28 апреля 2016 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> также значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Единый центр недвижимости и оценки», подготовленным ФИО8., № от 28 апреля 2016 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб.
Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанных земельных участков существенно выше их рыночной стоимости, уплата арендных платежей в экономически необоснованном размере нарушает его права и интересы как арендатора земельных участков.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб.
Административный истец Бутковский В.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Франц С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что при изготовлении отчетов по данному делу были допущены технические ошибки в части указания в разделах 9.6.2.3. вместо наименований городов Новокузнецк, Кемерово, Междуреченск названий одноименных районов, указанные ошибки, как и иные описки, на правильность определения итоговой рыночной стоимости объектов оценки не повлияли.
Административные ответчики, заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представило письменный отзыв по материалам кадастрового дела, в котором против удовлетворения требования не возражало, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т. 1 л.д. 194-267).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в письменных возражениях указало, что не является заинтересованным лицом по делу, т.к. судебным актом, принятым по данному делу, его права и интересы затронуты не будут, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (т. 2 л.д. 2-3).
Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области надлежащим образом извещённые о рассмотрении дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, свидетеля, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, Бутковский В.В. является собственником объекта незавершенного строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов и собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов (т. 1 л.д. 16, 112).
Бутковский В.В. арендует указанные земельные участки у Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» на основании договоров аренды земельного участка № и № от 21 июля 2014 года (т. 1 л.д. 12-15, 108-111). Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет следующие характеристики: площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>: площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>
Согласно кадастровым паспортам от 01 июля 2016 года и кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июля 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, в размере <данные изъяты> руб., по состоянию на 01 августа 2014 года, с кадастровым номером <данные изъяты>, установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, в размере <данные изъяты> руб., по состоянию на 01 августа 2014 года (т. 1 л.д. 17-20, 113-116).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Бутковского В.В. как арендатора земельных участков, являющегося плательщиком арендных платежей за пользование земельными участками, размер которых определяется от кадастровой стоимости участка, суд приходит к выводу, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена отчетом ООО «Единый центр недвижимости и оценки», № от 28 апреля 2016 года по состоянию на 01 августа 2014 года в размере <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена отчетом ООО «Единый центр недвижимости и оценки», № от 28 апреля 2016 года по состоянию на 01 августа 2014 года в размере <данные изъяты> руб. (т. 1 л.д. 21-76, 117-153)
Согласно положительным экспертным заключениям № и № от 14 июня 2016 года, подготовленным ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, членом которой является оценщик ФИО10., подготовивший отчеты № и № от 28 апреля 2016 года, они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов оценки, установленная оценщиком подтверждена (т. 1 л.д. 77-107, 154-186).
Оценивая относимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> по состоянию на 01 августа 2014 года к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость арендуемых заявителем земельных участков, установлена на основании Отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01 августа 2014 года
Следовательно, представленные административным истцом отчеты оценщика об определении рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01 августа 2014 года являются относимыми доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной на 01 августа 2014 года, то есть на дату, которая соответствуют дате определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости именно по состоянию на 01 августа 2014 года.
Оценивая допустимость представленных отчетов, суд принимает во внимание, что отчеты прошли экспертизу Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, получили положительное заключение, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчеты следует признать допустимыми доказательствами.
Суд приходит к выводу, что в представленных отчетах содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельных участков, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объекты оценки в полной мере идентифицированы, отчеты содержат результаты оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж, обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Использованные аналоги объектов соответствуют объектам оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Отчеты содержат обоснование выбора объектов, используемых для сравнения. Имеются основания полагать, что при выборе объектов – аналогов, оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы оценщика о рыночной стоимости объектов оценки. Примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчеты содержат сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчеты также содержат выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Представленные отчеты и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчетах рыночной стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчетах рыночной стоимости земельных участков и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленные административным истцом отчеты об оценке и положительные экспертные заключения соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчеты и положительные экспертные заключения следует признать допустимыми доказательствами.
При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объектов оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчетам оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков, и положительным экспертным заключениям.
Следовательно, представленные административным истцом отчеты оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков являются надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
При этом административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо доказательств недостоверности величины установленной оценщиком в отчетах о рыночной стоимости земельных участков, достоверности сведений о спорных земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости либо иной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который несет обязанность оплачивать земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости земельных участков, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, о том, что данное учреждение не являются надлежащим административным ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).
Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанных лиц каких-либо неблагоприятных последствий.
При таких обстоятельствах исковые требования Бутковского В.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Бутковского В.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки.
Дата обращения Бутковского В.В. с административным исковым заявлением в Кемеровский областной суд – 09 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20 сентября 2016 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.
Дело № 3а-609/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Циглер М.В.,
с участием представителя административного истца Франц С.С., действующего на основании доверенности № от 22 сентября 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«19» сентября 2016 года
административное дело по административному исковому заявлению Бутковского В.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Бутковского В.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта, производственная база, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки.
Дата обращения Бутковского В.В. с административным исковым заявлением в Кемеровский областной суд – 09 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.