РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Федянина И.Д.,
при секретаре Звонове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-60/2020 (3а-768/2019) по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании нормативных правовых актов,
установил:
26.12.2018 года комитетом Тульской области по тарифам принято постановление № 50/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 26.04.2019 № 11/5 « О внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты комитета Тульской области по тарифам» в постановление от 26.12.2018 года № 50/1 внесены изменения в части наименования АО «Энергосеть» на АО «МСК Энерго».
26.12.2018 комитетом Тульской области по тарифам принято постановление №50/2 «О корректировке необходимой валовой выручки филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», АО «Тульские городские электрические сети» на 2019 год».
Приложением № 1 к постановлению от 26.12.2018 года № 50/1, Приложением № 1 к постановлению от 26.12.2018 года № 50/1 установлена необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго», без учета оплаты потерь, учтённая при расчёте единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области на 2019 год, в размере 7 652 144,40 тыс. руб.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (далее по тексту ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиал «Тулэнерго») обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующими постановления от 26.12.2018 №50/1 (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 26.04.2019 N 11/5) «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области», в части значения 7 652 144,40 тыс. руб. НВВ филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Таблица 2 Приложения №1 к постановлению, пересечение столбца «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» и строки 1 «филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»), в связи с исключением из экономии от снижения потерь в сумме 985 698,17 тыс. руб.); постановления от 26.12.2018 №50/2 «О корректировке необходимой валовой выручки филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», АО «Тульские городские электрические сети» на 2019 год» (действующая редакция), в части значения 7 652 144,40 тыс. руб. НВВ филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Приложение №1 к постановлению, пересечение строки «Необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь» и строки со значением «2018»), в связи с исключением из экономии от снижения потерь в сумме 985 698,17 тыс. руб.).
В обоснование заявленных требований указал на то, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области, применяя единые (котловые) тарифы, которые ежегодно устанавливаются органом тарифного регулирования – Комитетом Тульской области по тарифам. При установлении необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ) и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 года у филиала «Тулэнерго» и Комитета Тульской области по тарифам возникла спорная ситуация по включению величины экономии от снижения потерь, подлежащей учёту в НВВ сетевой организации. В частности, Комитетом отказано во включении величины экономии от снижения объёма технологических потерь, заявленной филиалом на 2019 год в размере 222 886,94 тыс. руб.
Кроме того, орган тарифного регулирования исключил из НВВ филиала экономию от снижения потерь, ранее учтённую в составе НВВ на 2013-2018 гг., в сумме 764 811,23 руб.
Филиал «Тулэнерго» считает позицию органа регулирования не соответствующей действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, в частности части 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 522), требованиями которого установлена обязательность сохранение за организацией достигнутой экономии от снижения потерь в электрических сетях.
Заявленная к учету экономия от снижения потерь возникла в результате исполнения Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности филиала «Тулэнерго» на 2017-2022гг., утверждённой в соответствии с требованиями Постановления комитета Тульской области по тарифам от 07.03.2017 №8/3 «О внесении изменений в постановление комитета Тульской области по тарифам от 30.03.2016 №9/2 «Об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Тульской области».
Кроме того, Комитет на учёл заключенный между ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» договор от 23.04.2015 №2-04-2015, в соответствии с которым, в целях реализации мероприятий по снижению потерь электроэнергии в электрических сетях филиала «Тулэнерго», была создана система учёта электрической энергии с удалённым сбором данных для нужд филиала. Затраты по данному договору (аренда монтируемого оборудования, с правом последующего выкупа) не учитывались, не будут учтены, никогда не заявлялись филиалом «Тулэнерго» для учёта в тарифном регулировании. Расходы, понесённые в связи с исполнением договора, не финансировали за счёт бюджетных средств или средств, включенных в инвестиционную программу филиала.
Полагал, что действия Комитета Тульской области по тарифам, в части исключения из необходимой валовой выручки экономии от снижения потерь за период 2013-2018 года, противоречат законодательству Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала Тулэнерго» по доверенности Сухорукова Л.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Председатель комитета Тульской области по тарифам Васин Д.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что оспариваемые административным истцом постановления приняты комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречат и права административного истца не нарушают, в связи с чем в удовлетворении административного иска просил отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала Тулэнерго» по доверенности Сухоруковой Л.Г., председателя комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А., представителей по доверенностям Волковой А.А., Подосенова А.А., исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Тульской областной прокуратуры Федянина И.Д., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с последующими изменениями и дополнениями), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цент (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 поименованного Закона цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 7.10.2011 № 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) (п.1 положения). К одной из его основных функций относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пп.3 п.3 положения).
Комитет осуществляет государственное регулирование ценообразования путем принятия нормативных правовых актов – постановлений комитета.
Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам постановления от 26.12.2018 № 50/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области» и № 50/2 «О корректировке необходимой валовой выручки филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», АО «Тульские городские электрические сети» на 2019 год».
Судом установлено, что названные постановления были приняты по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2018 посредством открытого голосования членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, при наличии необходимого кворума в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 7.10.2011 № 17.
26.12.2018 заседание Правления комитета Тульской области по тарифам, по результатам которого были приняты оспариваемые постановления № 50/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области» и №50/2 «О корректировке необходимой валовой выручки филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», АО «Тульские городские электрические сети» на 2019 год», осуществлено в присутствие представителя филиала «Тулэнерго».
На основании пункта 2 постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.
26.12.2018 постановления комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2018 года № 50/1 и 50/2 официально опубликованы на сайте сетевого издания информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, а также на сайте Комитета http://tarif.tularegion.ru и вступило в силу.
Изложенное свидетельствует о том, что указанные постановления, оспариваемые административным истцом, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленных законом правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Проверяя данные нормативные правовые акты на предмет соответствия их федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 №1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа (утверждены приказом ФАС России от 30.03.2012 № 228-Э (далее – Методические указания).
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, помимо прочего, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
При этом, в соответствии с п. 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяется метод доходности инвестированного капитала.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
При использовании метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка организации устанавливается на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, с последующими ежегодными корректировками в течение всего периода регулирования.
Как следует из пунктов 22, 23 Правил регулирования цен, регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифов, по результатам которой составляет мотивированное экспертное заключение.
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям рассчитываемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования также относится к долгосрочным параметрам регулирования.
Приказом ФАС России от 27.12.2017 № 1808/17, постановлением Комитета от 27.12.2016 № 51/2 норматив технологического расхода (потерь) (уровень потерь) утвержден в размере 11,06%.
Как следует из материалов дела, со 2 июля 2009 года (даты образования филиала юридического лица) филиал «Тулэнерго» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Тульской области по тарифам, подлежащим государственному регулированию в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ.
С 2012 года по настоящее время регулирование филиала «Тулэнерго» осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала.
ФСТ России приказами от 12 октября 2012 года № 233-э/1 «О согласовании (об отказе в согласовании) Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала», были согласованы для филиала «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на 2012 – 2017 гг.
Приказом ФАС России от 27.12.2017 №1808/17 «О согласовании Федеральной антимонопольной службой предложения комитета Тульской области по тарифам о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья - «Тулэнерго» срок действия долгосрочного периода регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала продлен до 31.12.2022.
Постановлением Комитета от 27.12.2016 № 51/2 «О продлении долгосрочного периода регулирования филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» методом доходности инвестированного капитала» текущий долгосрочный период регулирования продлен до 2022 года включительно.
Таким образом, регулирование предприятия методом доходности инвестированного капитала осуществляется в течении одного долгосрочного периода регулирования до 2022 включительно.
27.04.2018 филиал «Тулэнерго» вышел с заявлением о направлении предложений, в том числе о размере тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2019 год и величине скорректированной НВВ на 2019 – 2022 гг. на основании долгосрочных параметров регулирования, установленных постановлением Комитета от 12.10.2012 № 29/3 (в ред. от 27.12.2016 № 51/2).
Вместе с тарифной заявкой филиал «Тулэнерго» направил в Комитет расчеты и материалы.
Одной из составляющей величины НВВ является показатель «экономия от снижения потерь электрической энергии». Филиалом «Тулэнерго» была заявлена экономия от снижения технологических потерь, подлежащая учету в НВВ на 2019 год, в размере 220 886,94 тыс. руб. Расчет величины экономии технологических потерь ТСО осуществляется в соответствии с п. 25 Методических указаний.
По расчетам экспертной группы, за счет уточнения индексов потребительских цен (приняты в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2018-2020 годов, опубликованы на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 01.10.2018), расчетная величина экономии от снижения объема технологических потерь в 2019 году составила 220 018,94 тыс. руб.
Однако, рассмотрев предложение филиал «Тулэнерго» экспертная группа Комитета пришла к выводу, что учет экономии потерь в НВВ противоречит принципам Основ ценообразования и может привести к двойному учету расходов.
Так, при формировании баланса электроэнергии (мощности), закладываемого в основу расчета котловых тарифов, потери по филиалу «Тулэнерго» учитываются в размере, соответствующем нормативу потерь, закрепленному как долгосрочный параметр регулирования.
Достигнутая экономия не «изымается» при подсчете величины фактической выручки на содержание сетей – пунктом 42 Методических указаний предусмотрено, что фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам) определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.
Кроме этого, экономия от снижения потерь на основании формул равняется нулю (в случае, если нормативы, утверждённые Минэнерго, больше уровня фактически сложившихся потерь, по каждому уровню напряжения) или принимает отрицательное значение (в случае, если нормативы, утверждённые Минэнерго, меньше уровня фактически сложившихся потерь, хотя бы по одному уровню напряжения). В первом случае экономия от снижения технологических потерь равняется нулю, во втором приобретает отрицательное значение и, в соответствии с методическими указаниями, не учитывается в НВВ организации.
С учетом изложенного, у Комитета отсутствовали правовые основания для учета заявленных расходов филиала «Тулэнерго» на 2019 год по статье «экономия от снижения потерь электрической энергии» в размере 220 886,94 тыс. руб.
Согласно положениям п.8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Аналогичное положение содержится в пункте 16 Методических указаний.
Системный анализ приведенных нормативных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в сфере в сфере электроэнергетики, в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Между тем, фактическое несение расходов регулируемой организации в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения предварительно согласованных с тарифным органом мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемых организаций.
Филиалом «Тулэнерго» в материалы тарифного дела не представлено доказательств выполнения таких дополнительных мероприятий, включая перечень организационных и технологических работ, а также подтверждения достигнутого экономического эффекта, который привел к снижению потерь электроэнергии при ее передаче по распределительным сетям и снижению расходования энергетических ресурсов на хозяйственные нужды регулируемой организации.
Впервые ссылка на договор от 23.04.2015 №2-04-2015, заключенный между ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», появилась в особом мнении филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» к вопросу о корректировке НВВ на 2019 год, представленном в орган тарифного регулирования 27.12.2018, после принятия оспариваемых тарифных решений.
При указанных обстоятельствах, решение регулирующего органа об отсутствии оснований для учета заявленных расходов филиала «Тулэнерго» на 2019 год по статье «экономия от снижения потерь электрической энергии» в размере 220 886,94 тыс. руб. является обоснованным, согласуется с правилами учета расходов, предусмотренными Основами ценообразования.
Доводы административного истца о необходимости применения к спорным правоотношениям п.8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» основаны на неверном применении норм материального права и являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ, последний вступил в силу со дня его официального опубликования. Публикация состоялась на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2018.
Данные положения обратной силы не имеют, и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В соответствии с п.37 Основ ценообразования при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования.
В целях соблюдения предельного роста единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии в Тульской области в отношении НВВ «Тулэнерго» применяется процедура «сглаживания», т.е. это величина, которая или изымается из НВВ организации и накапливается как долг в случае превышения затрат для определения предельного роста единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии в Тульской области, или компенсирует накопленную величину отрицательного «сглаживания».
Как следует из материалов тарифного дела, в 2019 году филиалу «Тулэнерго» частично компенсировали величину отрицательного «сглаживания», накопленную за период 2012 – 2016 гг.
Учитывая, что фактические расходы на оплату потерь ниже плановых, определяемых исходя из объема потерь электрической энергии, учтенных при установлении долгосрочных тарифов и плановой цены покупки, и получаемая экономия по факту не изымалась, а оставалась у предприятия и, кроме этого, возвращалась через статью в НВВ «экономия от снижения объема технологического расхода электроэнергии (потерь)», в целях соблюдения принципа экономической обоснованности включаемых в НВВ организации расходов, исключения двойного учета экономии, с учетом положений п. 8 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и учитывая, что филиал «Тулэнерго» находится в одном долгосрочном периоде регулирования, принято решение исключить при корректировке НВВ филиала «Тулэнерго» на 2019 год ранее включенные суммы по показателю «экономия от снижения потерь электрической энергии» в размере 764 811,23 тыс. руб.
С учетом вышеизложенного, суд соглашается с доводами комитета Тульской области по тарифам, что на момент установления тарифов на услугу по передаче электрической энергии для филиала «Тулэнерго» и корректировке НВВ на 2019 год у Комитета не имелось законных оснований учитывать в НВВ филиала «Тулэнерго» на 2019 года затраты по статье «экономия от снижения технологических потерь» в сумме 220 018,94 тыс. руб. и ранее включенные суммы в размере 764 811,23 тыс. руб.
Доводы филиала «Тулэнерго» о том, что административный ответчик пересмотрел принятые им ранее нормативные правовые акты с превышением своих полномочий основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Также несостоятельными являются доводы административного истца о том, что оспариваемые постановления нарушают его права и законные интересы.
Заявленные филиалом «Тулэнерго» затраты по статье «экономия от снижения технологических потерь» не являются затратами организации, и фактически не были направлены (потрачены) организацией на достижение экономического эффекта в том смысле правовой системы стимулирования мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности (при условии проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств), заложенном положениями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за весь долгосрочный период регулирования.
Таким образом, расходы по оспариваемой статье затрат определены Комитетом в строгом соответствии нормам действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Включение же, как предлагает филиал «Тулэнерго», в НВВ расходов за счет экономии от снижения технологических потерь противоречит п. 7 Основ ценообразования, а также установленному законодательством принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и принципу обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающему включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов, связанных с владением этим имуществом.
Согласно абзацу 11 пункта 81 Основ ценообразования для территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также для территориальных сетевых организаций, предыдущий период регулирования которых составил менее 12 месяцев, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям должен быть определен исходя из условия непревышения по соответствующим уровням напряжения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, с учетом показателей, по которым производится дифференциация нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в соответствии с методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что постановления комитета по тарифам по Тульской области от 26.12.2018 № 50/1 и 50/2 не противоречат федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем заявленные ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на опубликование сообщения о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия», в которой осуществляется официальное опубликование нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти Тульской области (постановление правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 (ред. от 16.12.2015) «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области») или (или) сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании нормативных правовых актов отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или (или) сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ruв течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий