ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-60/20 от 23.07.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-60/2020

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Семакове В.А.,

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Первая башенная компания» о признании недействующим в части пункта 11.2 приложения к решению Гагаринской районной Думы от (дата) «Об утверждении ставок арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель» (в новой редакции),

установил:

(дата) Гагаринской районной Думой Смоленской области принято решение «Об утверждении ставок арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель», приложением к которому утверждены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель.

Решение представительного органа местного самоуправления официально опубликовано в приложении к газете «Гжатский вестник» от (дата) .

В соответствии с п. 11.2 указанного приложения размер ставки арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, относящиеся к категориям земель – земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, и предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: - башни, составляет <данные изъяты>, мачты с оттяжками – <данные изъяты>.

Акционерное общество «Первая башенная компания» (далее также – АО «ПБК»), уточнив требования, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 11.2 приложения к решению Гагаринской районной Думы от (дата) с момента его принятия в определении размера ставки арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: - башни, мачт с оттяжками на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов.

Требования мотивированы тем, что при принятии вышеуказанного решения Гагаринской районной Думой Смоленской области не проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

В судебном заседании представитель АО «ПБК» ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Гагаринской районной Думы ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях административный иск не признала. Указала, что процедура принятия нормативно-правового акта была соблюдена. Экономического обоснования для принятия нормативно-правового акта не требовалось, поскольку увеличение ставки арендной платы по виду разрешенного использования «земельные участки, предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: - башни» не было, такая же ставка была установлена ранее действовавшим решением Гагаринской районной Думы от (дата) .

Целью принятия решения районной Думой от (дата) было недопущение снижения доходов местного бюджета, кроме того, принятие ставок арендной платы не привело к кардинальным изменениям в поступлении налоговых доходов.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что Гагаринской районной Думой Смоленской области (дата) принято решение «Об утверждении ставок арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель», приложением к которому утверждены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель.

В соответствии с п. 11.2 указанного приложения размер ставки арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, относящиеся к категориям земель – земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, и предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: - башни, составляет <данные изъяты>, мачты с оттяжками – <данные изъяты>.

Действие данного нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с (дата) .

Установлено, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления официально опубликовано в приложении к газете «Гжатский вестник» от (дата) .

Согласно протоколу очередного 60-го заседания Думы района от (дата) за принятие решения об утверждении ставок арендной платы проголосовало <данные изъяты> из присутствовавших на заседании <данные изъяты> депутатов Думы района (единогласно). Учитывая, что общее количество депутатов Думы района составляет <данные изъяты>, кворум для принятия решения имелся.

Правомочность органа, принявшего оспариваемое решение, порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

В обоснование заявленных требований о признании оспариваемого приказа недействующим в части, административный истец ссылается на то, что при принятии вышеуказанного решения Гагаринской районной Думой Смоленской области не проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К числу таких принципов относится, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

При этом соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Как следует из материалов дела, между Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области и ПАО заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от (дата) . В результате реорганизации ПАО(дата) путем выделения из него образовано АО «ПБК», согласно передаточному акту от (дата) права и обязанности по договору земельного участка переданы АО «ПБК».

По договору аренды земельный участок предоставлен под установку башни сотовой связи. Цель использования земельного участка относится к виду использования земельного участка, для которого п. 11.2 Приложения к Решению установлено значение ставки арендной платы для состава вида разрешенного использования «земельные участки, предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: -башни» в размере <данные изъяты>, «земельные участки, предоставленные для размещения мачт с оттяжками» в размере <данные изъяты>.

Арендная плата по договору аренды определена с учетом ставок арендной платы, установленной Гагаринской районной Думой: за (дата) в размере коэффициента <данные изъяты>, за (дата) на основании коэффициента <данные изъяты>.

Таким образом, могут применяться 2 вида ставки арендной платы, так как они соответствуют цели использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Как усматривается из материалов дела, административным ответчиком не представлены достаточные, достоверные и допустимые доказательства, свидетельствующие о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемого нормативного правового акта, при этом им не оспаривается тот факт, что анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, с учетом категории земель, к которой отнесен спорный земельный участок, и вида его разрешенного использования, по сути, не проводились.

Соответственно, оспариваемое значение корректирующего коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков и противоречит требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать п. 11.2 приложения к решению Гагаринской районной Думы от (дата) в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные положения применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, поэтому не находит оснований признать их недействующими с момента принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано в приложении «Гжатский вестник», где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Первая башенная компания» к Гагаринской районной Думе удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 11.2 приложения к решению Гагаринской районной Думы от (дата) «Об утверждении ставок арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Гагаринский район», расположенные на территории Гагаринского района, по видам разрешенного использования и категориям земель» (в новой редакции) в части установления размера ставки арендной платы в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> за земельные участки, предоставленные для размещения и строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: - башни, мачт с оттяжками на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов.

Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Гжатский вестник», где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд.

Председательствующий Е.А. Холикова

Решение принято в окончательной форме 29 июля 2020 года.