ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-60/2016 от 11.05.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело а-60/2016

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Национально-культурной автономии татар <адрес> о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Национально-культурной автономии татар <адрес> о ликвидации общественной организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, мотивировав заявленные требования следующим. Национально-культурная автономия татар <адрес> зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «…» года. Запись о юридическом лице Национально-культурной автономии татар <адрес> внесена в единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по <адрес> «…»года за основным государственным регистрационным номером «…». Национально-культурная автономия татар <адрес> действует на основании Устава. Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц адрес (место нахождения) административного истца: «…», фактический адрес (место нахождения) административного истца: «…». В ходе проведенной в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> плановой документарной проверки деятельности административного ответчика установлены нарушения Национально-культурной автономией татар <адрес> действующего законодательства и положений устава организации. Национально-культурная автономия татар учреждена с нарушением ст. 6 ФЗ «О национально-культурной автономии» физическими лицами, не являющимися делегатами местных национально-культурных автономий. В нарушение ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 ФЗ «Об общественных объединениях» в наименовании административного ответчика отсутствует указание на организационно-правовую форму. В нарушение п. 7.8 Устава Национально-культурной автономии татар <адрес> не проводились заседания постоянно действующего руководящего органа – исполнительного совета, в нарушение п. 7.18 Устава ревизионной комиссией не осуществляется контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью организации, проверки финансово-хозяйственной деятельности не проводились, в нарушение п. 7.6 Устава исполнительный совет в проверяемый период не переизбирался, в нарушение п. 7.15 Устава в проверяемый период не переизбиралась ревизионная комиссия. Административный ответчик в нарушение требований действующего законодательства не проинформировал Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об изменении своего адреса (места нахождения) и не представил документы, необходимые для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц, не публиковал отчет об использовании своего имущества и не обеспечивал доступность ознакомления с указанным отчетом, не составлял и не утверждал сметы доходов и расходов. В едином государственном реестре юридических лиц коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Национально-культурной автономии татар <адрес> отсутствуют. Некоторые положения Устава административного ответчика не соответствуют действующему законодательству: не установлена территория, в пределах которой административный ответчик осуществляет свою деятельность, не предусмотрены порядок внесения изменений и дополнений в устав, порядок реорганизации и (или) ликвидации организации, не в полном объеме отражены вопросы исключительной компетенции высшего органа управления организации, не в полном объеме отражены права и обязанности членов организации, положения п. 7.5 Устава противоречат п. 4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях». Административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Административный истец полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» для ликвидации административного ответчика. Административный истец просит ликвидировать Национально-культурную автономию татар <адрес> и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель административного ответчика Национально-культурной автономии татар <адрес>ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что организация прекратила свою деятельность с 2015 года, имущества и денежных средств не имеет.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Выслушав представителя административного ответчика ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «…» года зарегистрирована общественная организация Национально-культурная автономия татар <адрес>. В единый государственный реестр юридических лиц «…» года Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по <адрес> внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, Национально-культурной автономии татар <адрес> за основным государственным регистрационным номером «…». Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о регистрации общественного объединения от «…» года № «…», Уставом Национально-культурной автономии татар <адрес>, свидетельством серии «…» о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от «…» года.

Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения) административного ответчика: «…», руководителем Национально-культурной автономии татар <адрес> является председатель Л.Ф.У.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях». В силу ст. 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности Национально-культурной автономии татар <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки в деятельности Национально-культурной автономии татар <адрес> выявлены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации и положений Устава.

В силу абз. 3 ст. 6 ФЗ «О национально-культурной автономии» региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации могут учредить на конференции (съезде) делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. На момент создания Национально-культурной автономии татар местных национально-культурных автономий татар на территории <адрес> зарегистрировано не было. Из изложенного следует, что в нарушение указанной выше нормы Национально-культурная автономия татар <адрес> учреждена физическими лицами, не являющимися делегатами местных национально-культурных автономий.

Согласно ст. 1 ФЗ «О национально-культурной автономии» организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. В нарушение положений ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 ФЗ «Об общественных объединениях» в наименовании административного ответчика отсутствует указание на организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Административным ответчиком в нарушение п. 7.8 Устава организации, согласно которому заседания исполнительного совета проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания постоянно действующего руководящего органа – исполнительного совета не проводились; в нарушение п. 7.18 Устава, согласно которому ревизионной комиссией производится проверка финансово-хозяйственной деятельности автономии не реже одного раза в год, проверки финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией не проводились; в нарушение п. 7.6 Устава исполнительный совет, срок полномочий которого составляет 2 года, в проверяемый период не переизбирался; в нарушение п. 7.15 Устава ревизионная комиссия, срок полномочий которой составляет 2 года, не переизбиралась.

Согласно абз. 9 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», ч. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик обязан информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении адреса (места нахождения) в течение трех дней с момента таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. В ходе проверки установлено, что административный ответчик фактически находится по адресу: «…», при этом вышеуказанных сведений и документов об изменении места нахождения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не представлено.

В нарушение абз. 3 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» административным ответчиком не публиковался отчет об использовании своего имущества, не обеспечивалась доступность ознакомления с таким отчетом. В нарушение ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» административным ответчиком не составлялись и не утверждались сметы доходов и расходов.

Уставом Национально-культурной автономии татар <адрес> предусмотрены различные виды деятельности, при этом в нарушение подп. «п» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности административного ответчика отсутствуют.

Кроме того, в ходе проверки выявлено несоответствие отдельных положений Устава Национально-культурной автономии татар <адрес> требованиям действующего законодательства. В нарушение ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» Уставом не установлена территория, в пределах которой административный ответчик осуществляет свою деятельность, не предусмотрены порядок внесения изменений и дополнений в Устав, порядок реорганизации и (или) ликвидации организации. В нарушение ч. 2 ст. 65.3, ч. 1 ст. 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в п. 7.2 Устава не в полном объеме отражены вопросы исключительной компетенции высшего органа управления – общего собрания членов Национально-культурной автономии татар <адрес>, в нарушение ч. 1 и ч. 4 ст. 65.2, ст. 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации в пунктах 5.5, 5.6 Устава не в полном объеме отражены права и обязанности членов Национально-культурной автономии татар <адрес>. Пункт 7.5 Устава, которым установлено, что все решения общего собрания членов автономии принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании, не соответствуют ч. 4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В связи с выявленными нарушениями Управлением Министерства юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации и представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации соответствующие документы.

Нарушения действующего законодательства, указанные в предупреждении, Национально-культурной автономией татар <адрес> не устранены, доказательств устранения нарушений административным ответчиком не представлено.

Как следует из письма административного ответчика в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Национально-культурная автономия татар <адрес> не имеет возможности устранить выявленные нарушения в ее деятельности, указанные в предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку административный ответчик деятельность не осуществляет и не предполагает осуществлять в дальнейшем.

Исходя из материалов дела, принимая во внимание, что выявленные нарушения в деятельности административного ответчика носят длительный характер и не устранены, в том числе и после получения письменного предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, административный ответчик не имеет намерений осуществлять уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить допущенные нарушения законодательства, суд расценивает указанные выше нарушения закона как грубые и неоднократные.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, являющегося уполномоченным законом федеральным органом по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Национально-культурной автономии татар <адрес> о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Национально-культурную автономию татар <адрес> и исключить сведения о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Хрящева А.А.