№3а-60\2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Сибилевой Г.Г.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области Белых В.А.,
представителей административного истца ОАО «РЖД» - ФИО1, ФИО2,
представителей административного ответчика Комитета по тарифам и ценам Курской области – ФИО3, Куч Ю.Ю.,
представителей заинтересованного лица ПАО «Россети Центр» – ФИО4, ФИО5,
представителей заинтересованного лица ООО «Русэнергосбыт» ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» о признании недействующим в части постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области № 82 от 25.12.2020 г. «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25 декабря 2019 г. № 91 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго- Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на 2020-2024 годы, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций», возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области (далее по тексту - Комитет, тарифный орган, КТЦ Курской области) от 25 декабря 2019 г. № 91 на 2020 - 2024 годы были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО "МРСК Центра" (филиал "Курскэнерго") на территории Курской области, определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» (далее по тексту - Постановление № 91).
Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2020 № 82 «О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 25 декабря 2019 г. № 91 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО "МРСК Центра" (филиал "Курскэнерго") на территории Курской области на 2020 - 2024 годы, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» (далее также - Постановление № 82), в Постановление № 91 внесены изменения: в связи с проведенной корректировкой на 2021 г. изменены необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) сетевой организации без учета оплаты потерь, ставки за содержание электрических сетей, ставки на оплату технологического расхода (потерь) и одноставочный тариф с разбивкой по полугодиям.
ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просило признать недействующим с момента принятия постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области № 82 в следующей части: в Приложении № 2 в графе «НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь» по строке «2021», в Приложении № 3 по строке «2021» в графе 4 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь)», в графе 5 «Одноставочный тариф», в графе 6 «Ставка за содержания электрических сетей», в графе 7 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь)», в графе 8 «Одноставочный тариф».
Обязать Комитет по тарифам и ценам Курской области в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области № 82 от 25.12.2020 г. в оспариваемой части, в котором: в Приложении № 2 в графе «НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь» по строке «2021» цифры «14296,50» заменить цифрами «16025,00»; в Приложении № 3 по строке «2021»: в графе 4 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь)» цифры «160,383» заменить цифрами «193,319»; в графе 5 «Одноставочный тариф» цифры «0,463869» заменить цифрами «0,496805»; в графе 6 «Ставка за содержания электрических сетей» цифры «175014,925» заменить цифрами «218012,344»; в графе 7 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь)» цифры «161,849» заменить цифрами «200,742»; в графе 8 «Одноставочный тариф» цифры «0,455918» заменить цифрами «0,567058».
В обоснование заявленных требований ОАО «РЖД» ссылается на несоответствие постановления № 82 требованиям статей 6, 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ; статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; пунктам 7, 16, 18, 29 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178.
Административный истец полагает, что при корректировке тарифов на 2021 г. Комитетом в нарушение указанных нормативных правовых актов в НВВ не были учтены расходы на покупку потерь электрической энергии в размере 3447,04 тыс. руб., из которых: 1728,54 тыс. руб. – не учтенная Комитетом сбытовая надбавка в составе фактической цены покупки потерь электрической энергии в сетях у общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (далее - ООО "Русэнергосбыт") в 2019 году, 1 718,50 тыс. руб.- не учтенная Комитетом сбытовая надбавка в составе плановых расходов на покупку у ООО "Русэнергосбыт" потерь электрической энергии на 2021 г. Вследствие вышеуказанного, по мнению административного истца, оспариваемым постановлением установлены экономически необоснованные тарифы.
В судебном заседании представители административного истца ОАО «РЖД» ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях (с учетом их уточнения).
Представители административного ответчика Комитета по тарифам и ценам Курской области ФИО3 и Куч Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признали, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, и пояснили, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, на основании представленных заявителем документов и экспертного заключения, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Центр» (ранее ПАО «МРСК Центр») – ФИО4 и ФИО5 также просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица ООО «Русэнергосбыт» в судебном заседании ФИО6, ФИО7 просили заявленные требования удовлетворить, поддержав доводы, изложенные административным истцом, и своих письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым в удовлетворении административного иска отказать, Курский областной суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике, государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Основы ценообразования №1178) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту – Правила государственного регулирования №1178), утвержденными Правительством Российской Федерации постановлением от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию. Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 1 и 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования № 1178).
Согласно положениям пункта 2 раздела 1 Положения о Комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 № 230-па, данный Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен).
К компетенции Комитета в силу п. 1.1. части 1 раздела 3 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Согласно пункта 18 Порядка деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области, утвержденного распоряжением председателя комитета по тарифами ценам Курской области от 10.09.2015 №1, постановления комитета по тарифам и ценам Курской области подлежат опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановления комитета об утверждении тарифов, о признании утратившими силу постановлений об утверждении тарифов, являющиеся нормативными правовыми актами, иные акты публикуются в порядке, установленном Постановлением Губернатора Курской области от 16.04.2009 №111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области».
В силу пунктов 1, 2 названного постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 №111, нормативные правовые акты органов исполнительной власти области подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Курская правда" (далее - официальное периодическое издание) и (или) на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru или http://администрация.курскаяобласть.рф) (далее - официальный сайт Администрации Курской области) в течение десяти дней после дня их подписания, кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Если в соответствии с законодательством Курской области нормативные правовые акты органов исполнительной власти области подлежат государственной регистрации, размещение (опубликование) таких актов осуществляется в течение десяти дней после дня их государственной регистрации; официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти области считается первая публикация их полных текстов в официальных периодических изданиях или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Администрации Курской области, или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
Нормативно правовые акты органов исполнительной власти области вступают в силу со дня их официального опубликования, если самим актом не установлен иной порядок их вступления в силу.
Как следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Курской области. Юго-Восточная дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «Российские железные дороги», согласно Положению о Трансэнерго - филиале ОАО Российские железные дороги», утвержденному Президентом ОАО «РЖД» от 29.12.2007 г., представляет интересы ОАО «РЖД» по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу ценообразования на электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии.
Комитетом по тарифам и ценам Курской области на основании заявления филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго от 26.04.2019 г. и в соответствии с пунктами 24, 26, 27 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 года № 834/18, открыто дело от 26.04.2019 г. № 05.3-1443 об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на основании долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2020-2024 годы.
25.12.2019 г. Комитетом по тарифам и ценам Курской области в рамках предоставленных полномочий принято постановление № 91 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго- Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на 2020 - 2024 годы, определённых на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, приложениями к которому:
1) установлены на 2020 - 2024 годы долгосрочные параметры регулирования для ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению № 1.
2) установлена необходимая валовая выручка для ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 2.
3) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на 2020 - 2024 годы согласно приложению № 3.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 1178, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Как следует из представленных материалов, в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 1178, Комитетом по тарифам и ценам Курской области для ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на 2020-2024 годы, комитетом по тарифам и ценам Курской области рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), с учетом требований Основ ценообразования №1178.
При установлении тарифов названным методом перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в Методических указаниях № 98-э (пункт 38 Основ ценообразования №1178).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (пункт 9 Методических указаний N 98-э).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (абзац 6 пункта 49 Методических указаний № 20-э/2).
Как установлено судом, 27 апреля 2020 года ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго обратилась в Комитет с заявлением о корректировке долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2021 год, представив предложение по корректировке и расчетно-обосновывающие документы (том 2 л.д.75-91).
По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов и дополнительных материалов, поступивших на основании запроса Комитета от 16.10.2020 года на основании пунктов 22, 23 Правил регулирования № 1178 регулирующий орган провел экспертизу предложений ОАО «РЖД», экспертной группой Комитета подготовлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки Общества и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ПАО «МРСК Центра» на 2021 год, составленное 18.12.2020 (том 2 л.д. 106 -115), с учетом выводов которого правлением Комитета 25 декабря 2020 года принято оспариваемое постановление №82.
Названным постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25 декабря 2020 года №82 внесены изменения в постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25 декабря 2019 года N 91:
- согласно приложению № 2 необходимая валовая выручка сетевой организации ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов (без учета оплаты потерь) на 2021 год определена в размере 14296,50 тыс. руб.;
- в приложении №3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на 2021 г.: на первое полугодие двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей в размере 180619, 403 руб./МВт. мес.; ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 160,383 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф в размере 0,463869 руб./ кВт.ч.; на второе полугодие двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей в размере 175014,925 руб./МВт. мес.; ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 161, 849 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф в размере 0,455918 руб./ кВт.ч.
Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2020 № 82 рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), им устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, что свидетельствует о том, что названное постановление обладает признаками нормативного правового акта.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов в отношении ОАО «Российские железные дороги», в силу ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ОАО «РЖД» наделено правом обращаться с административным исковым заявлением о признании данного нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление №82 от 25.12.2020 принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения на заседании Правления Комитета по тарифам и ценам Курской области заявления ОАО «РЖД», представленных материалов, экспертного заключения, возражений ОАО «РЖД», большинством голосов, при наличии необходимого кворума состава Правления Комитета, в установленной форме (пункт 4 раздела 4 Положения о Комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 № 230-па, пункты 1, 14, 16, 18 Порядка деятельности Правления Комитета по тарифам и ценам Курской области, утвержденного распоряжением председателя КТЦ Курской области №1 от 10.09.2015 года) и опубликовано 28.12.2020 года на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 29.12.2020 г. на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 01.01.2021 г. в газете «Курская правда» от 01.01.2021г. № 1 (26675), в соответствии с п.1 Постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативно правовых актов органов исполнительной власти Курской области». Нарушений процедуры принятия указанного постановления №82 от 25.12.2020 не имеется, что не оспаривается и административным истцом.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого постановления актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике, общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.
В силу п. 5 ст. 41 Закона об электроэнергетике величина фактических потерь электрической энергии оплачивается сетевыми организациями - субъектами розничных рынков, в сетях которых указанные потери возникли, в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее также Основные положения № 442).
В случаях, установленных основными положениями функционирования розничных рынков, сетевые организации обязаны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.
Сетевые организации обязаны заключить в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь.
Согласно пункта 4 Основных положений №442 сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
В соответствии с пунктом 6 Основных положений № 442 потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном указанным документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Из пункта 128 Основных положений N 442 следует, что фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III данного документа.
Фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, приобретаемые сетевой организацией в соответствии с данным пунктом у гарантирующего поставщика, подлежат уменьшению на объемы электрической энергии (мощности), приобретаемой сетевой организацией в целях компенсации потерь электрической энергии у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
В статье 23 Закона об электроэнергетике определены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, к числу которых отнесены, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, а также учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2).
В целях соблюдения указанных принципов государственного регулирования цен (тарифов) в пункте 7 Основ ценообразования №1178 закреплено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний №98-э прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) на очередной период регулирования определяется по формуле 11, исходя из прогнозной цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования №1178, и индекса роста цен на электрическую энергию, определенного в соответствии с прогнозом социально- экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию осуществляется по формуле 8, содержащейся в пункте 11 Методических указаний№98-э.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования №1178 предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) указанного документа на долгосрочный период или очередной год.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при корректировке необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» на 2021 год Комитетом были учтены выпадающие доходы от покупки потерь в электрических сетях в размере 1519,22 тыс. руб. по факту 2019 года, рассчитанные по формуле 8 п.11 Методических указаний № 98-э (с учетом фактической цены покупки потерь за указанный период в размере 2,38941 руб./кВт.ч) и плановые расходы на оплату технологических потерь на 2021 год в размере 7709,41 тыс. руб., которые рассчитаны по формулам 11 п.13 Методических указаний № 98-э, с применением формулы 15.21 пункта 50 Методических указаний № 20-э/2, данных Сводного прогнозного баланса электрической энергии (мощности) на 2021 год для ЮВЖД (в границах Курского региона).
Расчет прогнозной цены электрической энергии на оплату потерь территориальных сетевых организаций произведен Комитетом исходя из непревышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на оплату потерь электрической энергии по полугодиям 2021 года, утвержденных приказами Федеральной антимонопольной службы от 26.11.2020 № 1162/20 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год" и от 26.11.2020 № 1163/20 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год".
Обоснованность использования Комитетом перечисленных формул и методических указаний при расчете оспариваемых положений нормативного правового акта, административным истцом не оспаривалось.
По мнению административного истца, утвержденный регулирующим органом на 2021 год размер необходимой валовой выручки, является экономически необоснованным, поскольку при его расчете фактическая цена покупки потерь по договору с ООО «Русэнергосбыт» за 2019 год неправомерно была принята КТЦ Курской области без учёта величины сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением от 21.12.2018г. № 73 и соответственно экономически обоснованные выпадающие расходы на оплату потерь были занижены регулятором. Кроме того, Комитетом не в полном объеме учтены запланированные расходы общества на оплату технологических потерь на 2021 год в размере 9427, 92 тыс. руб., ввиду неприменения при расчете к цене покупки потерь у ООО «Русэнергосбыт» сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением от 25.12.2020 № 78.
В соответствии с пунктами 2 и 15 - 34 Основ ценообразования №1178 при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
В силу пункта 16 Основ ценообразования №1178, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункта 18 Основ ценообразования №1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования №1178 расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности) определяются в соответствии с пунктом 29 названного документа.
В силу пункта 29 Основ ценообразования №1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Анализ приведенных правовых положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что орган тарифного регулирования определяет экономическую обоснованность тех или иных затрат на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и (или) иных материалов, представленных административным истцом. При выявлении среди представленных для расчета корректировки необоснованных расходов организации, Комитет обязан исключить указанные расходы из расчета тарифа. При этом на административном истце лежит обязанность представить обоснование того, что понесенные им затраты связаны с регулируемым видом деятельности и увеличение данных затрат по сравнению с плановыми расходами носит объективный характер, поскольку безосновательное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с Приложением №1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" Курская область входит в первую ценовую зону.
Согласно пункту 5 Основных положений N 442 на территории субъектов РФ объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, а энергосбытовыми организациями – по свободным нерегулируемым ценам.
Таким образом, цена на электрическую энергию, выставляемая энергосбытовыми организациями, в том числе на оплату потерь электрической энергии территориальным сетевым организациям, ничем не ограничена.
Как установлено судом, специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных к заявке ОАО "РЖД" обосновывающих материалов и с учетом дополнительно представленных по запросу Комитета документов подготовлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки Общества и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ПАО "МРСК Центра" на 2021 г., по результатам рассмотрения которого Комитетом 25 декабря 2020 г. принято оспариваемое Постановление № 82.
Из экспертного заключения от 18.12.2020 года и протокола заседания правления тарифного органа от 25 декабря 2020 г. № 82 следует, что на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования (2021 г.) тарифный орган учел выпадающие доходы Общества от покупки потерь в электрических сетях за 2019 год в размере 1519,22 тыс. руб. и плановые расходы на оплату технологических потерь в размере 7709,41 тыс. руб.
Заявленные обществом фактически понесенные расходы на покупку потерь в 2019 году по договору с ООО «Русэнергосбыт» учтены экспертной комиссией Комитета частично - без применения заложенной Обществом в расчете цены сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением от 21.12.2018г. № 73. В полном объёме фактически понесенные обществом в 2019 году по договору с ООО «Русэнергосбыт» расходы на покупку потерь не учтены Комитетом, как экономически необоснованные, ввиду отсутствия основания для учета в составе указанных расходов сбытовой надбавки ГП.
Заявленные обществом плановые расходы на оплату технологических потерь на 2021 год в размере 9427, 92 тыс. руб. снижены Комитетом до 7709, 41 тыс. рублей, ввиду необоснованного применения указанной Обществом в расчете цены покупки потерь у ООО «Русэнергосбыт» сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением от 25.12.2020 № 78.
Как следует из материалов дела и установлено судом, покупку электрической энергии в целях компенсации потерь на территории Курской области ОАО "РЖД" осуществляет в рамках договора купли-продажи электрической энергии (мощности) в границах ОАО «Курскэнерго» от 30 августа 2005 г. № 171/011-Р/139Д-05, заключенного с ООО «Русэнергосбыт» (энергосбытовой организацией), и договора купли-продажи электрической энергии (с целью компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях сетевой организации) от 15 апреля 2014 г. № 18-46761006, заключенного с открытым акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (являющегося на основании постановления Комитета от 21 марта 2014 г. № 15 "О границах зоны деятельности гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Курской области).
Как следует из объяснений представителей административного истца, представителя заинтересованного лица ООО «Русэнергосбыт» и подтверждается материалами дела, размер цены электроэнергии для компенсации потерь по вышеуказанному договору от 30 августа 2005 г. № 171/011-Р/139Д-05, заключенному между ОАО "РЖД" и ООО «Русэнергосбыт» рассчитывается по ценам на компенсацию технологического расхода (потерь) электрической энергии гарантирующего поставщика, в зоне деятельности которого находится электросетевое хозяйство Покупателя. В указанную цену за 2019 год (помимо цены покупки потерь электрической энергии с оптового рынка; инфраструктурных платежей), включена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» на 2019 год, утвержденная постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2018 г. № 73 «О сбытовой надбавки гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» на территории Курской области на 2019 год».
Деятельность гарантирующих поставщиков по сбыту электроэнергии подлежит государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике), в связи с чем органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливаются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Административный истец ОАО «РЖД» находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт», которому постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области ежегодно утверждаются сбытовые надбавки, в том числе на 2019 год постановлением от 21.12.2018г. № 73, на 2021 год постановлением 25.12.2020 № 78.
Как следует из объяснений административного ответчика и материалов дела, в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 г. № 1154/17 (далее по тексту Методические указания № 1154/17), при установлении сбытовой надбавки ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» на 2019 год были учтены в том числе: выпадающие доходы данного гарантирующего поставщика, связанные с установлением регулируемых цен тарифов на электрическую энергию для населения в размере 260120,2 тыс. руб. (сумма разницы между стоимостью электрической энергии потребляемой населением в расчетном периоде регулирования (2019 год) по экономически обоснованному тарифу и стоимостью электрической энергии, потребляемой населением в расчетном периоде регулирования (2019 год) по установленному тарифу («перекрестка»), и отклонения величины выпадающих доходов, учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для сетевых организаций на период предшествующий базовому периоду (2017 год) регулирования, от сложившихся за базовый период (2017 год), учитывающие отклонение стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком для целей поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей).
ООО «Русэнергосбыт» гарантирующим поставщиком не является, и в соответствии с действующим законодательством установление тарифным органом для данной организации вышеназванной сбытовой надбавки не предусмотрено. Цена покупки потерь для ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго-Восточной железной дороги у ООО «Русэнергосбыт» по факту 2019 года не может содержать вышеуказанных дополнительных расходов гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт».
Величина рыночных прогнозных цен покупки потерь электрической энергии и мощности, а также инфраструктурные платежи, использованные в расчете прогнозной цены покупки потерь электрической энергии на 2021 год, являются едиными для всех территориальных сетевых организаций Курской области. Разница в прогнозных ценах покупки потерь электрической энергии для территориальных сетевых организаций обусловлена величиной сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, и расчетом, произведенным по формуле 15.21. пункта 50 Методических указаний № 20-э/2.
При расчёте сбытовой надбавки гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» на территории Курской области на 2021 г., установленной постановлением Комитета от 25.12.2020 № 78 «О сбытовой надбавки гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» на территории Курской области на 2021 год», также принимались во внимание и учитывались расходы данного гарантирующего поставщика, в том числе связанные с поставкой электроэнергии населению.
Поскольку ООО «Русэнергосбыт» гарантирующим поставщиком на территории Курской области не является, сбытовая надбавка на территории Курской области в 2021г. в отношении данного общества не устанавливалась, в связи с чем КТЦ Курской области обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения сбытовой надбавки АО «АтомЭнергоСбыт», установленной постановление КТЦ Курской области от 25.12.2020 № 78 при расчете прогнозной цены покупки потерь у ООО «Русэнергосбыт», и исключил ее из расчетов.
Помимо указанного, учитывая, что корректировка по фактическим понесенным расходам за 2019 год направлена на компенсацию разницы между прогнозной ценой, рассчитанной на 2019 год вышеназванным способом, и фактической ценой, связана с изменения цены на оптовом рынке и снижением Комитетом тарифа в целях соблюдения требования о непревышении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на оплату потерь электрической энергии – отсутствие сбытовой надбавки при установлении прогнозной цены покупки потерь у ООО «Русэнергосбыт» на 2019 год свидетельствует об отсутствии оснований для учета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика в рассматриваемом случае в цене фактической.
В связи с изложенным, также являются верными выводы Комитета о том, что заявленные обществом фактически понесенные расходы на покупку потерь в 2019 году по договору с ООО «Русэнергосбыт» в части включенной в расчет цены сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», в соответствии с п.7 Основ ценообразования №1178 следует признать экономически необоснованными.
Таким образом, доводы административного истца, что фактически понесенные обществом в 2019 году расходы на покупку потерь по договору с ООО «Русэнергосбыт» при корректировке НВВ на 2021 год подлежали зачету в полном объеме (с учетом сбытовой надбавки, установленной Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением 21.12.2018г. № 73), а при расчете плановых расходов на оплату технологических потерь на 2021 год у ООО «Русэнергосбыт» подлежало применить сбытовую надбавку, установленную Комитетом для гарантирующего поставщика ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» постановлением 25.12.2020 № 78, нельзя признать обоснованными.
Фактические расходы административного истца на оплату потерь электрической энергии, понесенные по договору с ООО «Русэнергосбыт» за 2019 г‚ учтены Комитетом за вычетом указанной сбытовой надбавки, то есть в размере стоимости покупки электрической энергии в данный период на оптовом рынке, публикуемой гарантирующими поставщиками и коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии, инфраструктурных платежей, что не противоречит пунктам 7, 29 Основ ценообразования №1178 и Методическим указаниям № 98-э и № 20-э/2.
Нарушений регулирующим органом при расчете фактической цены покупки потерь электрической энергии в сетях на 2019 год и прогнозной цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии в сетях на 2021 год пунктов 7, 16,18, 29 Основ ценообразования №1178, Методических указаний № 20-э/2 и № 98-э, судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Комитетом исследованы представленные Обществом расчет корректировки, прилагаемые к нему договоры купли-продажи, акты приема - передач, представленным документам и особому мнению общества на экспертное заключение дана надлежащая правовая оценка, что отражено в экспертном заключении. Таким образом, утверждение административного истца о несоблюдении органом регулирования требований статьи 6, пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 16,18, 29 Основ ценообразования №1178 не основано на материалах дела и является несостоятельным.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.
При этом указанный федеральный закон признает дискриминационными условиями такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектам (пункт 8 статьи 4).
Вместе с тем оспариваемый нормативный правовой акт регулирует индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго- Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на 2021, не содержит положений, которые могут свидетельствовать о создании дискриминационных условий для административного истца. Исключение необоснованных расходов, как предыдущего, так и текущего периодов в силу п.7 Основ ценообразования №1178 является правовой обязанностью органа регулирования и не свидетельствует, вопреки доводам административного истца, о нарушение положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылки представителей административного истца и заинтересованного лица ООО «Русэнергосбыт» на иную позицию Комитета по учету цены за компенсацию потерь до 2016 года правового значения не имеют, поскольку к предмету рассмотрения - постановлению № 82 от 25.12.2020 г. не относятся.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление № 82 от 25.12.2020 г. принято в пределах полномочий Комитета по тарифам и ценам Курской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе Федеральному закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктам 7, 16,18, 29 Основ ценообразования, Методическим указаниям № 98-э, Методическим указаниям № 20-э/2, прав и законных интересов административного истца не нарушает, поэтому в удовлетворении требований ОАО «Российские железные дороги» следует отказать.
Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации основания для взыскания понесенных административным истцом расходов по оплате государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» о признании недействующим в части постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области № 82 от 25.12.2020 г. «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25 декабря 2019 г. № 91 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Российские железные дороги» в границах Юго- Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО «МРСК Центра» (филиал «Курскэнерго») на территории Курской области на 2020-2024 годы, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» и возложении на Комитет по тарифам и ценам Курской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 22.09.2021 года.
Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко