ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-60/2022 от 17.02.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 3а-60/2022

УИД 68OS0000-01-2021-000227-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года г.Тамбов

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Дмитриевой Е.М.,

с участием прокурора Ермаковой Е.С., представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и заинтересованного лица Администрации Тамбовской области Ляшенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Тамбовоптпродторг» о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2021 году определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года № 757,

УСТАНОВИЛ :

Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года № 757 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень), в который под пунктом *** включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***К.

Являясь собственником данного здания, ООО «Тамбовоптпродторг» обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании данной нормы недействующей, ссылаясь на ее противоречие положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», поскольку здание используется под склад.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.207).

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и заинтересованного лица Администрации Тамбовской области по доверенностям Ляшенко Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных требований, считая, что вышеуказанное здание обоснованно включено в Перечень, поскольку имеет площадь свыше 1000 кв.м. и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов. Не отрицала при этом, что обследование здания с целью установления его фактического использования не проводилось.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными и обоснованными, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 3, статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения, определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, и Законом субъекта Российской Федерации, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи372 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Тамбовской области от 28 ноября 2003 года № 170-3 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» установлен налог на имущество организаций.

Статьей 1.1 названного областного закона (в действующей на момент принятия оспариваемого Перечня редакции) закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в соответствии с которыми налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);

2) нежилых помещений общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

Пунктом 2 постановления Администрации Тамбовской области от 11 декабря 2017 года № 1227 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения» Комитет по управлению имуществом Тамбовской области наделен полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области 3 марта 2018 года в адрес Комитета по управлению имуществом Тамбовской области была направлена следующая информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости Тамбовской области:

- кадастровый ***; вид и наименование объекта – здание; назначение – нежилое здание; адрес: ***К; площадь 4446,5 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка – «под базы оптовой торговли».

Оспариваемый в части приказ принят 25 декабря 2020 года, опубликован 28 декабря 2020 года на официальном сайте газеты «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru, номер публикации 12489), которая является официальным источником опубликования нормативных правовых актов Тамбовской области, и 29 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), что соответствует порядку обнародования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тамбовской области, установленному статьей 29 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года № 51-З «О правовых актах Тамбовской области».

Таким образом, данный приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме с соблюдением порядка его принятия и введения в действие в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не находит предусмотренных законом оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Рассматриваемый в данном случае спорный объект недвижимости ни одному из перечисленных выше критериев, установленных федеральным и региональным законодательством, не отвечает.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - здания, общей площадью 4446,5 кв. м, расположенного по адресу: ***К, на земельном участке с видом разрешенного использования «под базы оптовой торговли», расположенном по адресу: ***, литер Д (л.д.99-108).

Согласно техническому паспорту, составленному Тамбовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 16 сентября 2016 года, объект недвижимости имеет наименование «здание» и помещения – «основное», «вспомогательное», «лифт», «вход в подвал», «хол.пристройка», общей площадью здания 4446,5 кв.м., в том числе основной – 4184,6 кв.м., вспомогательной - 230,7 кв.м., торговая площадь в котором отсутствует (л.д.14-33).

Утверждение административного ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка «под базы оптовой торговли», на котором расположено здание, предусматривает размещение на нем объектов торговли, несостоятельно.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

В соответствии с классификацией, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 и действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к коду вида разрешенного использования земельных участков 4.2 «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.

Классификатор разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10 ноября 2020 года № П/0412, на который ссылается административный ответчик, также не предусматривает вид разрешенного использования «под базы оптовой торговли» в составе земель населенных пунктов, и более того не мог применяться к рассматриваемым правоотношениям, как не вступивший в законную силу на момент принятия оспариваемого в части приказа.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, также не содержит термина «база оптовой торговли» и его определения.

В связи с чем, здание административного истца не могло быть включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.

Относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости какому-либо из других перечисленных выше критериев, установленных федеральным и региональным законодателем, административным ответчиком, который в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, суду не представлено.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим в части включения в Перечень спорного объекта недвижимости с момента его принятия на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что позволит в полной мере восстановить права административного истца.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей по платежному поручению № 378 от 12 ноября 2021 года, которые подлежат возмещению административным ответчиком.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Тамбовоптпродторг» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года № 757.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу ООО «Тамбовоптпродторг» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ледовских И.В.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2022 года.

Судья Ледовских И.В.