УИД 11OS0000-01-2023-000120-86
Дело №3а-60/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Розовой А.Г.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Гейко Н.М. о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 29 декабря 2022 года №307-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 1524 Перечня, предусматривающего включение в него объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <Номер обезличен>,
установил:
приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее – Комитет) от 29 декабря 2022 года №307-од определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2023 год).
Приказ от 29 декабря 2022 года №307-од опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2022 года
Гейко Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила пункт 1524 Перечня на 2023 год признать недействующим со дня издания приказа.
Приведенным пунктом нежилое здание - станция техобслуживания автомобилей на 7 постов, с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> (далее – Станция), собственником которого является административный истец, включено в оспариваемый Перечень на 2023 год.
По убеждению административного истца, Станция незаконно включена в Перечень на 2023 год, поскольку не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, что нарушает ее права, неправомерно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В подтверждение заявленных требований административный истец ссылалась на вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 2022 года по делу №<Номер обезличен>, которым ее административное исковое заявление в отношении того же объекта недвижимости удовлетворено. В дополнениях указала, что материалы учетного дела №<Номер обезличен>, сформированного по результатам проведенного должностными лицами обследования, не содержат доказательств фактического использования здания Станции для размещения объекта бытового обслуживания, само обследование проведено в период действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 года №1520, с нарушением порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года №546, без уведомления о проведении проверки, измерения рабочих зон, фактически используемых ООО «Автодок» для оказания услуг, подпадающих под код ОКВЭД 45.20.1. По этим основаниям полагала выводы о фактическом использовании, сформулированные по результатам обследования, предположениями, не учитывающими, что ООО «Автодок» не осуществляет выполнение работ и оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых потребностей. Возражала по представленному в учетном деле №<Номер обезличен> расчету площади помещений Станции, используемых для осуществления деятельности по коду ОКВЭД 45.20, составленному в соответствии с экспликацией (поэтажным планом) к техническому паспорту, при этом привела свой контррасчет, исходя из которого доля площади Станции, фактически используемой для размещения объекта бытового обслуживания, составляет менее 20% от общей площади.
Административный истец Гейко Н.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца и заинтересованного лица ООО «Автодок» Велиев Р.Р. в суде поддержал заявленное требование в полном объеме. Указал, что вышеуказанное здание Станции, включенное в Перечень на 2023 год, передано в аренду ООО «Автодок», основным видом деятельности которого является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, используемого в предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе для государственных и муниципальных нужд, не оказывающему услуги в целях исключительно удовлетворения бытовых потребностей граждан. Оспаривая правильность приведенного в учетном деле №<Номер обезличен> расчета площади, просил учесть наличие приказа директора ООО «Автодок» от 9 декабря 2021 года №<Номер обезличен> «О распределении постов и очередности обслуживания автомобилей», которым определены рабочие зоны Станции для выполнения работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств физических лиц, суммарная площадь которых, используемая для размещения объекта бытового обслуживания, составляет менее 20% общей площади Станции.
Представитель заинтересованного лица ООО «Автодок» Гейко П.П. в судебном заседании с заявленным административным истцом требованием согласился, выступив в объеме письменных пояснений. Полагал нарушенными порядок установления вида фактического использования здания Станции и запрет на проведение в 2022 году проверок такого рода. Уточнил, что замеры площади для самостоятельного расчета доли площади Станции, фактически используемой для оказания бытовых услуг, выполнены привлеченным ООО «Автодок» специалистом в мае 2023 года.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Комитета и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее – ГБУ РК «РУТИКО») Кызродева А.Е. по заявленному требованию возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Комитета от 29 декабря 2022 года №307-од, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Настаивала на том, что мероприятия по установлению вида фактического использования проведены в соответствии с установленным Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года №546 порядком без каких-либо нарушений, действие моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 года №1520, на проведение мероприятий по установлению вида фактического использования не распространялось. Полагала, что представленным ООО «Автодок» приказом от 9 декабря 2021 года №<Номер обезличен> «О распределении постов и очередности обслуживания автомобилей» подтверждено оказание на Станции бытовых услуг населению, содержание данного приказа не опровергает выводы акта обследования от 10 марта 2022 года, поскольку выделенные им для оказания услуг населению рабочие зоны Станции не изолированы и не обособлены, а потому образуют одну ремонтную зону в пределах одного этажа, используемую для оказания услуг населению.
Выслушав представителей сторон, представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Пунктом «и» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 3, 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования здания, строения, сооружения, помещения.
Из положений статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Как установлено в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Подпункты 2 пунктов 3, 4, пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что в целях настоящей статьи административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) могут быть идентифицированы по признакам их фактического использования. Фактическое использование при этом также не связано лишь с данными кадастрового учета, а определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 этой же статьи).
Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года №67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), которые отвечают одному из условий, перечисленных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу с 25 сентября 2012 года на праве собственности принадлежит здание – по наименованию «станция техобслуживания автомобилей на 7 постов», по назначению «нежилое», с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> (учетное дело).
В соответствии с техническим паспортом здания, составленным ... по состоянию на 27 сентября 2007 года, нежилое здание, площадью ... кв.м, включает помещения следующего назначения: кузовной участок (... кв.м), помещение (... кв.м), покрасочная камера (... кв.м), пункт подготовки (... кв.м), склад (... кв.м), приемная (... кв.м), агрегатный участок (... кв.м), техконтроль (... кв.м), ремонтный участок (... кв.м), душевая (... кв.м), раздевалка (... кв.м), туалет (... кв.м), сауна (... кв.м), лестничная клетка (... кв.м), коридор (... кв.м), комната охраны (... кв.м), комната мастеров (... кв.м), подсобная (... кв.м), теплоузел (... кв.м), бытовка (... кв.м), туалет (... кв.м), кабинеты (... кв.м), коридор (... кв.м), лестничная клетка (... кв.м).
Принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, относящемся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «для обслуживания станции техобслуживания автомобилей на 7 постов», и предоставленном в аренду на основании договора от 13 января 2017 года №<Номер обезличен> на срок до 13 января 2027 года.
На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми является Правительство Республики Коми (статья 89 Конституции Республики Коми).
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года №537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете, согласно которому данный орган исполнительной власти Республики Коми определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 - 23 пункта 11).
Законом Республики Коми от 4 ноября 2002 года №101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (часть 1 статьи 5); официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми признается первая публикация полного текста этих актов, в том числе, в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru) (часть 4 статьи 8).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми №101-РЗ размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года №124).
Оспариваемый в части приказ Комитета от 29 декабря 2022 года №307-од, размещенный в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества включен в Перечень на 2023 года на основании его фактического использования.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года №546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).
Согласно пунктам 3.1, подпунктам 1, 2 пункта 4, пунктов 5, 6, 9, 11, 12, 16 Порядка (в редакции на день обследования Станции) организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 данного Порядка, проводит ГБУ РК «...».
Основаниями для проведения мероприятий являются: поступление в Комитет обращения о необходимости установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества от являющихся собственниками объектов недвижимого имущества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или физических лиц (далее соответственно - собственники, обращение собственника); поступление в Комитет уведомления ГБУ РК «...» о необходимости установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (далее - уведомление ГБУ РК «...»).
Информация об издании приказа о проведении мероприятий направляется Комитетом соответственно собственнику, органу, направившему обращение, не позднее 7 рабочих дней со дня его принятия.
Приказ о проведении мероприятий размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 7 рабочих дней со дня принятия указанного приказа, но не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала проведения мероприятий.
Должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества.
Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В случае если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен в силу не зависящих от должностных лиц причин, а также в случае противодействия со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся собственниками объекта недвижимого имущества, в любых формах проведению обследования, но при этом имеются факты, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, в том числе вывесок, рекламных стендов, баннеров, в акте обследования указывается на признаки размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания с приложением фото- и (или) видеоматериалов и обязательной отметкой об отсутствии доступа на объект недвижимого имущества и (или) противодействии проведению обследования.
Информация о результатах проведения мероприятий в срок не позднее 7 рабочих дней со дня ее поступления в Комитет подлежит размещению на официальном сайте Комитета, а также направлению в адрес соответственно собственника, органа, направивших обращение.
В соответствии с пунктом 6 Порядка приказ Комитета от 19 января 2022 №5-од «О проведении мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения» был размещен на официальном сайте Комитета (https://agui.rkomi.ru) 19 января 2022 года.
Основанием для проведения указанного мероприятия явилось уведомление ГБУ РК «...» от 14 января 2022 года №<Номер обезличен> с приложением перечня объектов недвижимого имущества, в числе которых объект с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Вопреки доводам административного истца и ее представителя, пунктом 5 Порядка предусмотрено информирование инициатора мероприятия об издании приказа о проведении мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в рассматриваемом случае – ГБУ РК «...», направившего уведомление, как это прямо следует из содержания подпункта 2 пункта 4 Порядка. Кроме того, обследование проводилось в присутствии директора ООО «Автодок» ФИО13., которым обеспечен беспрепятственный доступ на объект, данные обстоятельства им подтверждены в судебном заседании 30 мая 2023 года.
Ссылка стороны административного истца на нарушение административными ответчиками ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 года №1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», суд признает несостоятельной, поскольку требования данного акта не распространяются на выездные обследования объектов недвижимого имущества в ходе реализации ГБУ РК «...» предоставленных Порядком полномочий.
ГБУ РК «...» 8 февраля 2022 года проведены мероприятия по обследованию объекта недвижимости с целью определения вида его фактического использования, о чем 10 марта 2022 года составлен и 11 марта того же года утвержден акт (далее - Акт), из которого следует, что более 20 процентов площади обследуемого здания фактически используется для размещения объекта бытового обслуживания (станции технического обслуживания автомобилей «Автодок»); полный доступ на обследуемый объект обеспечен; на основании сведений технического паспорта и экспликации к поэтажному плану определено использование части нежилых помещений №№ 1-3, 5-8 первого этажа, площадью ... кв.м, составляющей 76,44% от общей площади здания, для размещения объекта бытового обслуживания; приложениями к акту являются: поэтажный план, экспликация к поэтажному плану, фототаблица.
Информация о результатах проведения мероприятия размещена на официальном сайте Комитета 16 марта 2022 года.
В соответствии с представленными административным истцом договорами от 1 августа 2021 года №<Номер обезличен> и от 30 ноября 2022 года №<Номер обезличен> нежилое помещение – отдельно стоящее здание производственного назначения: станция техобслуживания автомобилей на 7 постов, общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, сдается в аренду ООО «Автодок».
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц адресом (местом нахождения) ООО «Автодок» является: <Адрес обезличен>, основным видом экономической деятельности является - техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (код ОКВЭД 45.20.1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р утверждены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящиеся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящимся к бытовым услугам (далее – Распоряжение).
В соответствии с данным Распоряжением вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года №14-ст: техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (код ОКВЭД 45.20.1), относится к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 года №1356-ст, под бытовым обслуживанием населения понимается отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ); под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребностью индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребностью, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
В пунктах 55, 56 названного стандарта среди прочих бытовых услуг указаны техническое обслуживание транспортных средств, машин и оборудования, и ремонт транспортных средств.
Также в данном стандарте отмечено, что помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица.
Таким образом, доводы представителей административного истца и заинтересованного лица об отсутствии доказательств оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств исключительно физическим лицам не свидетельствуют о том, что ООО «Автодок» не оказываются услуги бытового обслуживания.
Согласно ответу УФНС России по Республике Коми от 25 мая 2023 года на запрос суда ООО «Автодок», ОГРН <Номер обезличен>, контрольно-кассовая техника модели «...» (рег. №<Номер обезличен>) зарегистрирована с 26 июля 2017 года и применяется по настоящее время в онлайн режиме при осуществлении наличных и безналичных (платежные карты) расчетов с физическими лицами за оказанные услуги по адресу места установки: <Адрес обезличен>
Исходя из характера оказываемых услуг при наличии сведений о контрольно-кассовой технике, а также положений ГОСТа Р 57137-2016 потребителями бытовых услуг по ремонту транспортных средств могут быть как юридические, так и физические лица.
По смыслу параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года №1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности является потребителем (абзац третий преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года №290, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий, либо использующий услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с данными Правилами исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация должна быть размещена на вывеске (пункт 3); исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Названная информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты (пункт 4). Исполнитель обязан также предоставить потребителю для ознакомления: а) указанные Правила; б) адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; в) образцы договоров, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем; г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункт 6). Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию (пункт 11).
Так, материалы учетного дела №<Номер обезличен>, а именно фототаблица, включенная в Акт и являющаяся неотъемлемой его частью, содержит фотографии фасада здания (входной группы) с вывеской «Автодок» станция технического обслуживания, мойка, сход-развал, диагностика, кузовные работы, покраска и ремонт, режим работы», а также фотоснимки помещений здания, на которых, в том числе, отображены: оборудованное контрольно-кассовой, компьютерной и оргтехникой место приема посетителей (вывеска «Прием заказов») и зона для ожидания, оборудованная вендинговым аппаратом по продаже кофе, телевизором и диваном; книга отзывов и предложений, информационные стенды, содержащие сведения о перечне и стоимости оказываемых услуг (выполняемых работ), сертификаты соответствия, перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, контактные данные служб по надзору в сфере защиты прав потребителей, иная информация, обязательная к размещению в доступном для обозрения месте согласно пунктам 3, 4, 6, 11 Правил; в ремонтной зоне - большей частью легковые автомобили различных моделей без отличительных признаков их использования в коммерческой деятельности, а также отображения на них опознавательных знаков принадлежности к организациям, учреждениям, службам и органам, выступающим заказчиками отдельных услуг (работ) станции.
Информационные стенды, также как и вывеска на фасаде здания, не содержат сведений, что станция технического обслуживания автомобилей «Автодок» обслуживает только юридических лиц, из их содержания следует, что потребителями услуг (работ) указанной станции могут быть как физические, так и юридические лица.
Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен официальный сайт автосервиса ООО «Автодок» (http://autodoc.cc/), в социальной сети Вконтакте создана группа «Автосервис АвтоДок | Сыктывкар» (http://vk.com/autodoccc), аккаунт с наименованием «Автодок Морозова» (http://vk.com/id444497065), о чем представлены скриншоты с содержащейся в указанных источниках информацией о расположении в спорном здании автосервиса, оказывающего услуги по обслуживанию транспортных средств весом до 5 тонн (ремонт ходовой части, ДВС, МКПП, комплексное ТО, сварочные работы полуавтоматом, развал-схождение, мойка), с отзывами физических лиц – потребителей данных услуг. При этом информация, размещенная в указанных общедоступных источниках, указаний на то, что выполняемые ООО «Автодок» услуги (работы) для удовлетворения бытовых или личных потребностей не оказываются, не содержит.
Наряду с изложенным судом по сведениям УФНС России по Республике Коми установлено, что 8 февраля 2022 года, когда ГБУ РК «...» проводились мероприятия по обследованию Станции, ООО «Автодок» произведены расчеты с физическими лицами с использованием контрольно-кассовой техники, в том числе за услуги поиска/устранения недостатков электрооборудования, компьютерную диагностику, сход-развал, что соответствует отраженным в Акте помещениям №6 (... кв.м), №7 (... кв.м), №8 (... кв.м), соответственно, включенным в расчет площади, используемой для оказания бытовых услуг населению.
Таким образом, Акт и приложенные к нему фотографии, подтверждающие наличие в помещениях спорного здания зоны для потребителей (уголок потребителя с соответствующей документацией), контрольно-кассовой техники, прейскурантов с указанием вида услуг и цен на них, книги отзывов и предложений, скриншоты страниц сайтов, а также представленные Комитетом в материалы дела договоры (заказ-наряды на работы) от 13 июня 2022 года №<Номер обезличен> и от 11.02.2023 №<Номер обезличен>, заключенные между гражданином и ООО «Автодок» и оформленные в соответствии с пунктом 15 Правил, однозначно свидетельствуют о том, что спорный объект с кадастровым номером <Номер обезличен> коммерческого назначения с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используется в сфере оказания бытовых услуг населению, соответственно отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответствующий вывод о фактическом использовании нежилого здания также подтвержден свидетелем Каневой А.П., проводившей указанное обследование объекта недвижимости и составившей Акт.
Оценивая иные доказательства, представленные в материалы дела, в том числе договоры на оказание автоуслуг юридическим лицам, заключенные ООО «Автодок» в 2022-2023 годах, суд приходит к выводу о том, что они подтверждают лишь факт обслуживания на станции юридических лиц, но не свидетельствуют об оказании услуг исключительно юридическим лицам, не опровергают вышеуказанного вывода о фактическом использовании спорного нежилого здания. При этом обслуживание на Станции физических лиц представителями административного истца и заинтересованного лица в суде не оспаривалось, на это указывает также представленный в ходе судебного разбирательства настоящего дела приказ директора ООО «Автодок» от 9 декабря 2021 года №<Номер обезличен> «О распределении постов и очередности обслуживания автомобилей» при работе по заказам физических лиц.
Указание в приведенном приказе об использовании для обслуживания и ремонта принадлежащих физическим лицам транспортных средств отдельных рабочих зон: посты №3 и №5, стенд сход-развал, участок диагностики, цех подготовки к покраске, покрасочная камера, уборно-моечная, и их замеры, произведенные инженером-геодезистом ООО «...», определившим в заключении (схеме) от 29 мая 2023 года, площадь каждой рабочей зоны и общую площадь равной ... кв.м (без учета площади приемной для оформления заказ-нарядов – ... кв.м), рассчитанную по габаритам стоек подъемников, по внутренним границам, не ставят под сомнение заключение должностных лиц ГБУ РК «...» о виде фактического использования спорного объекта недвижимости, поскольку рабочие зоны, обозначенные как посты №3, №5, стенд сход-развала, участок диагностики не обладают признаками обособленности и изолированности, в частности, не имеют отдельного въезда-выезда для транспортных средств, являются составляющими единого помещения слесарного цеха площадью ... кв.м, где обслуживаются физические и юридические лица.
Из содержания Акта, пояснений директора ООО «Автодок» ФИО14. в судебном заседании, показаний лица, проводившего обследование объекта недвижимости и составившего акт – свидетеля ФИО15., следует, что заключение об использовании помещений №№ 1-3, 5-8 первого этажа здания для размещения объекта бытового обслуживания сделано в результате визуального осмотра и фиксации внешних признаков. В материалах учетного дела №<Номер обезличен> приведены конкретные наименования и номера помещений, их расположение относительно поэтажного плана здания и экспликации к поэтажному плану, в целях их идентификации и определения фактической площади, используемой для размещения объекта бытового обслуживания, а также содержатся верные расчеты площади помещений здания, используемой для размещения объекта бытового обслуживания, основанные на сведениях технического паспорта и экспликации к поэтажному плану здания, не подвергавшегося реконструкции и перепланировке, что в полной мере отвечает вышеприведенным положениям пункта 9 Порядка, предусматривающим проведение в ходе обследования измерений объекта недвижимого имущества при необходимости.
Бесспорных доказательств, опровергающих результаты мероприятия по определению вида фактического использования обследованного объекта и свидетельствующих об ином фактическом его использовании, не представлено.
Кроме того, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорного объекта по его фактическому использованию для размещения объекта бытового обслуживания является правомерным при наличии акта обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного до издания оспариваемого приказа.
Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
При этом суд также учитывает то обстоятельство, что как на момент формирования Перечня на 2023 год, так и на начало налогового периода (1 января 2023 года) у административного ответчика иные сведения, кроме результатов единственного обследования по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости в марте 2022 года, отсутствовали.
Таким образом, суд приходит к выводу о соответствии указанного акта обследования от 10 марта 2022 года требованиям действующего законодательства, регулирующего определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, о том, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Для признания нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и включения его в оспариваемый Перечень на 2023 год, необходимо установление в отношении этого объекта одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае нежилое здание включено в указанный перечень по фактическому использованию для размещения объекта бытового обслуживания (акт обследования от 10 марта 2022 года), а не по предназначению или наименованию.
В том случае, если фактическое использование спорного объекта после составления Акта изменилось, административный истец не был лишен возможности обратиться в соответствии с разделом II Порядка в адрес Комитета с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта для актуализации соответствующей информации.
Довод административного истца о сложившейся судебной практике по указанной категории дел правового значения не имеет, поскольку приводимый судебный акт вынесен в отношении спорного объекта недвижимости, но с учетом других обстоятельств.
Принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Гейко Н.М. о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 29 декабря 2022 года №307-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 1524 Перечня, предусматривающего включение в него объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 июля 2023 года.
Судья Т.А. Шибакова