Дело №3а-610/16
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 29 сентября 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца открытого акционерного общества «Овощная база №6» ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Овощная база №6» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года, а именно: земельный участок с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей; земельный участок с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей; земельный участок с кадастровым номером № -<данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Овощная база №6» (далее – ОАО «Овощная база №6») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указало, что является собственником данных земельных участков. Земельные участки являются ранее учтёнными, их кадастровая стоимость установлена при проведении массовой оценки по состоянию на 01 ноября 2013 года и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Нижегородской области». Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей.
По мнению административного истца кадастровая стоимость земельных участков, находящихся у него в собственности, значительно превышает их рыночную стоимость. Поскольку ОАО «Овощебаза №6» является плательщиком земельного налога, то завышенная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права на справедливое налогообложение. В целях установления рыночной стоимости указанных земельных участков административным истцом проведена их оценка в оценочной организации. Согласно отчёту об оценке от 08 апреля 2016 года №170, выполненному ООО «Приволжский центр судебных экспертиз», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года. Имеется положительное экспертное заключение № от 17 мая 2016 года на Отчёт № от 08 апреля 2016 года, подготовленное экспертами Ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».
Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ОАО «Овощная база №» просит удовлетворить заявленные требования.
При рассмотрении дела в суде представитель ОАО «Овощная база №6» ФИО8 заявленные требования поддержала. Заявила ходатайство о допросе в качестве свидетеля оценщика ФИО3, составившую отчет об оценке от 08.04.2016 года №. Ходатайство удовлетворено.
Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Представило в суд выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № в Приложение №1 и утверждения их кадастровой стоимости.
В письменном отзыве ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Нижегородской области указало нормативные акты, которыми руководствуется Учреждение. В отношении земельных участков указало, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2006 года со следующими характеристиками: категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под объектами материально-технического, продовольственного снабжения (участок №1)»; общая площадь - 24288 кв.м. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере <данные изъяты> рублей. 01.01.2015 года кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, внесена в государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет изменений качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не проводился.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2006 года со следующими характеристиками: категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под здания и сооружения овощной базы с прилегающей территорией»; общая площадь - 8433 кв.м. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере <данные изъяты> рублей. 01.01.2015 года кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, внесена в государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет изменений качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не проводился.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2006 года со следующими характеристиками: категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под объектами материально-технического, продовольственного снабжения»; общая площадь - 1671 кв.м. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере <данные изъяты> рублей. 01.01.2015 года кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, внесена в государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет изменений качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не проводился.
В подтверждение вышеуказанного представлены кадастровые паспорта земельных участков и кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При рассмотрении дела в суде допрошенная в качестве свидетеля оценщик ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО3 пояснила, что составляла отчет об оценке от 08.04.2016 года № по обращению ОАО «Овощная база №6» об установлении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, расположенных по адресу: <адрес>. Выполненный отчет об оценке получил положительное экспертное заключение, подготовленное саморегулируемой организацией «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Эксперты саморегулируемой организации оценщиков, обладающие уровнем знаний, провели проверку рассматриваемого отчета на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. По мнению экспертов, составленный отчет соответствует требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, сделанные выводы о величине рыночной стоимости объектов оценки признаны обоснованными. Сообщила, что она не согласна с замечаниями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пояснила, что в процессе определения рыночной стоимости объектов оценки ею был определен сегмент рынка, к которому относятся оцениваемые объекты. Учитывая характеристики объектов, особенность их локального местоположения, сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки, можно охарактеризовать как рынок земельных участков под застройку производственно - складскими объектами. При определении стоимости объектов оценки использовался один подход к оценке - сравнительный. В качестве объектов аналогов были использованы земельные участки, расположенные в промзонах г.Н.Новгорода, сходные по назначению и основным ценообразующим факторам с объектами оценки. Подбор аналогов осуществлялся по следующим критериям: расположение в промзонах города, незастроенные участки производственно-складского назначения, наличие коммуникаций, хорошие подъездные пути, вблизи от крупных автомагистралей. Подробное описание использованных в расчетах объектов - аналогов приведено в таблице 20 отчета об оценке от 08.04.2016 года №. Применённые в отчете об оценке величины корректировок к стоимости единицы площади для отобранных объектов - аналогов высчитывались по следующим позициям: 1. корректировка на торг, 2.корректировка на площадь земельного участка (фактор масштаба). Поскольку в своих расчётах она исключила два из трёх существующих подходов к оценке (затратный и доходный), согласование результатов не производилось.
В отношении замечаний комиссии по рассмотрению споров пояснила, что в отчете об оценке от 08.04.2016 года № присутствуют ссылки на источники как в разделе №3 «Анализ рынка», так и в разделе №5 «Описание процесса определения рыночной стоимости в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов». Интернет - сайты, которые ею были использованы в отчете, обеспечены свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки. Копии соответствующих материалов представлены в Приложении №2 на страницах 97-99 отчёта об оценке. Поэтому требования пункта 11 ФСО №3 выполнены в полном объеме.
В соответствии с ФСО №7 раздел V «Анализ рынка» в отчете об оценке от 08.04.2016 года № в пункте 3.4. на странице 69-71 Отчета представлен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости. Данный анализ выполнен на основании сведений, содержащихся в «Справочнике оценщика недвижимости», том 3 «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки, Нижний Новгород, 2014, страница 123. Обоснование выбора объектов аналогов представлено на странице 84 отчета об оценке. В результате анализа фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые объекты, ею было выявлено 247 предложений о продаже земельных участков коммерческого назначения в городе Нижнем Новгороде. Далее ею были отобраны предложения о продаже земельных участков для размещения многофункциональных объектов под коммерческую застройку и производственно - складскую (промышленную, индустриальную). Выборка составила 73 объекта. Из данного перечня было выбрано 5 объектов для расчета рыночной стоимости объектов оценки, схожих по основным ценообразующим факторам: расположение в промзонах города, незастроенные участки производственно-складского назначения, хорошие подъездные пути, земельные участки, вблизи от крупных автомагистралей.
Раздел 5.2 отчета от 08.04.2016 года № на странице 81 содержит обоснование выбора используемого подхода. Последовательность определения стоимости объекта оценки приведена в разделе 5.3 на странице 82 Отчета. Требования пункта 8«и» ФСО №3 выполнены ею в полном объеме.
Поскольку земельные участки - объекты оценки рассматривается как условно свободные, учитывая месторасположение объектов оценки и объектов-аналогов в черте <адрес>, все объекты недвижимости обладают равными условиями подключения к инженерным коммуникациям. Поправка по этому основанию не применялась.
Дата балансовой стоимости земельного участка не влияет на размер его рыночной стоимости, поскольку земельный участок является не амортизируемым объектом и величина балансовой стоимости неизменна на протяжении всего периода владения объектом недвижимости.
Справка о коммуникациях составлена по состоянию на дату оценки - 01.11.2013 года, что видно из самой справки, находящейся на странице 122 отчета № от 08.04.2016 года.
Полагала, что рыночная стоимость земельных участков ею определена правильно.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, заслушав представителя административного истца и свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Федеральным законом от 22.07.2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ОАО «Овощная база №6» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №№ и №, расположенных по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается нотариально заверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами, полученными по запросу суда.
Из представленной выше информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Нижегородской области, кадастровых паспортов земельных участков следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № были поставлены на государственный кадастровый учет 01.03.2006 года, изменений их количественных и качественных характеристик не производилось.
Из отзыва Правительства Нижегородской области, Приложения 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» следует, что земельные участки являются ранее учтенными, их кадастровая стоимость установлена при проведении массовой оценки по состоянию на 01 ноября 2013 года и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». В таком случае в отношении данных земельных участков применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и их кадастровая стоимость может быть оспорена по состоянию на 01.11.2013 года.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей (л.д.27-29).
В подтверждение соблюдения досудебного порядка рассмотрения спора административный истец ОАО «Овощная база №6» представило в суд копию решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 03.08.2016 года №№, которым заявление ОАО «Овощная база №6» отклонено. При этом из решения комиссии следует, что обращение ОАО «Овощная база №6» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области с заявлением имело место 22.07.2016 года (л.д.122-123).
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание положения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому решение комиссии по рассмотрению споров не может быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому суд не входит в обсуждение вопроса о законности принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области решения.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований ОАО «Овощная база №6» представило в суд отчет об оценке земельных участков от 08.04.2016 года №, составленный оценщиком ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО3 (л.д.38-102).
Также административным истцом ОАО «Овощная база №6» в суд представлено положительное экспертное заключение от 17.05.2016 года №, составленное экспертами некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» ФИО4 и ФИО5 (л.д.104-115).
Согласно Отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.11.2013 года (л.д.82 оборот).
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положениям статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленный в суд отчет об оценке земельных участков от 08.04.2016 года №, составленный оценщиком ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО3, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиками с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, а также стандартов некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».
Из раздела Отчета «1.2 Задание на оценку» следует, что задачей оценки является определение рыночной стоимости земельных участков с целью установления их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
В отчете, в том числе содержится информация о заказчике оценки и об оценщике (раздел 1.3), приведены допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком (раздел 1.6).
В отчете приведены использованные документы, источники информации (разделы 1.7, 1.8, 8, 9).
Оценщиком дано подробное описание объектов оценки, в том числе их качественные и количественные характеристики, учитывающие текущее использование, местоположение земельных участков, их площадь, зарегистрированное право, разрешенное использование, состояние земельных участков, транспортную доступность, наличие коммуникаций: электричество, водоснабжение, водоотведение, система отопления (л.д.43 оборот - 50).
Анализ рынка в соответствии с ФСО №7 приведен за период, предшествующий дате оценки. В том числе, проанализировано влияние общей политической и социально-экономической обстановки на рынок оцениваемых объектов.
С целью установления рыночной стоимости земельных участков оценщиком в отчете указаны тенденции отечественного рынка коммерческой недвижимости, дан анализ рынка земли в Нижегородской области и в городе Нижнем Новгороде со ссылкой на источники информации. Определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты – под застройку производственно-складскими объектами (л.д.56-57).
В отчете приведен анализ фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому могут быть отнесены оцениваемые объекты (л.д.57 оборот – 72).
Приведен анализ наиболее эффективного использования земельных участков – для размещения коммерческих объектов производственно-складского назначения (л.д.74-75).
Указаны основные ценообразующие факторы, которые влияют на цену земельных участков коммерческого назначения (л.д.72-74).
Оценка земельных участков проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов (л.д.74-79).
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок. Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемыми по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. В отчете приведены критерии, по которым осуществлялся подбор земельных участков-аналогов. Согласно отчету об оценке оценщиком было подобрано пять земельных участков-аналогов, расположенных в городе Нижнем Новгороде и предлагаемых для размещения объектов производственно-складского назначения (л.д.80).
К отчетам приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении отчета; в отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самих объектов оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Оценщик изложил в отчете использованные допущения и ограничения, обосновал выводы. В самом отчете и приложениях к нему содержится информация об источниках, используемых при проведении оценки, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов.
При оценке Отчета об оценке суд принимает во внимание показания оценщика ФИО3, допрошенной судом в качестве свидетеля и пояснившей обстоятельства составления ею Отчета.
Оценщик ФИО3 является членом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», включена в реестр оценщиков 22 ноября 2013 года, регистрационный номер №. Имеет диплом о профессиональной переподготовке от 18.04.2013 года, выданный Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет ФИО9». Стаж работы в оценочной деятельности – 2 года. Имущественная ответственность оценщика застрахована Нижегородским филиалом ОАО «<данные изъяты>» (л.д.41, 84-85).
Из представленных суду положительного экспертного заключения от 17.05.2016 года №, составленного экспертами некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» ФИО4 и ФИО5, следует, что отчет об оценке земельных участков от 08.04.2016 года №, составленный оценщиком ООО «Приволжский центр судебных экспертиз» ФИО3, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными, замечания к отчету отсутствуют, отчет не допускает неоднозначного толкования и не позволяет вводить в заблуждение потребителей отчета.
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца открытого акционерного общества «Овощная база №6».
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков, участвующими в деле лицами не представлено.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060205:12, 52:18:0060205:13, 52:18:0060205:14 необходимо считать 22 июля 2016 года - дату обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области (л.д.122-123).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Овощная база №6» по настоящему делу удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами материально-технического, продовольственного снабжения (участок №1), общая площадь 24288 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей по состоянию на 01.11.2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения овощной базы с прилегающей территорией», общая площадь 8433 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей по состоянию на 01.11.2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, общая площадь 1671 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей по состоянию на 01.11.2013 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № считать 22 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Кручинин
В окончательной форме решение суда составлено 30 сентября 2016 года.
Судья М.А. Кручинин