ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-610/20 от 05.08.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-610/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 августа 2020 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

при секретаре Мухиной А.В.

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

с участием представителя административного истца Федорова И.В., представителей административного ответчика Правительства Саратовской области Ильинова Д.В., Эмчиева Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова Виталия Олеговича к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)» от 26 марта 2020 года № 208-П в редакции пункта 1.4.3. постановления Правительства Саратовской области от 30 марта 2020 года № 221-П, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

установил:

постановлением Правительства Саратовской области № 208-П от 26 марта 2002 года «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)» введены ограничительные мероприятия.

30 марта 2020 года в постановление Саратовской области № 208-П абзацем четвертым постановления Саратовской области № 221-П (далее – Постановление) внесены изменения следующего содержания: «Обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Саратовской области, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов. Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном министерством экономического развития области».

Указанный нормативный акт накладывает ограничения на конституционные права и свободы граждан по перемещению на территории Саратовской области, а также на въезд и выезд на территорию Саратовской области. В силу статьи 56 Конституции Российской Федерации ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании закона при введении чрезвычайного положения. В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый имеет право на свободу передвижения. На территории Саратовской области не введено чрезвычайное положение.

Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ограничение доступа людей и транспортных средств возможно только на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, а не ограничение передвижения людей и транспортных средств уже находящихся на этой территории. Ограничение доступа людей и транспортных средств возможно только на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, а не ограничение передвижения людей и транспортных средств уже находящихся на этой территории. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года № 3, от 18 марта 2020 года № 7, от 2 марта 2020 года № 5 не содержат указаний на необходимость введения запрета покидать места проживания (пребывания) для всех лиц, находящихся на территории Саратовской области, не содержат рекомендацию, предписание по введению ограничительных мер по передвижению людей и транспорта на территории Саратовской области. Следовательно, нормативный акт принят в нарушение статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С учетом изложенного оспариваемые положения нормативного акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят за пределами полномочий. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по регламентации прав и свобод человека и гражданина в рамках полномочий по защите прав и свобод при осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией последствий. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьям 55, 60, 61 Устава Саратовской области Губернатор Саратовской области не является лицом, который обладает достаточными полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта в части регулирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу передвижения, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В силу подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ ограничения и правила поведения в период введения режима повышенной готовности принимаются высшим должностным лицом субъекта органа исполнительной власти. Вместе с тем соответствующие ограничения приняты оспариваемым Постановлением.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования в полном объеме.

В возражениях на административный иск Правительство Саратовской области указало, что оспариваемое Постановление принято с соблюдением требований вышестоящих нормативных актов, устанавливающих полномочия Правительства Саратовской области на принятие нормативных правовых актов. Проект Постановления перед подписанием вице-губернатором области – Председателем правительства области был согласован заинтересованными должностными лицами в порядке, установленной главой 7 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области, утвержденной постановлением Губернатора Саратовской области от 1 июня 2006 года № 88. Правительство Саратовской области на основании федеральных законов и с учетом предписаний санитарных врачей обязано было ввести норму, следствием которой является ограничение передвижения граждан Российской Федерации на территории Саратовской области в случае опасности распространения инфекционных заболеваний.

В судебном заседании представители административного ответчика просили отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении, а также на отсутствие нарушения прав административного истца ввиду неприменения к нему данного акта.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законами Саратовской области «Устав Саратовской области» № 46-ЗСО от 2 июня 2006 года и «О Правительстве Саратовской области» от 05 сентября 1996 года установлено, что Правительство Саратовской области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области. Согласно статьям 2, 6, 26 закона «О Правительстве Саратовской области» и статьям 6, 51, 52, 59 Устава Саратовской области Губернатор области, являясь высшим должностным лицом области, формирует Правительство области и осуществляет общее руководство его деятельностью. Правительство области по вопросам своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения, которые подписываются вице-губернатором области - Председателем Правительства области. Постановления и распоряжения Правительства области публикуются в официальном издании и других средствах массовой информации в порядке, установленном законом области. Вице-губернатор области - Председатель Правительства области подписывает правовые акты Правительства области.

Первоначальный текст постановления Правительства области от 30 марта 2020 года № 221-П опубликован на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» www.g-64/ru 30 марта 2020 года, вступил в силу с момента опубликования (статья 6, 11 Закона Саратовской области № 64-ЗСО).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Постановление принято уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.

В соответствии с положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключена в городе Риме 4 ноября 1950 года, с изменениями от 13 мая 2004 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В статье 2 Протокола № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года), закреплено:

- каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (пункт 1);

- пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц (пункт 3);

- права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), статьями 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (часть 3).

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Положения статьи 8 указанного закона предусматривают, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено, в том числе на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Указанными правовыми нормами ограничение прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно на основании закона.

Такими законами, регулирующими правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) и Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Федеральным законом № 68-ФЗ регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.

Согласно пункту 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

Статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина).

На основании статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно статье 31 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (пункт 2).

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией. Как указано Всемирной организацией здравоохранения, меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать карантин, который включает ограничение передвижения или отделение от людей, которые могли быть подтверждены воздействию вируса. Карантин отличается от изоляции, которая заключается в отделении больных или инфицированных лиц от других с целью предотвращения распространения инфекции или контаминации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной (COVID-2019)» установлено, что руководителям Роспотребнадзора, совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, необходимо разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проект плана организационных санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения указанной инфекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (COVID-2019) внесена в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

На основании предписания Главного санитарного врача Саратовской области от 30 марта 2020 года № 3 Правительству Саратовской области предписано принять решение о введении ограничительных мероприятий на территории, в том числе предписано рассмотреть вопрос о введении на территории Саратовской области максимальной изоляции граждан.

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года № 200-р на основании Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», Закона Саратовской области «О защите населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов, предписаний санитарных врачей в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCov) Правительством Саратовской области принято постановление от 30 марта 2020 года № 221-П, которым внесены изменения в постановление области № 208-П от 26 марта 2002 года и введены ограничительные мероприятия об обязании граждан не покидать места проживания (пребывания).

Правовое регулирование положений подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ направлено на ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Понятие «ограничения доступа» включает в себя и понятие «ограничение передвижения людей и транспортных средств на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации». Принятые в рамках Федерального закона № 52-ФЗ меры также направлены на ограничение доступа и ограничение передвижения людей в условиях угрозы развития новой коронавирусной инфекции и согласуются с вышеназванными нормативными актами, предоставляющими право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Указанные ограничительные мероприятия в рамках введения режима повышенной готовности приняты в целях защиты населения, охраны здоровья населения от распространения на территории Саратовской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и направлены на защиту конституционно значимых ценностей, таких как жизнь и здоровье человека, и не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемый нормативный акт принят с учетом вышеназванного правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений. Установленные этим актом ограничения согласуются с конституционно-значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения возникновения распространения коронавирусной инфекции на территории Саратовской области, носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).

С учетом изложенного являются несостоятельными доводы административного истца о том, что по состоянию на 30 марта 2020 года отсутствовал нормативный правовой акт, который предоставлял возможность и указывал на необходимость ограничений конституционных прав граждан органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления, затрагивающие права граждан на свободу передвижения в пределах территории Саратовской области, приняты в условиях угрозы возникновения и предотвращения чрезвычайной ситуации, что предусмотрено указанными нормативными актами, и поэтому не нарушают положения статьи 27 Конституции Российской Федерации, а также положений Федерального закона № 68-ФЗ и Федерального закона № 52-ФЗ, которыми установлены соответствующие ограничительные меры.

Неисполнение Правительством Саратовской области требований правовых актов федерального уровня об обеспечении защиты граждан от угрозы распространения указанной инфекции способно привести к умалению и недопустимому ограничению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь, что является прямым нарушением ее требований, установленных частью 3 статьи 56.

Не могут быть приняты во внимание и доводы административного иска о принятии нормативного правового акта Правительством области, не обладающего полномочиями на период принятия оспариваемой редакции по введению ограничительных мер.

То, что положения подпунктов «а.2» статьи 10, подпунктов «у, ф» пункта 1 статьи 11, абзаца 5 статьи 19 Федерального закона № 68-ФЗ, введенные Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», действуют с 1 апреля 2020 года, не является основанием для признания недействующими оспариваемого Постановления.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

В соответствии с пунктами «а, б, м» статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относилось:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», принятого во исполнение Федерального Закона № 68-ФЗ, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций устанавливается режим повышенной готовности. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются усиление контроля за состоянием окружающей среды, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 6 Федерального закона № 52-ФЗ, который также направлен на реализацию конституционных прав граждан, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор» установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Именно положениями указанных нормативных правовых актов установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом внесенные Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» изменения, которыми дополнен Федеральный закона № 68-ФЗ, в частности положениями о предоставлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права принимать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, уточняют и конкретизируют полномочия, предоставленные этим же законом в части наделения полномочиями органа исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жизнь и здоровье граждан, признаваемые высшей ценностью, требуют со стороны государства, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правого акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соразмерен конституционно значимым целям и соответствует критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Обсуждая вопрос о возможности прекращения производства по делу в связи с тем, что 30 июня 2020 года постановление Правительства Саратовской области № 208-П изложено в новой редакции, исключающей оспариваемые положения, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Поскольку к административному истцу нормативный правовой акт в период его действия применялся в виде установленных этим актов конституционных ограничений прав, оснований для прекращения производства по административному делу не имеется.

Руководствуясь статьям 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Макарова Виталия Олеговича к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCov)» от 26 марта 2020 года № 208-П в редакции пункта 1.4.3. постановления Правительства Саратовской области от 30 марта 2020 года № 221-П отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М. Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2020 года.