ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-610/20 от 14.05.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-610/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Титовца А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 (доверенность от 04.04.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СтилТрейд» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «СтилТрейд» (далее - ООО «СтилТрейд») обратилось в Пермский краевой суд к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4872, площадью 165,3 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 5 363 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4869, площадью 274,4 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 8 040 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4863, площадью 10,9 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 392 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4871, площадью 15,1 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 543 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4868, площадью 276 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 8 087 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4874, площадью 139,2 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 4 516 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4862, площадью 163,2 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 5 294 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4870, площадью1 005,6 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 21 139 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4873, площадью 705,4 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 19 665 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4876, площадью2 585,9 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 80 355 000 руб. на 01.01.2018.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Общество является собственником указанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы истца.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и заинтересованного лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Ч1., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании не участвовала, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, ООО «Арма-ПМ», ООО «Компания КамПром», З., ООО «Компания «Меркурий-Инвест» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили.

Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из представленных правоустанавливающих документов ООО «СтилТрейд» является собственником объектов недвижимости:

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4872, площадью 165,3 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4869, площадью 274,4 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4863, площадью 10,9 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4871, площадью 15,1 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4868, площадью 276 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4874, площадью 139,2 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4862, площадью 163,2 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4870, площадью 1 005,6 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4873, площадью 705,4 кв.м, адрес объекта: ****;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4876, площадью 2 585,9 кв.м, адрес объекта: ****.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 1 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края»:

- с кадастровым номером **4872 – 7 594 255,58 руб.;

- с кадастровым номером **4869 – 12 449 067,01 руб.;

- с кадастровым номером **4863 – 515 184,36 руб.;

- с кадастровым номером **4871 – 712 958, 43 руб.;

- с кадастровым номером **4868 – 12 519 705 руб.;

- с кадастровым номером **4862 – 7 499 927,81 руб.;

- с кадастровым номером **4873 – 31 174 391,17 руб.;

- с кадастровым номером **4876 – 111 214 878,52 руб.;

- с кадастровым номером **4870 – 31 268 981,16 руб.;

- с кадастровым номером **4874 – 6 418 971, 36 руб.

Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером **3660, которое под номером 715 включено в Перечень недвижимого имущества, приложение к постановлению Правительства Пермского края № 756-п от 29.11.2018 «Об определении на 2019 год перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Оспаривая кадастровую стоимость помещения, в подтверждение заявленных исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке № 769/Н-19 от 23 августа 2019 г., составленный оценщиком ООО «Инвест-аудит» Ч2.

Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером **4872 –5 363 000 руб.;

- с кадастровым номером **4869 –8 040 000 руб.;

- с кадастровым номером **4863 –392 000 руб.;

- с кадастровым номером **4871 –543 000 руб.;

- с кадастровым номером **4868 –8 087 000 руб.;

- с кадастровым номером **4862 –5 294 000 руб.;

- с кадастровым номером **4873 –19 665 000 руб.;

- с кадастровым номером **4876 –80 355 000 руб.;

- с кадастровым номером **4870 –21 139 000 руб.;

- с кадастровым номером **4874 – 4 516 000 руб.

Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствие со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Правовой интерес ООО «СтилТрейд» в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости основан на положениях пункта 2 статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае».

В соответствии со статьёй 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчёт об оценке объекта оценки. Отчёт об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчёта об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Требования к отчёту об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчёту об оценке» (ФСО № 3), утверждённым приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчёт об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчёт.

Оценив отчёт об оценке № 769/Н-19, составленный оценщиком ООО «Инвест-аудит» Ч2., в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что отчёт соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Оценщик Ч2. является Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», гражданская ответственность оценщика застрахована в САО «ВСК».

Оценщик Ч2. провела анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определила ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. В отчёте достаточно подробно объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводятся чёткие обоснования отказа от применения затратного подхода и доходного з подходов.

В ходе применения сравнительного подхода им был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетной таблице. Определение величины рыночной стоимости произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнительного подхода за вычетом рыночной стоимости земельного участка.

Содержание отчёта об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёт содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащими доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Суд считает, что при подготовке отчёта об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Данные об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены.

С учетом изложенного суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 21 февраля 2020 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СтилТрейд» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- - встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4872, площадью 165,3 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 5 363 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4869, площадью 274,4 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 8 040 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4863, площадью 10,9 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 392 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4871, площадью 15,1 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 543 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4868, площадью 276 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 8 087 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4874, площадью 139,2 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 4 516 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4862, площадью 163,2 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 5 294 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4870, площадью 1 005,6 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 21 139 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4873, площадью 705,4 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 19 665 000 руб. на 01.01.2018;

- встроенное помещение, назначение: нежилое, кадастровый номер **4876, площадью 2 585,9 кв.м, адрес объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 80 355 000 руб. на 01.01.2018.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 февраля 2020 г.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 15 мая 2020 г.

Судья подпись.