ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-610/20 от 23.07.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-610/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 23 июля 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,

с участием представителя административного истца Санниковой Ф.Н. Ясеян А.О.,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Лоскуниной Марии Сергеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санниковой Ф.Н. о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 утвержден генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее также – Генеральный план).

Решение опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» от 19 апреля 2011 года №41 (13534) и размещено на официальном интернет-сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Согласно графической части Генерального плана на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды) отражена зона затопления паводком 1% обеспеченности.

Опубликованными в установленном порядке постановлениями Правительства Нижегородской области (от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555) в Генеральный план внесены изменения.

Санникова Ф.Н. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

В обоснование заявленных требований административный истец Санникова Ф.Н. указала, что является собственником земельного участка, кадастровый номер [номер], расположенного по адресу: [адрес]. Градостроительным планом установлено, что земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками (коттеджная, блокированная, индивидуальными домами 1-2 эт). Зона включает в себя преимущественно кварталы жилых домов усадебного типа и блокированные жилые дома с приусадебными участками (стр.3 Градостроительного плана земельного участка).

Она, Санникова Ф.Н., обратилась в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с уведомлением о начале строительства на данном земельном участке, однако в согласовании строительства отказано ввиду того, что согласно Генеральному плану указанный земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в границах зоны затопления территории затопления паводком 1% обеспеченности (уведомление от 04.10.2019).

По мнению административного истца Санниковой Ф.Н. включение земельного участка в границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности приводит к ограничению её прав как собственника объекта недвижимого имущества, поскольку она ограничена в возможности использовать земельный участок по своему целевому назначению - для строительства жилого дома.

При этом административный истец указал, что в установленном законом порядке сама зона затопления паводком 1% обеспеченности, относящаяся к зонам с особыми условиями использования территорий, и ее границы не утверждались. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». Сведения о границе рассматриваемой зоны затопления паводком 1% обеспеченности не включены в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем, в силу пункта 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года №360, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель административного истца Санниковой Ф.Н. Ясеян А.О. требования административного искового заявления поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Лоскунина М.С. предложила суду административное исковое заявление удовлетворить.

Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Административным ответчиком Правительством Нижегородской области в суд представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления отказать (т.1 л.д.128-136).

Административным ответчиком сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области представлены письменные возражения (т.1 л.д.183-190).

Заинтересованным лицом администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области направлено в суд письменное ходатайство об отказе в административном иске и рассмотрении административного дела без участия представителя (т.1 л.д.178).

Заинтересованным лицом администрацией Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в суд представлено письменное ходатайство об отказе в удовлетворении административного иска и рассмотрении административного дела без участия представителя (т.1 л.д.173).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, заслушав заключение прокурора Лоскуниной М.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Санникова Ф.Н. является собственником земельного участка, кадастровый номер [номер], площадью 590+/-8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.06.2020 года (т.1 л.д.106-108).

Из содержания градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером [номер] (т.1 л.д.30), Уведомлении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 04.10.2019 года (л.д.26) следует, что земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне Ж-1 – зона индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками (коттеджная, блокированная, индивидуальными домами 1-2 эт.) (т.1 л.д.29-30).

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, в числе иных правомочий, обладает правом возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Санникова Ф.Н. обращалась в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, в чем было отказано в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в зоне затопления паводком 1% обеспеченности согласно Генеральному плану (Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 04.10.2019 года №ru 52526303-02-444, том 1 л.д.22-27).

При рассмотрении настоящего административного дела в суде установлено, что вышеуказанный земельный участок административного истца с кадастровым номером [номер] расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана. Данное обстоятельство подтверждено представленным градостроительным планом земельного участка, картой ограничений использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана с указанием границ зоны затопления паводком 1% обеспеченности, а также не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами. Следовательно, административный истец, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт и который полагает, что данным правовым актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Кодекса).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки (т.1 л.д.15-73).

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Оспариваемый Генеральный план принят решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64, то есть до принятия Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

На день рассмотрения настоящего административного дела полномочия органов местного самоуправления, в том числе сельских поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района Нижегородской области, в области территориального планирования: принятие решений о подготовке проектов генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, принятие решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений, в том числе по инициативе органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Нижегородской области, а также утверждение генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний – переданы Правительству Нижегородской области (статья 21 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З).

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555 в Генеральный план внесены изменения.

Судом исследованы и проанализированы представленные лицами, участвующими в деле документы, связанные с процедурой принятия оспариваемого Генерального плана.

Из материалов дела следует, что Главой местного самоуправления Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области было принято распоряжение от 29.07.2010 года №3 «О проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», проведение публичных слушаний назначено на 18.09.2010 года, представлен протокол публичных слушаний от указанной даты. Заключением по проведению публичных слушаний от 21.12.2010 года № 1по проекту Генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области» и проекта правил землепользования и застройки территории сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области» принято решение одобрить проект Генерального плана, направить заключение по проведению публичных слушаний главе администрации Афонинского сельсовета, опубликовать информацию о результатах публичных слушаний в газете «Маяк». Из выписки из протокола заседания депутатов сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 07.04.2011 года следует, что на заседании присутствовало 11 депутатов из 12 избранных депутатов. За утверждение Генерального плана все депутаты проголосовали «единогласно».

При этом судом установлено, что согласно Уставу МО «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», в редакции действующей в период спорных правоотношений, сельский Совет Афонинского сельсовета состоит из 13 депутатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от избранных депутатов (статья 19). Согласно Регламенту сельского Совета Афонинского сельсовета, утвержденного решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, с учетом решения от 05.03.2009 года «О внесении изменений в Регламент», заседание правомочно при участии в его работе не менее ? от числа избранных депутатов (статья 6 том 1 л.д.90), решения сельского Совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иное не предусмотрено уставом или Регламентом.

Решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 опубликовано в Кстовской районной газете «Маяк» от 19 апреля 2011 года №41 (13534) и размещено на официальном интернет-сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (том 2 л.д.13-102).

Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормативные правовые акты, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план, а равно нормативные правовые акты о внесении в него изменения приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуры, и правилам введения их в действие.

Доказательств нарушения порядка принятия сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Генерального плана лицами, участвующими в деле, не представлено. По основанию нарушения порядка и процедуры принятия Генерального плана не оспаривается.

Данное обстоятельство также установлено решением Нижегородского областного суда от 26.03.2020 года по делу №3а-146/2020, вступившего в законную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Применительно к части 5 статьи 45 ГрК РФ документом территориального планирования территории муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» является Генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденный решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Согласно частям 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе зоны затопления, подтопления.

Самим Градостроительным кодексом Российской Федерации правила установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности территорий, подверженных затоплению и подтоплению, в настоящее время не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Правоотношения, связанные с охраной водных объектов и предотвращением негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, регулируются водным законодательством Российской Федерации, в частности статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 21 октября 2013 года №282-ФЗ и предусматривающей в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий проведение специальных защитных мероприятий.

В силу пункта 3 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, правовое регулирование границ указанных территорий, а также режим осуществления хозяйственной деятельности на этих территориях ранее были отнесены к сфере действия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации установление границ территорий, подверженных затоплению и подтоплению, происходит при территориальном планировании, которое направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Границы территорий определенного вида и режим осуществления деятельности на них определяется в документах территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований. В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации и на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии со статьями 10, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных картах определяются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий. Следует отметить, что в документах территориального планирования Российской Федерации и документах территориального планирования субъектов Российской Федерации указывается перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относится риск затопления и подтопления территорий, а также негативного воздействия вод. При планировке территорий, в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в пояснительную записку проекта планировки территории включается описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Вместе с тем, пояснительная записка к Генеральному плану сельского поселения Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области не содержит описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относится риск затопления и подтопления территорий, а также негативного воздействия вод.

Анализ текстовой и графической частей оспариваемого нормативного правового акта позволяет сделать вывод, что границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, были отображены на картах (схемах) Генерального плана произвольно без соответствующего обоснования.

Отсутствие установленного порядка привело к произвольному установлению границ зоны с особыми условиями использования территории (зона затопления паводком 1% обеспеченности), что в данном случае ограничивает право административного истца на использование земельного участка по своему целевому назначению.

При этом отсутствие установленного порядка на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта не освобождает административного ответчика (Правительство Нижегородской области) от обязанности привести оспариваемый нормативный правовой акт в соответствие нормам действующего законодательства, тем более, что Правительством Нижегородской области в Генеральный план неоднократно вносились изменения (постановления Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555).

На день внесения изменений в Генеральный план часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации имела следующую редакцию: «Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

На день рассмотрения дела частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления»), которое действовало как по состоянию на день внесения изменений в Генеральный план, так и на день рассмотрения настоящего административного дела.

Согласно пункту 1 Правил определения границ зон затопления, подтопления (далее также – Правила) данные Правила устанавливают порядок определения границ зон затопления, подтопления.

В соответствии с пунктом 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления. Сведения о границах зон затопления, подтопления должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил).

После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости); вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.17).

По окончании указанных процедур границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п.18 Правил).

В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном данными Правилами (пп. «б» п.19 Правил).

С учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что Правительство Нижегородской области, органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом и подзаконными нормативными правовыми актами не наделены.

Как установлено судом на основании вышеуказанных документов, земельный участок административного истца расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана.

Судом установлено, что документы о границах зон затопления и подтопления на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области не поступали, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон затопления и подтопления на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области отсутствуют (т.2 л.д.104-105).

Согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

К полномочиям Росводресурсов отнесены, в том числе, организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282).

Приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года №66 утверждено Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, согласно которому Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Верхне-Волжское БВУ) является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня.

Согласно ответу Верхне-Волжского Бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 18.06.2020 года №12/14/1199 зоны затопления и подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. В настоящее время зоны затопления и подтопления на территории Нижегородской области не определены (том 1 л.д. 125-126).

Согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 22.06.2020 года, полученной на запрос суда, сведения о границах зон затопления паводком 1% обеспеченности на территории Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в ЕГРН отсутствуют (том 2 л.д.104-105).

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 года №612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области» создана рабочая группа по определению границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области и утвержден порядок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что какая-либо документация по установлению зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территории муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в Федеральное агентство водных ресурсов (территориальный орган) не поступала и соответствующая зона в порядке, предусмотренном Правилами, либо в ином порядке, не устанавливалась. Таким образом, границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территории муниципального образования Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», либо в каком-либо ином порядке, не определены.

Учитывая изложенное, суд полагает, что границы зон с особыми условиями использования территории (границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности), отображенные в генеральном плане сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», установлены без соблюдения Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555, в части отнесения земельного участка административного истца к зоне затопления паводком 1% обеспеченности противоречит вышеуказанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам определения границ зон затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», которые имеют большую юридическую силу; оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, поскольку отнесение земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], к зоне затопления паводком 1% обеспеченности в нарушении действующего законодательства лишает его права на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, и, соответственно, данный нормативный правовой акт в указанной части подлежат признанию недействующим.

Суд не может согласиться с доводами административных ответчиков о правомерности отображения в Генеральном плане спорной зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как такие зоны в обязательном порядке должны быть отражены в графических материалах генеральных планов муниципальных образований. Действительно, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено отображение в графических материалах генеральных планов зон с особыми условиями использования территории. Вместе с тем, законодательством, на которое суд сослался в данном решении, установлен определенный порядок установление таких зон. Определение Правительством Российской Федерации порядка установления зон с особыми условиями использования территории направлено на защиту как публичных интересов, так и интересов собственников земельных участков, расположенных в таких зонах, так как такие собственники земельных участков могут быть ограничены в правах при использовании земельных участков.

Как ранее уже отмечалось, отсутствие установленного порядка на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта не освобождает Правительство Нижегородской области от обязанности привести оспариваемый нормативный правовой акт в соответствие нормам действующего законодательства, тем более, что Правительством Нижегородской области в Генеральный план неоднократно вносились изменения (постановления Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555).

Суд при вынесении данного решения также учитывает новое правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий, установленное Федеральным законом от 03.08.2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из содержания части 8 статьи 26 приведенного Федерального закона следует, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования данного Федерального закона в порядке, предусмотренном действовавшим на день принятия такого решения законодательством либо решением суда.

Как установил суд при рассмотрении настоящего административного дела, в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» либо в соответствии с иным порядком, действовавшим на день принятия Генерального плана и подлежащим применению, зона затопления паводком 1% обеспеченности Кстовского района и ее границы установлены не были.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание заявленные требования административного истца, суд приходит к выводу о том, что на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555) в части отнесения земельного участка административного истца к зоне затопления паводком 1% обеспеченности подлежит признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на административных ответчиков обязанности опубликовать (разместить) сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Санниковой Ф.Н. по настоящему административному делу удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области – на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и печатном издании газете «Маяк».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 06 августа 2020 года.

Судья областного суда М.А. Кручинин