ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-611/20 от 23.06.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-611/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 23 июня 2020 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Сайфутдиновой А.Т.

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1326 (в редакции приказа от 15 мая 2020 года № 670),

УСТАНОВИЛ:

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1326, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 15 мая 2020 года № 670 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

В указанный Перечень включены объекты недвижимого имущества, в том числе нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес><адрес>:

– с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.;

–с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.;

– с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащие на праве собственности ФИО1

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующими с 01 января 2018 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1326 (в редакции приказа от 15 мая 2020 года № 670) в части включения в них указанных объектов недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что объекты недвижимости не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства». На момент внесения в Перечень помещения не обследовались и фактическое их использование не установлено.

Административный истец в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам объектов, предназначенных или фактически используемых в целях делового, административного, коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов. Нежилые помещения входят в единый комплекс и приобретались для производственных целей. На момент издания оспариваемого нормативного правового акта спорные объекты не использовались, обследование данных объектов не проводилось. Административный истец не имеет статуса индивидуального предпринимателя. Вид разрешенного использования земельного участка им не изменялся.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Участвуя в ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура его утверждения и опубликования соблюдена. Оспариваемые положения Перечня соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое помещение с кадастровым номером , в составе которого имеются «сауна» и «котельная» включено в Перечень по предназначению в качестве объекта бытового обслуживания по пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое помещения с кадастровыми номерами , в составе которого имеется «контора», включено в Перечень по предназначению по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое помещение с кадастровым номером , в составе которого имеются «гаражи», «склады», «бытовка» включено в Перечень по предназначению в качестве объекта бытового обслуживания и торговли по пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора об обоснованности административного искового заявления и его удовлетворении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Навлинского поселкового Совета народных депутатов Брянской области от 28.10.2015 № 3-77 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории Навлинского городского поселения Навлинского района Брянской области налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1326 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>:

– нежилое помещение, имеющее назначение и наименование «нежилое помещение», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером ;

– нежилое помещение, имеющее назначение и наименование «нежилое помещение», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером ;

– нежилое помещение, имеющее назначение и наименование «нежилое помещение», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорных объектов в Перечень 2018 года, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Как установлено в судебном заседании, спорные объекты недвижимости включены в оспариваемый Перечень по предназначению на основании пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу требований частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень, административный ответчик должен доказать, что здание, в котором находятся нежилые помещения, расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торгового объекта или объектов бытового обслуживания; или нежилое помещение имеет назначение, разрешенное использование, наименование, предусматривающее размещение офисов, торговых объектов или объектов бытового обслуживания, либо нежилое помещение фактически используется для размещения офисов или объектов торговли, бытового обслуживания.Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено.

Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» от 20 февраля 2020 года № 1006/10@-ож Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о том, в каком здании расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами , в связи с чем не представляется возможности предоставить выписки из ЕГРН на земельные участки, в пределах которых расположены указанные объекты недвижимости (том 1 л.д. 162-163).

Как следует из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца ФИО2, спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается договором купли-продажи от 15 ноября 2015 года (том 2 л.д. 7).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий административному истцу земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование «земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства» (том 1 л.д.12).

Сведений об изменении административным истцом вида разрешенного использования данного земельного участка материалы дела не содержат.

Исходя из имеющихся сведений о разрешенном виде использования земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, нельзя сделать вывод о том, что он предусматривает размещение на нем офисов и объектов торговли или бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. В связи с этим оснований для включения спорных объектов в оспариваемый Перечень по указанному признаку не имеется.

Суд также находит, что отсутствуют основания для включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемый Перечень и по критериям их назначения, разрешенного использования или наименования.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости все спорные объекты недвижимости имеют назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение», что подтверждается и ответом филиала по Брянской области ФГБУ «ФКП Росреестра» от 20 февраля 2020 года № 1006/10@-ож.

Имеющаяся техническая документация также не свидетельствует о предназначении спорных объектов недвижимости для размещения офисов, торговых объектов или объектов бытового обслуживания.

В соответствии с техническими паспортами, составленными по состоянию на 05.04.1993, нежилое строение, имеющее наименование «Склады, гаражи – Е, Котельная – Г, Бытовка – Ж, Л – Сварочная», расположенное по адресу: <адрес>, имело производственное назначение, использование – по назначению (л.д. 168-172).

Нежилое строение, имеющее наименование «Оздоровительный комплекс (сауна) – Б», расположенное по вышеуказанному адресу, имело назначение «оздоровительный комплекс», использование – по назначению (л.д. 173-177).

Нежилое строение, имеющее наименование «Контора – А», расположенное по вышеуказанному адресу, имело производственное назначение, использование – по назначению (л.д. 178-182).

Согласно техническому паспорту нежилого строения, имеющего наименование «Контора – А», составленному Навлинским бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и экспликации к поэтажному плану в его состав входили помещения, имеющие назначение: позиции 1, 2 – коридор, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. соответственно, позиция 3 – приемная, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., позиция 4 – директор, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., позиция 5 – инженер, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., позиция 6 – бухгалтерия, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., позиция 7 – отдел кадров, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., позиция 8 – красный уголок, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., а всего общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, сами по себе наименование и назначение данного нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учета (инвентаризации) не предусматривают размещение в нем офисов. Данный вывод подтверждается и сведениями о назначении помещений, содержащимися в экспликации к поэтажному плану указанного объекта.

Административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) в помещении предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Доказательств, свидетельствующих о передаче административным истцом принадлежащего ему спорного нежилого помещения в аренду третьим лицам под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и извлечения в результате этого прибыли материалы дела не содержат.

При таком положении суд полагает, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2018 год не позволяли с достоверностью определить спорное нежилое помещение с кадастровым номером как объект, предназначенный для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в связи с чем оснований для включения его в оспариваемый Перечень не имелось.

Согласно техническому паспорту нежилого строения, имеющего наименование «Склады, гаражи – Е, Котельная – Г, Бытовка – Ж, Л – Сварочная», составленному Навлинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 05 апреля 1993 года, и экспликации к поэтажному плану в его состав входили: котельная общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., четыре гаража общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., два склада общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., бытовка общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., склад общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., сварочная общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., всего общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м.

Доводы административного ответчика о наличии оснований для включения указанного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта бытового обслуживания и торговли суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Согласно пункту 33 этого же документа под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.

Вместе с тем применительно к обстоятельствам настоящего дела ответчиком не представлено доказательств того, что складские помещения предназначены непосредственно для торговой, а не для складской деятельности.

Суд также находит необоснованной позицию административного ответчика о включении данного объекта недвижимости в качестве объекта бытового обслуживания.

По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Вместе с тем, наименование и назначение нежилого помещения с кадастровым номером , а также входящих в его состав площадей, не свидетельствует о том, что оно предназначено для оказания бытовых услуг гражданам.

При этом суд учитывает, что помещение с наименованием «бытовка» не является тождественным понятию «объект бытового обслуживания».

Доказательства того, что спорное нежилое помещение предназначено для использования в целях оказания бытовых услуг потребителям (населению), в материалах дела отсутствуют.

С учетом этого суд считает, что у административного ответчика отсутствовали основания для определения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в качестве торгового объекта, а также объекта бытового обслуживания и включения его в оспариваемый Перечень.

В соответствии с техническим паспортом нежилого строения, имеющего наименование «Оздоровительный комплекс (сауна) – Б», составленным Навлинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 05.04.1993, и экспликации к поэтажному плану в его состав входили: котельная общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м. и сауна общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., состоящая из: тамбура общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., биллиардной общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., туалета общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., кабинета заведующего общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., раздевалки общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., бассейна общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., парной общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно ГОСТу 32670-2014 (Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия), утвержденному межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенным в действие с 1 января 2016 года, услуги бань и душевых – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей посетителя. Потребитель услуг – потребитель (посетитель), заказывающий и получающий услуги бань и душевых для личных нужд. При этом одним из видов бань, указанных в данном ГОСТе, является «финская баня (сауна)».

Принимая во внимание изложенное, приведенное в технической документации назначение помещения не свидетельствует о его предназначении для оказания бытовых услуг населению, в связи с чем не позволяет отнести объект недвижимости с кадастровым номером к видам объектов, поименованных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наименование помещения в данном случае также не является безусловным основанием для включения его в Перечень в качестве объекта бытового обслуживания.

Самостоятельным основанием для отнесения нежилых помещений к объектам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является установление их фактического использования для размещения офисов, торговых объектов или объектов бытового обслуживания.

Однако на момент формирования Перечня обследование спорных объектов недвижимости не проводилось и сведения об их фактическом использовании административным ответчиком не представлены.

Таким образом, судом не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости являются объектами, которые на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта по своему предназначению, наименованию или фактическому использованию соответствовали предусмотренным в пунктах 2, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям и подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень не основано на сведениях ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов.

При указанных обстоятельствах оснований для включения спорных нежилых помещений в Перечень на 2018 год, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось.

С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

В силу положений статьи 103, 111, пункта 4 части 6 статьи 180, пункта 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат распределению судебные расходы по оплате госпошлины.

Административным истцом произведена оплата госпошлины в размере 900 рублей. Согласно же подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов для физических лиц составляет 300 рублей.

Таким образом, учитывая, что решение суда состоялось в пользу административного истца, с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Остальная сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации согласно чекам-ордерам от 25 декабря 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими с 01 января 2018 года пункты Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1326 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 15 мая 2020 года № 670).

Взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Возвратить ФИО1 излишне оплаченную государственную пошлину в размере 600 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 3 июля 2020 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева