Мотивированное решение изготовлено 08.11.2023
Дело №3а-614/2023
52OS0000-01-2023-000461-75
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 25 октября 2023 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Русаковой А.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Маркова Д.В., представителя административного истца ФИО1 (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ООО СМП «Промстрой-3» о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, 2022 год, 2023 год,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 04 декабря 2020 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года.
В пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2022 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2023 год включен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое здание, назначение: нежилое, наименование: контора, площадь 357,2 кв.м, кадастровый номер [номер], расположенное по адресу: [адрес].
Административный истец обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия:
- пункта [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20;
- пункта [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21,
- пункта [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.
В обосновании заявленных требований административным истцом в административном исковом заявлении указано, что ни назначение, ни фактическое использование объекта капитального строительства не соответствуют требованиям ст.378.2 НК РФ.
Административный истец полагает, что включенный в названные пункты Приложений объект недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), признаками не обладает. Включение данного объекта недвижимости в Приложения неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца ООО СМП «Промстрой-3» – ФИО1, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный ответчик с заявленным требованиями не согласен, просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО1, заключение прокурора Маркова Д.В., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 02 июня 2017 года №387, от 30 июля 2018 года №557) министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, приказ от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 и приказ от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства 04 декабря 2020 года, 14 декабря 2021 года и 25 ноября 2022 года соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9.).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Как следует из материалов дела, ООО СМП «Промстрой-3» является собственником объекта недвижимого имущества:
- нежилого здания, общей площадью 357,2 кв.м., кадастровый номер: [номер], назначение: нежилое, наименование: контора, адрес: [адрес]Б, что подтверждается выпиской КУВИ-001/2023-139044648 от 15.06.2023.
Земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером [номер] не сформирован.
Представителем административного истца в материалы дела представлен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: [адрес], [номер] от 27.10.1995 заключенного между администрацией г.Нижнего Новгорода и ТОО СМП «Промстрой-3» (в настоящее время - ООО СМП «Промстрой-3») на срок 49 лет.
Согласно договору аренды [номер] от 27.10.1995, земельный участок предоставляется арендатору под производственную базу.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером [номер] не мог быть включен в оспариваемые Перечни по указанному основанию.
Помимо вышеуказанного, из содержания пп. 2 п.3, пп. 2 п. 4 ст.378.2 НК РФ следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пп. 2 п.3 ст.378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пп.2 п.4 ст.378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из содержания пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ следует, что налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.
В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит обследованию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
При условии соответствия вновь образованного объекта недвижимого имущества критериям, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган: включает вновь образованный объект недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период; ежеквартально направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области сведения о вновь образованных объектах недвижимого имущества для налогообложения в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ (пункт 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).
Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 7 Порядка).
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 года, не проводились.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер], объект учета имеет назначение: «нежилое», наименование: «контора», общая площадь 357,2 кв.м., адрес объекта: [адрес]Б.
Согласно информации филиала ППК «Роскадастр» по Нижегородской области по состоянию на 19.11.2020 и 25.11.2021 г.г. наименование объекта невидимости с кадастровым номером [номер] – нежилое строение, назначение – нежилое. По состоянию на 16.11.2022 наименование объекта – «контора», назначение – «нежилое».
Сведения о договорах аренды на здание с кадастровым номером [номер], а также расположенные в нем помещения, в ЕГРН отсутствуют.
Согласно документам технического учета, входящим в состав реестрового дела на объект невидимости с кадастровым номером [номер], - технического паспорта, изготовленного по состоянию на 11.01.2001, назначение объекта – учрежденческое, использование – по назначению, состоит из помещений с наименованиями:
1 этаж: лестничная клетка (1), касса (1), шкаф (11), бухгалтерия (1), комната мастеров (1), прорабская (1), кабинет ТБ (1), отдел снабжения (1), кабинет механ. (1), туалет (2), коридор (1),
2 этаж: лестничная клетка (1), компьютерная (1), кабинет (6), шкаф (17), тамбур (2), коридор (1).
Отражение на экспликации к поэтажному плану помещений с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин «кабинет» не тождествен термину «офис».
По запросу суда КП НО «Нижтеихнвентаризация – Нижегородской области» представлен технический паспорт на здание конторы, расположенной по адресу: [адрес], по состоянию на 30.01.2007. Вместе с тем, указанный технический паспорт в регистрирующие органы не представлялся, в материалах реестрового дела отсутствует.
Как пояснила в ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО1, спорный объект недвижимости частично сдается в аренду, в подтверждение чего представлены договора аренды.
Так, 01.11.2020 между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «ТД Домофон-Поволжье» заключен договор аренды [номер] сроком до 30.09.2021, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование нежилое отапливаемое помещение общей площадью 75 кв.м в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения №СМП010421-1 от 01.04.2021, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» 28.02.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 20 кв.м (под склад), в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 29.04.2021, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» до 29.03.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 20 кв.м (под мастерскую), в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 23.06.2021, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» до 29.03.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 20 кв.м (для складирования горючих материалов) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 01.09.2021, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и предпринимателем ФИО5 до 31.07.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 105 кв.м (раздевалка 11 кв.м и неотапливаемые производственные помещения 94 кв.м) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 01.10.2021, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» до 31.08.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 75 кв.м (под мастерскую и склад) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 01.02.2022, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» до 31.12.2022, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 51 кв.м (36 кв.м+15 кв м – в качестве склада) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения [номер] от 14.02.2022, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты> до 14.01.2023, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 27 кв.м (15+12 в качестве склада автозапчастей) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения №[номер] от 01.03.2022, заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и ООО «<данные изъяты>» до 31.01.2023, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 36 кв.м (в качестве мастерской) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Согласно договору аренды нежилого помещения №[номер] от [дата], заключенному между ООО СМП «Промстрой-3» и предпринимателем ФИО5 до 31.10.2023, арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью 105 кв.м (раздевалка 11 кв.м и неотапливаемые производственные помещения 94 кв.м) в здании, расположенном по адресу: [адрес]Б.
Анализ представленных в материалы дела договоров аренды позволяет прийти к выводу о том, что спорный объект невидимости с кадастровым номером [номер] в качестве офисного, административного, торгового не используется, контрольно-кассовая техника по адресу: <...>, не зарегистрирована, уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по указанному адресу в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области не поступали.
Иные договора аренды, представленные в материалы дела (№1501-23 от 15.01.2023, №230123 от 23.01.2023, [номер] от 01.02.2023, №0102-23 от 01.02.2023) в рамках рассматриваемого административного дела признаками относимости доказательств не обладают, поскольку были заключены по состоянию на даты после утверждения оспариваемых Перечней.
Таким образом, из представленных документов не следует, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер] является административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что, применительно к требованиям статьи 378.2 НК РФ, спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечней на 2021, 2022 и 2023 года по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из его фактического использования являлся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорного объекта недвижимости, а также помещений входящих в его состав, не позволяет признать его соответствующими признакам, указанным в ст.378.2 НК РФ.
Доказательства с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорные объекты недвижимого имущества используются административным истцом в качестве объекта недвижимости торгового, бытового, офисного назначения либо объекта общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Представленные в материалы дела заинтересованным лицом МИФНС России №21 по Нижегородской области протоколы осмотра объекта недвижимости №465 от 17.04.2023, №634 от 24.05.2023 и №1040 от 13.09.2022 выводы суда не опровергают, Актами обследования объекта недвижимого имущества, составленными в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635, не являются, осмотр объекта недвижимости проводился на основании пп «г» п.4.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 «129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, осмотры, результаты которых зафиксированы в протоколах №№465 и «634 проведены 17.04.2023 и 24.05.2023 соответственно, то есть после юридически значимых дат.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2022 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2023 год, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Доводы административного ответчика о законности включения вышеуказанных объектов недвижимости в Перечни являются несостоятельными, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами достоверно установлен тот факт, что спорный объект недвижимости не относится к офисным помещениям, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) объектам бытового обслуживания.
Доводы представителя административного ответчика о том, что фактическое использование вышеуказанного объекта недвижимого имущества связано со сдачей в аренду нежилых помещений, об обратном не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, включение спорного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 года только на основании сведений из источников сети «Интернет» является необоснованным.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2022 год, в пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня на 2023 год, – признанию недействующими.
Определяя дату, с которой оспариваемые пункты подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2021, 2022 и 2023 года соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ООО СМП «Промстрой-3» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-1631667/20.
Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.
Признать недействующим со дня принятия пункт [номер] раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года №326-13-826786/22.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Е.М.Калынова