ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-615/20 от 07.08.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-615/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 07 августа 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,

при секретаре Бурлуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца Колосова И.Г. по доверенности Курдумяковой С.В.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Колосова Ивана Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

Колосов И.Г. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управлению Росреестра по Брянской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области указывая, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости:

-Земельный участок, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: на 14.02.2019г. коммерческие учреждения, офисы, конторы и другие предприятия бизнеса, туристические агентства; на 23.08.2019г. рекреационные территории, общая площадь 35 615 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью по состоянию на 14.02.2019г. - 31 569 848 руб. 30 коп., на 23.08.2019 г. - 23 617 374 руб. 95 коп.

Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости завышена, что влияет на размер уплачиваемого им налога, просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, определенной в отчетах ООО «РОСТ ЭКСПЕРТ» от 02.12.2019 г. № 2387-11/19 и № 2419-11/19 по состоянию на 14.02.2019 г. - 14 098 000 руб. и на 23.08.2019 г. - 2 604 000 руб.

Представитель административного истца Колосова И.Г. по доверенности Курдумякова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Чичковской сельской администрации в суд не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный истец Колосов И.Г., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Брянской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, представитель заинтересованного лица - Администрация Навлинского района Брянской области, в судебное заседание не явились, сведений о наличии уважительных причин неявки в суд не представили, в соответствие со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, исследовав представленные суду доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, административному истцу Колосову И.Г. на праве собственности принадлежит объект недвижимости:

- Земельный участок, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: на 14.02.2019г. коммерческие учреждения, офисы, конторы и другие предприятия бизнеса, туристические агентства; на 23.08.2019г. рекреационные территории, общая площадь 35 615 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договор купли-продажи и акт приема передачи от 17.03.2016 г.(выписка ЕГРГ).

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена актами Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области от 14.02.2019 г. № 32-0-1-99/3101/2019-238 (выписка № 32/ИСХ/19-19-65716 от 28.02.2019 г.) по состоянию на 14.02.2019г. - 31 569 848 руб. 30 коп., и актом от 23.08.2019 г. № 32-0-1-96/3101/2019-2485 по состоянию на 23.08.2019 г. - 23 617 374 руб. 95 коп.

Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в ЕГРН.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Определение налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 2 статьи 375, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391 и пункты 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный истец является плательщиком налога в отношении указанного им объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на его права и обязанности плательщика налога, и дают ему право в силу вышеприведенных положений закона на обращение с требованием об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В обоснование заявленных требований Колосовым И.Г. представлены отчеты об оценке ООО «РОСТ ЭКСПЕРТ» от 02.12.2019 г. № 2387-11/19 и № 2419-11/19 (оценщик ФИО8), согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: с кадастровым номером , по состоянию на 14.02.2019 г. составляет 14 098 000 руб. и на 23.08.2019 г. - 2 604 000 руб.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 99-20 от 20 апреля 2020 года (эксперт ФИО6) отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленные ООО «РОСТ ЭКСПЕРТ» от 02.12.2019 г. № 2387-11/19 и № 2419-11/19, соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Стороны по делу обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает отчеты об оценке ООО «РОСТ ЭКСПЕРТ» от 02.12.2019 г. № 2387-11/19 и № 2419-11/19 как относимые и допустимые доказательства, подтверждающие достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которые могут быть положены в основу решения.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Колосова И.Г. и установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в отчетах ООО «РОСТ ЭКСПЕРТ» от 02.12.2019 г. № 2387-11/19 и № 2419-11/19 по состоянию на 14.02.2019 г. в размере 14 098 000 руб. и по состоянию на 23.08.2019 г. в размере 2 604 000 руб.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст.ст.24.18, 24.20, абз. 3 п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28).

Как следует из материалов дела, административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, заявление Колосова И.Г. в суд о пересмотре кадастровой стоимости подано 13 января 2020 года.

С учетом изложенного, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Принимая во внимание изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018г. № 334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, подлежит учету при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Колосова Ивана Геннадьевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости Земельный участок, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: на 14.02.2019г. коммерческие учреждения, офисы, конторы и другие предприятия бизнеса, туристические агентства; на 23.08.2019г. рекреационные территории, общая площадь 35 615 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 14.02.2019 г. в размере 14 098 000 руб. и по состоянию на 23.08.2019 г. в размере 2 604 000 руб.

Датой подачи заявления Колосова И.Г. о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости считать 13 января 2020 года.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Брянского областного суда- Е.В.Апокина

Мотивированный текст решения изготовлен 12 августа 2020 года.