ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-616/18 от 19.02.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3А-76/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе: председательствующего судьи Никулиной И.А.

при секретаре Лемешенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«19» февраля 2019 года

дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кемеровский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№ общей площадью 63510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность; с кадастровым номером №№, общей площадью 193642 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность; с кадастровым номером №№, общей площадью 28371 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 15 ноября 2018 года и составляет:

для объекта с кадастровым номером №№ – 16 995 911,10 руб.;

для объекта с кадастровым номером №№ – 51 820 535,62 руб.;

для объекта с кадастровым номером №№ – 7 592 363,31 руб.

Между тем рыночная стоимость земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, что следует из отчета № О-2018/12-2 от 19 декабря 2018 года, по которому рыночная стоимость объектов недвижимости на дату оценки 15 ноября 2018 года равна:

участка с кадастровым номером №№ – 9 036 000 руб.;

участка с кадастровым номером №№ – 26 850 000 руб.;

участка с кадастровым номером №№ – 4 327 000 руб.

Являясь собственником объектов недвижимости, административный истец платит земельный налог, который определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку кадастровая стоимость данных объектов недвижимости существенно выше их рыночной стоимости, оплата налога в экономически не обоснованном размере нарушает его права.

В связи с этим, ссылаясь на ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» в судебное заседание не явился. Извещены. К материалам дела приобщен письменный отзыв, содержащий заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения требований не возражают, указывая вместе с тем на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и административным ответчиком по делу. Не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены. К материалам дела приобщены письменные возражения, содержащие заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указывают на необоснованное привлечение Управления в качестве административного ответчика. Просит в удовлетворении требований к Управлению отказать.

Представители Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, администрации Мариинского городского поселения в судебное заседание не явились. Извещены.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в том числе, учитывая ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданином в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений о кадастровой стоимости, полученных при очередной кадастровой оценке, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из представленных доказательств следует, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№, общей площадью 63510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность; с кадастровым номером №№, общей площадью 193642 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность; с кадастровым номером №№ общей площадью 28371 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 ноября 2018 года (л.д. 11-20), выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 03 декабря 2018 года (л.д. 20-23), кадастровым делам, кадастровая стоимость земельных участков, поставленных впервые на кадастровый учет 15 ноябя 2018 года, составляет 16 995 911,10 руб., 51 820 535,62 руб., 7 592 363,31 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 15 ноября 2018 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 15 ноября 2018 года. Датой определения кадастровой стоимости является дата постановки участка на кадастровый учет – 15 ноября 2018 г.

Из представленного административным истцом отчета № О-2018/12-2 от 19 декабря 2018 года, рыночная стоимость земельных участков на дату оценки 15 ноября 2018 года составляет:

с кадастровым номером №№ – 9 036 000 руб.:

с кадастровым номером №№ – 26 850 000 руб.;

с кадастровым номером №№ – 4 327 000 руб. (л.д. 25-77).

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 15 ноября 2018 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельных участков по состоянию на 15 ноября 2018 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Доводы и обстоятельства, ставящие под сомнение выводы оценщика и обоснованность отчета об оценке, не установлены.

Из отчета оценщика следует, что им выбран сравнительный подход к оценке спорных объектов. В рамках сравнительного подхода использовался метод сравнения продаж, основанный на сравнении исследуемого объекта с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. При подборе объектов-аналогов учитывались требования п.11 ФСО № 7, и в качестве таковых использовались земельные участки, относящиеся к одному сегменту рынка, т.е. подбирались объекты-аналоги со схожими категорией земель и разрешенным использованием, наиболее сопоставимые с оцениваемым объектом. Для анализа был выбран рынок земельных участков на территории Кемеровской области, схожих по основным социально-экономическим показателям с территорией расположения объекта оценки. Все отличия объектов-аналогов от объекта оценки учтены при внесении корректировок. Выбор объектов-аналогов, а также вносимые корректировки оценщиком обоснованы, подробные расчеты приведены в соответствующих разделах отчета оценщика.

Исходными данными по объектам-аналогам послужила информация с официальных сайтов РФ для размещения информации о проведении торгов, Управления Росреестра по Кемеровской области.

Указанные обстоятельства не ставят под сомнение выводы отчета об оценке, поскольку оценщик как лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, самостоятельно избирает методы исследования, объем необходимых материалов.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, включающее в себя обязанность его оценки в целях уплаты законно установленных налогов.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

Приходя к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании отчета оценщика, суд учитывает также, что их рыночная стоимость, определенная оценщиком, наиболее отвечает принципу экономической обоснованности и для целей налогообложения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены доказательства, опровергающие выводы оценщика, и свидетельствующие об ином размере рыночной стоимости земельных участков, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившему рыночную стоимость спорных земельных участков, не имеется оснований для назначения судом по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость – 15 ноября 2018 года.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и филиала «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» о том, что данные учреждения не являются административными ответчиками по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

По делу установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 15 ноября 2018 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости внесены 15 ноября 2018 года, соответственно, срок для обращения административного истца в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков не пропущен.

В рассматриваемом случае установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению с 15 ноября 2018 года, принимая во внимание, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта в государственный кадастр недвижимости внесены 15 ноября 2018 года, а в суд ФИО1 обратился 28 декабря 2018 года.

Датой обращения административного истца за пересмотром кадастровой стоимости является дата обращения его в суд – 28 декабря 2018 года.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению. При этом удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанных лиц каких-либо неблагоприятных последствий.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№, общей площадью 63510 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность, в размере его рыночной стоимости 9 036 000 рублей, определенной по состоянию на 15 ноября 2018 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№, общей площадью 193642 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность, в размере его рыночной стоимости 26 850 000 рублей, определенной по состоянию на 15 ноября 2018 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№, общей площадью 28371 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: пищевая промышленность, в размере его рыночной стоимости 4 327 000 рублей, определенной по состоянию на 15 ноября 2018 года.

Дата обращения ФИО1 в суд – 28 декабря 2018 года, которую следует считать датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 февраля 2019 года.

Председательствующий И.А. Никулина