Дело № 3а-616/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянский областной суд в составе
председательствующего Цуканова Д.А.
при секретаре Кондрашовой О.А.,
с участием
прокурора Дзех К.А.,
представителя административного истца ЗАО «Риэлт-Сервис» – Кузнецова С.И.,
представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Риэлт-Сервис» о признании недействующим пункта 5346 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 229),
УСТАНОВИЛ:
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области 18 февраля 2020 года № 229 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 229 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 февраля 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости, имеющий назначение «нежилое здание», наименование «Корпус № 2, склад готовой продукции», площадью 5 208,6 кв. м, количество этажей: 4, в том числе подземных: 1, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Административный истец – закрытое акционерное общество «Риэлт-Сервис» (далее – ЗАО «Риэлт-Сервис») обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующим с 01.01.2018 г. пункт 5346 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 229).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что принадлежащий ему объект недвижимости – корпус № 2, склад готовой продукции расположен на земельном участке, относящемся к категории земель населенных пунктов, видом разрешенного использования которого является «для использования зданий производственного корпуса». В соответствии с экспликацией к техническому паспорту, составленному по состоянию на 03.09.2001 г., в здании имеются помещения с наименованиями: «коридор», «производственное», «складское», «подсобное», «лестничная клетка», «санузел». Таким образом, в нем отсутствуют офисные, торговые и иные аналогичные помещения, а также помещения, предназначенные для объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно акту комиссии ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от 14.11.2018 г., составленному по результатам проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания, спорное здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и подлежит исключению из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. С учетом этого спорное здание не включалось в Перечни на 2019 и 2020 годы. Административный истец полагает, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными ст. 378.2 НК РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется из их кадастровой стоимости, в связи с чем включен в Перечень незаконно.
Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – Савенко О.В. представлены возражения на административный иск, согласно которым Управлением была соблюдена процедура утверждения и опубликования оспариваемого нормативно-правового акта. По сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером № имеет назначение «нежилое здание», наименование «Корпус № 2, склад готовой продукции». Актом обследования от 21.03.2017 г. установлено, что он используется по ст. 378.2 НК РФ не менее 20 %. Объект подлежал включению в Перечень на 2018 г. в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО «Риэлт-Сервис» - Кузнецов С.И. поддержал административный иск с учетом уточнений исковых требований в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что в соответствии со сведениями ЕГРН спорное здание предназначено для производства. В соответствии с документами технического учета оно имеет производственно-складское назначение. Спорное здание не используется более 15 лет, оно наполовину разрушено. При его обследовании комиссия неверно установила объект, подлежащий осмотру, в связи с чем провела обследование другого здания.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В. иск не признала, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень в качестве торгового объекта на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию, поскольку по сведениям ЕГРН он имел назначение «под склад готовой продукции», а понятие «склад» отвечает критериям торгового объекта. Согласно акту обследования от 21.03.2017 г. под торговые объекты, объекты общественного питания и объекты бытового обслуживания фактически используется не менее 20 % площади данного здания.
Выслушав объяснения представителя административного истца - ЗАО «Риэлт-Сервис» - Кузнецова С.И., представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 данного Закона установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1), а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания здания или нежилого помещения объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 229) издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 32 АБ № 057657 от 21.11.2003 г. и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.11.2018 г., 15.11.2018 г., 09.12.2019 г., 06.02.2020 г. административному истцу ЗАО «Риэлт-Сервис» на праве собственности принадлежит объект недвижимости, имеющий назначение «нежилое здание», наименование «Корпус № 2, склад готовой продукции», площадью 5 208,6 кв. м, количество этажей: 4, в том числе подземных: 1, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 20.02.2020 г. № 1007/10@-ож по сведениям ЕГРН по состоянию на 27.11.2017 г. данный объект имел аналогичное назначение и наименование.
В оспариваемый Перечень указанный объект недвижимости включен под пунктом 5346.
Согласно ответу Управления имущественных отношений Брянской области от 06 ноября 2019 года № 51-12589 на заявление директора ЗАО «Риэлт-Сервис» Гладилина В.В. 24 октября 2019 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером № из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня на 2018 год.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В., указанный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - по фактическому использованию.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов.
Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.12.2019 года, 07.02.2020 г., 20.02.2020 г. земельный участок площадью 5 179 кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для использования зданий производственного корпуса.
Как следует из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 20.02.2020 г. № 1007/10@-ож по сведениям ЕГРН по состоянию на 27.11.2017 г. указанный земельный участок имел аналогичный вид разрешенного использования.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем торговых объектов. В связи с этим оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень по указанному признаку не имеется.
Суд также находит, что отсутствуют основания для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень и по критерию его предназначения как торгового объекта, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета.
В соответствии с выписками из ЕГРН спорный объект недвижимости имеет назначение «нежилое здание», наименование «Корпус № 2, склад готовой продукции».
Согласно техническому паспорту принадлежащее административному истцу здание имеет назначение «Корпус № 2, склад готовой продукции».
Вместе с тем, указанные назначение и наименование спорного здания без установления назначения и наименования помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяют отнести здание к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 33 Национального стандарта ГОСТ Р 51303-2013, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, склад – это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
Таким образом, для того, чтобы признать объект недвижимости торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы общая площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, составляла не менее 20 процентов общей площади этого здания.
В соответствии с техническим паспортом здания, расположенного по адресу: <адрес>, составленному Муниципальным унитарным предприятием технической инвентаризации г. Брянск по состоянию на 03.09.2001 г., и экспликацией к плану строения указанного объекта комнаты здания имеют следующие наименование и площади:
Подвал: позиция 1 – коридор, общей площадью 6,6 кв. м, позиция 2 – производственное, общей площадью 38,6 кв. м, позиции 3, 4, 5, 6, 7 – складское, общей площадью 621,5 кв. м, 47,2 кв. м, 30,5 кв. м, 14,0 кв. м, 22,5 кв. м соответственно, лестничная клетка, общей площадью 25,1 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,2 кв. м;
Первый этаж: позиции 1, 2, 7, 14 г, 16, 17, 18 – коридор, общей площадью 14,7 кв. м, 10,7 кв. м, 12,0 кв. м, 6,8 кв. м, 29,8 кв. м, 3,3 кв. м, 6,9 кв. м соответственно, позиция 3 – складское, общей площадью 21,7 кв. м, позиции 4, 5, 6, 12, 13 а, 14, 15, 23 – производственное, общей площадью 41,6 кв. м, 15,1 кв. м, 7,7 кв. м, 555,3 кв. м, 35,3 кв. м, 198,0 кв. м, 7,0 кв. м, 14,4 кв. м соответственно, позиции 13, 13 б, 14 б – производственное помещение, общей площадью 214,7 кв. м, 35,6 кв. м, 14,6 кв. м соответственно, позиции 11 а, 11, 10, 10 а, 14 а – подсобное, общей площадью 1,2 кв. м, 2,3 кв. м, 4,6 кв. м, 1,9 кв. м, 4,2 кв. м соответственно, позиции 8, 9 – конторское, общей площадью 14,4 кв. м, 8,7 кв. м соответственно, позиции 13 в, 13 г – склад, общей площадью 15,0 кв. м, 81,5 кв. м соответственно; позиция 14 в – диспетчерская, общей площадью 6,7 кв. м, позиции 19, 20, 21, 22 – санузел, общей площадью 2,0 кв. м, 1,4 кв. м, 1,1 кв. м, 1,7 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 20,5 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,5 кв. м;
Второй этаж: позиции 1, 18 – коридор, общей площадью 9,8 кв. м, 10,2 кв. м соответственно, позиции 2, 3, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14 – производственное, общей площадью 23,8 кв. м, 15,5 кв. м, 7,1 кв. м, 72,0 кв. м, 6,4 кв. м, 1111,6 кв. м, 6,6 кв. м, 71,3 кв. м, 20,8 кв. м соответственно, позиции 5, 6, 10, 10 а, 11, 16, 17 – подсобное, общей площадью 0,9 кв. м, 5,5 кв. м, 5,0 кв. м, 0,9 кв. м, 1,6 кв. м, 7,0 кв. м, 3,5 кв. м соответственно, позиции 19, 20, 21, 22, 23, 24 – санузел, общей площадью 4,9 кв. м, 4,4 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м соответственно, лестничная клетка, общей площадью 28,4 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 14,2 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,8 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,8 кв. м;
Третий этаж: позиции 1, 20 – коридор общей площадью 9,0 кв. м, 10,0 кв. м соответственно, позиции 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 12 – производственное, общей площадью 24,8 кв. м, 15,5 кв. м, 6,8 кв. м, 72,0 кв. м, 6,4 кв. м, 1107,5 кв. м, 6,6 кв. м, 71,3 кв. м соответственно, позиции 5, 6, 13, 14, 15, 18, 19 – подсобное, общей площадью 0,9 кв. м, 5,5 кв. м, 1,7 кв. м, 5,1 кв. м, 0,8 кв. м, 7,7 кв. м, 3,1 кв. м соответственно, позиция 10 – конторское общей площадью 24,6 кв. м, позиции 21, 22, 23, 24, 25, 26 – санузел, общей площадью 4,6 кв. м, 4,5 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м, 0,9 кв. м соответственно, лестничная клетка, общей площадью 28,4 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 14,2 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,8 кв. м, лестничная клетка, общей площадью 13,8 кв. м;
Четвертый этаж: позиция 1 – коридор, общей площадью 6,3 кв. м, позиции 2, 3 – лифт, общей площадью 10,2 кв. м, 8,4 кв. м соответственно, лифт общей площадью 13,8 кв. м.
Исходя из технического паспорта и экспликации к поэтажному плану строения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, в нем отсутствуют помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. При этом суд исходит из того, что само по себе наименование ряда помещений как «складское» и «склад», в отсутствие доказательств наличия в них площадей, предназначенных для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, не может безусловно свидетельствовать об их использовании в качестве торговых.
Таким образом, включение указанного объекта недвижимости в Перечень не основано на сведениях документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и наименовании.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
Как следует из представленного административным ответчиком акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 21 марта 2017 г., наименование объекта с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, указано как Корпус № 2, склад готовой продукции. Разрешенное использование здания и земельного участка под ним в акте не отражены. В заключении о виде фактического использования объекта указано: «используется».
В отсутствие конкретных данных об использовании нежилого здания под торговые объекты на основании данного акта нельзя сделать вывод о том, что спорный объект подлежит включению в Перечень на 2018 г.
В соответствии с пунктом 7.7. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, в акте обследования указываются: 1) дата и место составления акта обследования; 2) дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района, городского округа Брянской области на проведение обследования; 3) фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование; 4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов и (или) экспертов, привлеченных к участию в обследовании; 5) наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавшего при проведении обследования; 6) дата, время и место проведения обследования; 7) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.
Акт обследования подписывается всеми членами рабочей группы органов местного самоуправления, участвовавшими в проведении обследования (пункт 7.8.). Материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования (пункт 7.9.).
Суд приходит к выводу, что Акт обследования спорного объекта недвижимости не соответствует требованиям, предъявляемым к составлению таких актов.
В нарушение подпункта 2 пункта 7.7. Порядка, в представленном Акте обследования спорного объекта не указана дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района Брянской области на проведение обследования.
Вопреки требованиям подпункта 7 пункта 7.7. Порядка, в Акте не отражен вид фактического использования спорного здания и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения торговых объектов к общей площади объекта недвижимого имущества.
Между тем, в соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, для отнесения спорного объекта по фактическому использованию к торговому центру (комплексу), в Акте должна содержаться достоверная информация о том, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания используется для размещения торговых объектов, подтвержденная соответствующими расчетами.
Суд полагает, что Акт обследования спорного объекта недвижимого имущества не может быть признан надлежащим доказательством по делу, поскольку не отвечает установленным требованиям и не содержит необходимых сведений о фактическом использовании спорного нежилого здания в качестве торгового объекта.
С учетом изложенного суд считает, что административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств в подтверждение того, что на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта спорное нежилое здание фактически использовалось под торговые объекты, с использованием помещений для этих целей площадью более чем 20% от общей площади.
Представленный представителем административного истца акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, составленный по состоянию на 14.11.2018 г., суд не принимает в качестве доказательства, поскольку он не имеет отношения к спорному периоду, так как составлен после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
При таком положении суд полагает, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2018 год не позволяли с достоверностью определить спорное нежилое здание как торговый центр (комплекс), в связи с чем оснований для включения его в Перечень на 2018 год не имелось.
Таким образом, судом не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости является объектом, который на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта по виду разрешенного использования земельного участка, по своему предназначению или фактическому использованию соответствовал предусмотренным в пунктах 1, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям и подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень не основано на сведениях ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объекта.
При указанных обстоятельствах оснований для включения указанного здания в Перечень на 2018 год, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось.
С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ЗАО «Риэлт-Сервис».
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 01 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Риэлт-Сервис» удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 5346 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 229) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него нежилого здания, наименование: корпус № 2, склад готовой продукции, площадью 5 208,6 кв. м, количество этажей: 4, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.А. Цуканов
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2020 г.