ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-617/18 от 25.07.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2018 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

с участием прокурора Алисина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-617/2018 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Спецавтохозяйство» к комитету Тульской области по тарифам о признании не действующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 3 июля 2018 года № 19/1) в части, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

19.12.2017 года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области».

В приложении № 2 к Постановлению установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы, вступающие в силу с 01 января 2018 года.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 03.07.2018 года № 19/1 в Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 внесены изменения – приложение № 2 изложено в новой редакции. Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 июля 2018 года.

Акционерное общество «Спецавтохозяйство» (далее – Общество) обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 2018 - 2022 годы (приложение № 2); обязании установить предельный тариф для Общества с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2018 года в размере 184,36 рублей без учета НДС.

В ходе судебного разбирательства по делу Общество уточнило и дополнило заявленные требования, просило признать не действующим Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 3 июля 2018 года № 19/1) в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 2018 год (приложение № 2); обязать комитет Тульской области по тарифам установить для Общества предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов во втором полугодии 2018 года с учетом расходов, неучтенных в тарифе первого полугодия 2018 года.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что административным ответчиком в предельных тарифах, установленных на первое полугодие 2018 года, не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а при установлении тарифа на второе полугодие 2018 года не включены расходы, не учтенные в первом полугодии 2018 года, что противоречит утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 Правилам регулирования тарифов и Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не компенсирует экономически обоснованные расходы Общества на реализацию производственной программы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бухтиярова А.С. заявленные Обществом требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель комитета Тульской области по тарифам по доверенности Волкова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое административным истцом в части Постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска просила отказать.

Определением Тульского областного суда от 25.07.2018 года прекращено производство по делу по административному иску Акционерного общества «Спецавтохозяйство» о признании не действующим приложения № 2 Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 2018 - 2022 годы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Алисина А.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484.

Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 Закона № 89-ФЗ).

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 г. № 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен). К одной из его основных задач относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пп. 41 п. 3 Положения).

Комитет осуществляет государственное регулирование ценообразования путем принятия нормативных правовых актов – постановлений комитета.

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам Постановления от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» и Постановления от 03.07.2018 года № 19/1 «О внесении изменений в Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19 декабря 2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 - 2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» (вместе со «Скорректированными предельными тарифами на захоронение твердых коммунальных отходов»).

Судом установлено, что названные Постановления были приняты по результатам заседаний Правления комитета Тульской области по тарифам посредством открытого голосования членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, единогласно в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 г. № 17.

На основании пункта 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 официально опубликовано 20.12.2017 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, а 25.12.2017 года в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» www.pravo.gov.ru.

Постановление комитета Тульской области по тарифам от 03.07.2018 года № 19/1 официально опубликовано 04.07.2018 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя данный нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Акционерное общество «Спецавтохозяйство» с 2015 г. осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов IV класса опасности на полигоне для захоронения твердых бытовых отходов, расположенном на принадлежащем Обществу земельном участке.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.09.2015 года № 33/2 были установлении тарифы на услугу по утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов на 2015-2018 годы, оказываемую АО «Спецавтохозяйство».

Документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года, и с этой даты тариф на захоронение твердых коммунальных отходов устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 года № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2016 года № 424 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которым проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.

В производственную программу подлежат включению мероприятия, осуществляемые регулируемой организацией в рамках текущей (операционной) деятельности, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов. В производственную программу не включаются мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов.

Регулируемая организация разрабатывает проект производственной программы, исходя из необходимости обеспечения работы объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляет его на утверждение в уполномоченный орган до 1 мая года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы.

Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил.

Уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы.

Финансовые потребности на реализацию производственной программы учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности (пункт 17 Основ ценообразования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отказывает во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункты 17, 18 и 22 Правил регулирования тарифов).

Во исполнение вышеназванным норм права на основании заявлений Акционерного общества «Спецавтохозяйство» от 27 апреля 2017 г., от 31 августа 2017 г. регулирующий орган установил Обществу с применением метода индексации предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 - 2022 гг. и утвердил производственную программу Общества.

Согласно производственной программе административного истца на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 гг. в объем финансовых потребностей, необходимых для реализации программы, на 2018 год Обществом включены расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 188 600,34 тыс. руб., и предложен тариф в размере 184,36 руб./куб.м (без учета НДС).

Как следует из оспариваемого нормативного правового акта для Общества на захоронение твердых коммунальных отходов в первом полугодии 2018 года установлен предельный тариф в размере 74,97 руб. за 1 куб.м без НДС (88,46 руб. за 1 куб.м с НДС), во втором полугодии 2018 года – 92,14 за 1 куб.м без НДС (108,73 руб. за 1 куб.м с НДС). До внесения изменений Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 03.07.2018 года в Постановление от 19.12.2017 года № 60/1 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 года № 758 предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов во втором полугодии 2018 года для Общества был установлен в размере 184,36 руб. за 1 куб.м без НДС (217,54 руб. за 1 куб.м с НДС).

При этом в примечании Приложения № 2 Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 (в редакции от 3 июля 2018 года № 19/1) указано, что в предельных тарифах, установленных на первое полугодие 2018 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду не включена.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также в пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ, а в пункте 1 названной статьи (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ) закреплено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Согласно пункту 46 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (пп. «з» пункта 50 Основ ценообразования).

Размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду на период 2018-2022 годы был определен Обществом расчетным путем исходя из планового объема размещения твердых коммунальных отходов и ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 года № 913.

Как следует из пункта 18 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования должно содержать обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

Между тем ни экспертное заключение по утверждению предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для АО «Спецавтохозяйство», ни протокол заседания Правления комитета Тульской области по тарифам не содержат мотивов и обоснования исключения из предложенного Обществом расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из названных выше документов следует, что по сравнению с предложением Общества скорректированы только следующие статьи затрат: «производственные расходы» (электроэнергия), «административные расходы» (расходы на услуги сторонних организаций, фонд заработной платы АУП), «прибыль» (снижение расчетной предпринимательской прибыли). Более того, в объем финансовых потребностей, необходимых для реализации программы, на 2018 год административным ответчиком включены расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду в предложенной Обществом сумме - 188 600,34 тыс. руб.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель административного ответчика, ссылаясь на пункты 7 и 11 Основ ценообразования, пояснила, что тариф на первое полугодие 2018 года установлен для регулируемых организаций исходя из непревышения величины тарифа, установленного для Общества на 2 полугодие 2017 года, а неучтенные Комитетом Тульской области по тарифам в 2018 году расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут быть включены при корректировке тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для административного истца в 2020 году с учетом размера фактически уплаченных и документально подтвержденных расходов по данной статье расходов.

Вместе с тем органом регулирования не принято во внимание, что изменения в правовое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами возлагают на операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01 января 2018 года.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255.

В силу пункта 32 названных Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Размер расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду был определен административным истцом в производственной программе расчетным путем.

Комитет Тульской области по тарифам при утверждении производственной программы и установлении предельных тарифов на первое полугодие 2018 года размера такой платы не произвел, не приведя никаких обоснований полностью исключил сумму затрат на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанном периоде, что не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно пункту 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ, пунктам 46, 50 Основ ценообразования, чем допустило нарушение прав акционерного общества «Спецавтохозяйство», выразившееся в необоснованном занижении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. Административным ответчиком при этом не учтено, что пунктом 2 статьи 24.9 вышеупомянутого Закона размер тарифов должен компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности.

Более того, из представленного административным ответчиком по запросу суда расчета утвержденного оспариваемым Постановлением предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов Акционерного общества «Спецавтохозяйство» на 2018 год следует, что порядок расчета предельных тарифов на 1 и 2 полугодия данного года различен. Расчет предельных тарифов на 2 полугодие 2018 года соответствует законодательным изменениям в части изменения структуры затрат, учитываемых в тарифах на регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Расчет тарифа на 1 полугодие соответствует расчету утвержденных Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.09.2015 года № 33/2 тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемую Общество на 2015-2018 годы, а именно на 2 полугодие 2017 года.

Между тем, как указывалось выше, в соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда оспариваемое Постановление комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 3 июля 2018 года № 19/1) в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 1 полугодие 2018 года (Приложение № 2) противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 215 КАС РФ, для признания указанного Приложения недействующим в оспариваемой части.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим в части, суд полагает, что признание установленного Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов на 1 полугодие 2018 года с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд считает необходимым признать его недействующим со дня его принятия.

Поскольку в данном случае в правовом регулировании возникает пробел, влекущий нарушение охраняемых публичных интересов, прав и свобод неопределенного круга лиц, который с учетом самостоятельной компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ подлежит устранению путем возложения на него обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта в силу части 4 статьи 216 КАС РФ.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования Общества о возложении обязанности на комитет Тульской области по тарифам установить предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01 января 2018 года в размере 184,36 рублей (без НДС), поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего данный правовой акт. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 года № 758 утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности.

Отсутствуют основания и для удовлетворения требований Акционерного общества «Спецавтохозяйство» о признании не действующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 (в редакции от 3 июля 2018 года № 19/1) в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 2 полугодие 2018 года, а также требований об обязании административного ответчика установить предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов во втором полугодии 2018 года с учетом расходов, неучтенных в тарифе первого полугодия 2018 года.

Так, заявляя указанные требования, Общество ссылалось на то, что при установлении тарифа на второе полугодие 2018 года подлежали включению расходы, не учтенные в первом полугодии 2018 года. Однако согласно пунктам 7 и 11
Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям, а в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Доводы административного истца о неправомерности действий комитета Тульской области по тарифам об изменении 03 июля 2018 года предельного тарифа, установленного на 2 полугодие 2018 года, суд находит несостоятельными, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 года № 758 утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности. При этом данное Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года, в связи с чем рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с указанным постановлением. Именно необходимость приведения нормативного правового акта, принятого регулирующим органом, в соответствие с федеральным законодательством является правовым основанием для внесения в него изменений.

Иных доводов несогласия с установленным предельным тарифом на 2 полугодие 2018 года административным истцом не приведено. Между тем размер такого тарифа судом проверен и установлено, что он соответствует требованиям Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом ФАС от 21.11.2016 года № 1638/16.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 4500 рублей, подтвержденные платежным поручением от 15.03.2018 года № 940, подлежат возмещению комитетом Тульской области по тарифам.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Акционерного общества «Спецавтохозяйство» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня его принятия Приложение № 2 Постановления комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 3 июля 2018 года № 19/1) в части размера предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 1 полугодие 2018 года.

Возложить на комитет Тульской области по тарифам обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими размеры предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, установленные для АО «Спецавтохозяйство» г. Тула на 1 полугодие 2018 года (приложение № 2 к Постановлению комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2017 года № 60/1 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для потребителей Тульской области и утверждении производственных программ на захоронение твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями потребителям Тульской области» (в редакции Постановления комитета Тульской области по тарифам от 3 июля 2018 года № 19/1).

В остальной части административного иска Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» отказать.

Взыскать с комитета Тульской области по тарифам в пользу Акционерного общества «Спецавтохозяйство» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий