Дело № 3а-619/2021
УИД 25ОS0000-01-2021-001054-06
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
13 декабря 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца Осипова С.В. – Мойсеенко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осипова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрации города Владивостока, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Осипов С.В. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, в обоснование которого указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 756 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для реконструкции одноэтажного строения под производственный цех и его дальнейшей эксплуатации; местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание – производственный цех с пристройкой (лит.1, 1А-пристройка). Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, кадастровая стоимость которого определена на основании постановления министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п), и по состоянию на 1 января 2020 года составляет ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту № 245 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 25 августа 2021 года, составленному обществом с ограниченной ответственностью «Краевой центр оценки» (далее – ООО «Краевой центр оценки») по состоянию на 1 января 2020 года составляет ....
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчёте ООО «Краевой центр оценки» № 245 от 25 августа 2021 года, что нарушает права административного истца, как арендатора земельного участка, поскольку влечёт увеличение арендной платы.
Просит суд: установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населённых пунктов с кадастровым номером №,площадью 2 756 кв. м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание - производственный цех с пристройкой (лит. 1, 1А-пристройка), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул.Днепровская д.42б, вид разрешенного использования: для реконструкции одноэтажного строения под производственный цех и его дальнейшей эксплуатации, равной его рыночной стоимости в размере – ... по состоянию на 1 января 2020 года.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что определение кадастровой стоимости объектов оценки производится методами массовой оценки, установленными и утверждёнными в соответствии с законодательством, регулирующим кадастровую оценку. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Приморского края осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» (далее - КГБУ «ЦКО»). В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 7 октября 2019 года № 646-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15 февраля 2019 года № 42-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений утвердило прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края, согласно Отчёту КГБУ «ЦКО» № 1/2020 от 2 сентября 2020 года, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года, согласно приложению к постановлению министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п. Постановление от 15 октября 2020 года № 87-п в настоящее время действует и никем не обжаловано в установленном законом порядке, в связи с чем считают, что права административного истца не нарушены. Административный истец, обратившись в суд, воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором администрация города Владивостока указала, что считает Отчёт об оценке спорного земельного участка не соответствующим требованиям действующего законодательства. Полагает, что оценщиком были выбраны некорректные объекты-аналоги, имеющие отличную площадь, различные права на земельные участки, по сравнению с объектом оценки. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, также просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации города Владивостока.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца Осипова С.В. – Мойсеенко Я.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, не согласилась с доводами, изложенными в представленных отзыве и возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения представителя административного истца Осипова С.В. - Мойсеенко Я.В., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно материалам административного дела, 16 апреля 2015 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края («Арендодатель») и Осиповой Г.Д. («Арендатор») заключён договор № 04-Ю-19953 аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель на основании распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 24 июля 2013 года № 1514-рз, от 13 февраля 2015 года № 386-рз предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером№ площадью 2756 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 426 (установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-производственный цех с пристройкой (лит.1, 1А-пристройка)) (далее Участок), вид разрешенногоиспользования: для реконструкции одноэтажного строения под производственный цех и его дальнейшей эксплуатации, цель предоставления: для дальнейшей эксплуатации здания - производственного цеха с пристройкой (лит. 1, 1А-пристройка), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1).
Срок аренды участка устанавливается с 13 февраля 2015 года по 12 февраля 2022 года (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.1 договора за указанный участок Арендатору устанавливается арендная плата в размере ... в месяц на основании расчёта, который является неотъемлемой частью Договора.
Размер арендной платы изменяется с момента вступления в законную силу нормативных актов Российской Федерации, Приморского края, администрации города Владивостока, Думы города Владивостока, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к договору. Начисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании договора аренды, уведомления Арендодателя, начиная с момента вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы. Перерасчёт арендной платы Арендатор производит самостоятельно с момента вступления в силу указанных правовых актов (пункт 2.6).
Данный договор 13 мая 2015 года прошел государственную регистрацию, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись номер 25-25/001- 25-/001/003/2015-6787/1.
Пунктом 1.2 предусмотрено, что предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 756 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 426 (установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Ориентир здание - производственный цех с пристройкой (лит. 1, 1А - пристройка)), вид разрешенного использования: для реконструкции одноэтажного строения под производственный цех и его дальнейшей эксплуатации, цель предоставления: для дальнейшей эксплуатации здания - производственного цеха с пристройкой (лит. 1,1 А).
Арендная плата по договору аренды от 16 апреля 2015 года № 04-Ю-19953 составляет ... (пункт 2.3).
Размер арендной платы изменяется с момента вступления в законную силу нормативных актов Российской Федерации. Приморского края, администрации города Владивостока, Думы города Владивостока, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к договору. Начисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании договора аренды от 16 апреля 2015 года № 04-Ю-19953, уведомления Арендодателя, начиная с момента вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы. Перерасчёт арендной платы Арендатор производит самостоятельно с момента вступления в силу указанных правовых актов (пункт 2.4).
Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения ими обязательств по настоящему Договору или до расторжения настоящего Договора (пункт 8.1).
Договор уступки прав по договору аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 24 июля 2018 года, о чём сделана запись №
Поскольку размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, затронуты права и законные интересы административного истца.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года. Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 октября 2020 года и с 22 ноября 2020 года вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 23 октября 2021 года № КУВИ-002/2021-141669274 в отношении земельного участка с кадастровым номером № постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п утверждена кадастровая стоимость в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года, сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 февраля 2021 года.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, административный истец указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого им, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении его прав, как плательщика арендной платы, размер которой определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчёт № 245 об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный 25 августа 2021 года оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Гавриловой А.С., из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 756 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для реконструкции одноэтажного строения под производственных цех и его дальнейшей эксплуатации, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - производственный цех с пристройкой (лит. 1, 1А-пристройка). Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 42б, по состоянию на 01 января 2020 годасоставляет округленно ....
Суд, оценивая Отчёт № 245 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный 25 августа 2021 года оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Гавриловой А.С., приходит к выводу о том, что содержащиеся в Отчёте сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки; представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, виде разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость; проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта № 245 от 25 августа 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
В связи с изложенным, довод заинтересованного лица о том, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка, суд расценивает как несостоятельный.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года № 87-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае административным истцом, как арендатором земельного участка, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Осипова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - 25 октября 2021 года (дата сдачи административного искового заявления в почтовое отделение для направления в суд).
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Осипова Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрации города Владивостока, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,- удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 756 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для реконструкции одноэтажного строения под производственный цех и его дальнейшей эксплуатации; местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание – производственный цех с пристройкой (лит.1, 1А-пристройка). Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2020 года.
Датой подачи Осиповым Сергеем Владимировичем заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 25 октября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня
принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова
Судья |