ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/17 от 23.10.2017 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 октября 2017 г. № 3а-61/2017

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области о признании недействующими в части решений Совета Николо-Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 «Об утверждении генерального плана Николо-Раменского сельского поселения», Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 «Об утверждении генерального плана Ягницкого сельского поселения», Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 «Об утверждении генерального плана Коротовского сельского поселения»,

установил:

по материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Ваучское участковое лесничество, кварталы (выделы) №№ 9 (7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч), 141 (7ч), 144 (32ч, 35ч), 145 (15ч) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью ... и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Ваучское лесничество, кварталы №№ 1-328(т. 1, л.д. 35).

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24 декабря 2007 года №... (т. 1 л.д. 19).

Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....

По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Уломское участковое лесничество, кварталы (выделы) №№ 56 (2ч), 206 (9ч), 63 (2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), 64 (14ч, 16ч), 176 (9ч, 11ч) 169 (3ч, 48) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью ... кв.м. и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Уломское лесничество, кварталы №№ 1-257 (т. 1, л.д. 35).

Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24 декабря 2007 года №... (т. 1 л.д. 20).

Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....

Решением Совета Николо - Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 утверждён генеральный план Николо - Раменского сельского поселения.

Решением Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 утверждён генеральный план Ягницкого сельского поселения.

Решением Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 утверждён генеральный план Коротовского сельского поселения.

В соответствии с генеральным планом Николо - Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в границы населённого пункта д. Малая Липенка включены лесные участки в квартале № 9 (выделы 7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

В соответствии с генеральным планом Ягницкого сельского поселения в границы населенных пунктов д. Мышкино и д. Пленишник включены лесные участки в кварталах №№ 141 (выдел 7ч), 144 (выделы 32ч, 35ч), 145 (15ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.

В соответствии с генеральным планом Коротовского сельского поселения в границы населенных пунктов д. Степаново, д. Сосновка, д. Песье и д. Елехово включены лесные участки в кварталах №№ 56 ( выдел 2ч), 206 (выдел 9ч), 63 (выделы 2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), 64 (выделы 14ч, 16ч), 176 (выделы 9ч, 11ч), 169 (выделы 3ч, 48) Уломского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше нормативных правовых актов в части включения в границы населённых пунктов лесных участков в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.

Административный истец полагает, что оспариваемые решения не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В обоснование исковых требований представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Николо - Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедуры согласования проектов генерального плана с Рослесхозом. Оспариваемыми актами изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Николо - Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 «Об утверждении генерального плана Николо - Раменского сельского поселения» в части включения в границы населённого пункта д. Малая Липенка лесных участков в квартале № 9 (выделы 7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области; признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 «Об утверждении генерального плана Ягницкого сельского поселения» в части включения в границы населённых пунктов д. Мышкино и д. Пленишник лесных участков в кварталах №№ 141 (выдел 7ч), 144 (выделы 32ч, 35ч), 145 (выдел 15ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области; признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 «Об утверждении генерального плана Коротовского сельского поселения» в части включения в границы населённых пунктов д. Степаново, д. Сосновка, д. Песье, д. Елехово лесных участков в кварталах №№ 56 (выдел 2ч), 206 (выдел 9ч), 63 (выделы 2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), 64 (выделы 14ч, 16ч), 176 (выделы 9ч, 11ч), 169 (выделы 3ч, 48) Уломского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области (т.1, л.д. 99).

Представитель административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления и уточненные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Совета сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области (правопреемник Совета Николо - Раменского сельского поселения, Совета Ягницкого сельского поселения, Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В представленных отзывах просил в удовлетворении административного искового заявления отказать (т. 1, л.д.95).

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель Рослесхоза по доверенности Ибрагимов А.М. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Указал, что проекты генеральных планов Коротовского сельского поселения, Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступали, заключений на проекты указанных генеральных планов Рослесхозом не давалось (т. 1, л.д.86-89).

Представители заинтересованных лиц: администрации Уломского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с Уставами Николо - Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения указанные муниципальные образования являлись сельскими поселениями (л.д.151, 113, 188).

Согласно положениям Уставов Совет сельского поселения, являясь представительным органом, входит в структуру органов местного самоуправления, к полномочиям которого относилось утверждение генерального плана поселения.

Совет сельского поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами области, Уставом поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения.

Законом Вологодской области от 28 апреля 2015 года № 3632-ОЗ «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» Коротовское сельское поселение, Николо-Раменское сельское поселение, Ягницкое сельское поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области преобразованы путем объединения в сельское поселение Уломское с административным центром в деревне Коротово.

Статьей 2 указанного закона области установлено, что границы территории сельского поселения Уломское совпадают с границами территорий преобразованных Коротовского сельского поселения, Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, исключая их общие границы.

Вновь образованное муниципальное образование Уломское является правопреемником муниципальных образований Коротовского сельского поселения, Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения (статья 3 Закона области от 28 апреля 2015 года № 3632-ОЗ).

Как усматривается из материалов дела, решением Совета Николо - Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 был утверждён генеральный план Николо - Раменского сельского поселения.

Решение опубликовано в Информационном бюллетене «Николо - Раменский вестник» от 31 декабря 2010 года № 15 (т.2 л.д.24-26).

Решением Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 утверждён генеральный план Ягницкого сельского поселения.

Решение опубликовано в Информационном бюллетене «Ягницкий вестник» от 31 декабря 2010 года № 20 (т.2 л.д.34-36).

Решением Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 утверждён генеральный план Коротовского сельского поселения.

Решение опубликовано в Информационном бюллетене «Уломский вестник» от 29 июня 2011 года № 59 (т.2 л.д. 47-49).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части решения приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции. Соблюдены форма, в которой Совет Коротовского сельского поселения, Совет Николо-Раменского сельского поселения, Совет Ягницкого сельского поселение Череповецкого муниципального района Вологодской области вправе были принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) установлено, что такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований (на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) был регламентирован Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.

Как следует из подпункта «а» пункта 5 названного Положения в редакции, действующей в период подготовки генеральных планов Николо - Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения, заказчик направляет проекты документов территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло выработку государственной политики в области градостроительства, а также согласование проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования муниципального района, проекта генерального плана поселения и проекта генерального плана городского округа.

Исходя из изложенного, уполномоченным органом в сфере градостроительства на момент принятия оспариваемых решений являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляло подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов исполнительной власти.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов (пункт 6 Положения). Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства (пункт 7 Положения).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» в редакции, действующей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.Положения).

Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генеральных планов Николо - Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 Закона о кадастровой деятельности определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Ваучское участковое лесничество, квартал № 9 (целевое назначение - защитные леса, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов) выделы (7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч), квартал № 141 (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) выдел (7ч), квартал № 144 (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) выделы (32ч, 35ч), квартал № 145 (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) выдел (15ч) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью ... кв.м. и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Ваучское лесничество, кварталы №№ 1-328(т. 1, л.д. 35).

По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Уломское участковое лесничество, квартал № 56 (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) выдел (2ч), квартал № 206 (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) выдел (9ч), квартал № 63 (целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны) выделы (2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), квартал № 64 (целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны) выделы (14ч, 16ч), квартал № 176 (целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ) выделы (9ч, 11ч), квартал № 169 (целевое назначение - эксплуатационные леса) выделы (3ч, 48) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью ... кв.м. и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Уломское лесничество, кварталы №№ 1-257 (т. 1, л.д. 35).

Генеральным планом Николо-Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в границы населённого пункта д. Малая Липенка включены лесные участки в квартале № 9 (выделы 7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

В соответствии с генеральным планом Ягницкого сельского поселения в границы населенных пунктов д. Мышкино и д. Пленишник включены лесные участки в кварталах №№ 141 (выдел 7ч), 144 (выделы 32ч, 35ч), 145 (15ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

В соответствии с генеральным планом Коротовского сельского поселения в границы населенных пунктов д. Степаново, д. Сосновка, д. Песье, д. Елехово включены лесные участки в кварталах №№ 56 (выдел 2ч), 206 (выдел 9ч), 63 (выделы 2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), 64 (выделы 14ч, 16ч), 176 (выделы 9ч, 11ч), 169 (выделы 3ч, 48) Уломского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Факт включения в границы Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области указанных лесных участков подтверждено фрагментами графического наложения границ населенных пунктов на материалы лесоустройства Череповецкого лесничества 2014 года, выполненными кадастровым инженером Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» Афанасьевым А.В. (т.1, л.д. 12-18).

Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательством по административному делу.

Фрагменты графического наложения выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013» методом наложения лесоустроительных картографических материалов на границы Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (т.1, л.д. 98).

Исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих вышеуказанные фрагменты картографического наложения границ, не представлено.

Судом установлено, что проекты генеральных планов Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступали, заключение на проекты указанных генеральных планов федеральным органом не давалось.

Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решения об утверждении генеральных планов поселений, принятые представительными органами муниципальных образований Николо-Раменского сельского поселения, Ягницкого сельского поселения, Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённых пунктов лесных участков, является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части недействующими оспариваемые нормативные правовые акты, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета Николо-Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 «Об утверждении генерального плана Николо-Раменского сельского поселения», решения Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 «Об утверждении генерального плана Ягницкого сельского поселения», решения Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 «Об утверждении генерального плана Коротовского сельского поселения» применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в части со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации «Уломский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточненные исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Николо-Раменского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 17 декабря 2010 года № 59 «Об утверждении генерального плана Николо-Раменского сельского поселения» в части включения в границы населённого пункта д. Малая Липенка лесных участков в квартале № 9 (выделы 7ч, 10ч, 11ч, 12ч, 15ч, 16ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Ягницкого сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2010 года № 65 «Об утверждении генерального плана Ягницкого сельского поселения» в части включения в границы населённых пунктов д. Мышкино и д. Пленишник лесных участков в кварталах №№ 141 (выдел 7ч), 144 (выделы 32ч, 35ч), 145 (выдел 15ч) Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Коротовского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 28 июня 2011 года № 90 «Об утверждении генерального плана Коротовского сельского поселения» в части включения в границы населённых пунктов д. Степаново, д. Сосновка, д. Песье, д. Елехово лесных участков в кварталах №№ 56 (выдел 2ч), 206 (выдел 9ч), 63 (выделы 2, 3ч, 4ч, 5ч, 6, 8ч, 9ч, 16ч, 17ч), 64 (выделы 14ч, 16ч), 176 (выделы 9ч, 11ч), 169 (выделы 3ч, 48) Уломского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.

Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации «Уломский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2017 года.