ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/17 от 23.11.2017 Омского областного суда (Омская область)

Дело № <...>а-61/17

О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Цериградских И.В.

при секретаре Батура Н.С.

с участием прокурора Сафроновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Омскому городскому Совету о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования городской округ <...> области, утвержденного Решением Омского городского Совета от <...>№ <...>, и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденных Решением Омского городского Совета от <...>№ <...>,

у с т а н о в и л:

Решением Омского городского Совета от <...>№ <...> утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ <...> области (далее – Генеральный план).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Третья столица» (специальный выпуск) № <...> от <...>, № <...> от <...>

Согласно Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов – <...>, площадь: <...> кв.м, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <...>, <...>, <...>, находится в зоне магистрали общегородского значения регулируемого движения <...>, а также в рекреационной (проектируемой) зоне (л.д. 41, 43).

<...> Омским городским Советом принято Решение № <...> «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области».

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Третья столица» № <...> от <...>

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области (далее – Правила) в приложении № <...> к настоящим Правилам приведена карта градостроительного зонирования территорий <...>.

Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> установлены следующие территориальные зоны: ОД1-1631 (для размещения объектов административно-делового и общественного назначения) и ИТ2 (городского наземного транспорта) (л.д. 42).

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части Генерального плана и Правил. В обоснование требований указала, что является сособственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, расположенного на указанном земельном участке.

<...> обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на иной, т.е. «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, бани». В удовлетворении заявления ей отказано со ссылкой на то, что земельный участок находится в зоне ОД1-1631 (для размещения административно-деловых, общественно-культурных и иных объектов федерального, регионального и общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан) и в зоне ИТ2 (городского наземного транспорта).

<...> она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о внесении изменений в Правила в части изменения границ территориальных зон путем исключения территориальной зоны ИТ-2. Постановлением Администрации г. Омска № <...> от <...> заявление отклонено, при этом указано, что предложенное изменение не соответствует Генеральному плану.

Полагает, что установленные Генеральным планом и Правилами функциональные (территориальные) зоны нарушают права административного истца на пользование земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования.

Ссылаясь на несоответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации, просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план в части установления рекреационной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <...> и включить земельный участок в общественно-деловую зону, а также Правила в части установления территориальной зоны ИТ-2 на земельном участке с кадастровым номером <...>, установить вместо нее зону ОД1-1631 (л.д. 8-13).

Определением Омского областного суда от <...>ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления в части исковых требований о включении земельного участка с кадастровым номером <...> в общественно-деловую зону и об отнесении земельного участка к территориальной зоне ОД1-1631 (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал, пояснил, что первый этаж трехэтажного строения, расположенного на земельном участке, эксплуатируется как баня (сауна) общего пользования, собственник строения ФИО1 неоднократно привлекалась к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка. В настоящее время имеет намерение использовать строение для собственных нужд, т.е. под жилой дом. Оспариваемые нормативные правовые акты, устанавливающие две функциональные и территориальные зоны в пределах земельного участка, создают препятствия в его использовании в соответствии с видом разрешенного использования.

Представитель Омского городского Совета ФИО3 против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие оспариваемых нормативных правовых актов в пределах компетенции Омского городского Совета и без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу; ссылался на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемыми положениями (письменный отзыв – л.д. 53-55).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей требование об оспаривании нормативных правовых актов подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, а также правил землепользования и застройки.

Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления <...> (часть 1 статьи 10 Устава <...>).

В целях реализации предоставленных муниципальному образованию полномочий Омским городским Советом <...> принято Решение № <...> «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ <...> области», а <...> – Решение № <...> «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области» которые подписаны Мэром <...> и официально опубликованы.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Этой же статьей в части 4 предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, частью 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований, границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, естественным границам природных объектов, иным границам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО4 являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, площадь: <...> кв.м, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <...>, <...>, <...>, <...>, а также объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 20-24).

Земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет <...> Разрешенное использование – <...> (л.д. 20).

В материалы дела представлен фрагмент Карты градостроительного зонирования территорий <...> (приложение № <...> к оспариваемым Правилам), из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит к двум территориальным зонам: зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1) и зоне городского наземного транспорта (ИТ2). При этом граница между названными территориальными зонами проходит через указанный земельный участок (л.д. 42).

Статьей 42 Правил предусмотрено, что в общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, а в зоне городского наземного транспорта размещение жилых домов исключено.

Таким образом, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <...> не отвечает установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки.

Согласно Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером <...> находится в зоне магистрали общегородского значения регулируемого движения <...>, а также в рекреационной (проектируемой) зоне.

Анализируя нормативные предписания Правил землепользования и застройки в части установления территориальных зон в пределах земельного участка с кадастровым номером <...>, следует отметить, что имеются различия с нормативными предписаниями Генерального плана в части установления функциональных зон в отношении этого же земельного участка. При этом Правила землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом не приводились.

Порядок разработки генеральных планов муниципальных образований предусмотрен Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от <...>№ <...>.

Согласно пункту 9 раздела 3.1.5 Инструкции на генеральном плане показываются земельные участки, находящиеся в том числе в частной собственности.

В силу пункта 11 раздела 3.1.5 Инструкции границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.

Исходя из вышеназванных нормативных предписаний федерального законодательства является юридически значимым вопрос был ли сформирован земельный участок с кадастровым номером <...> и определены его границы до утверждения Генерального плана.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Омского городского Совета ФИО3 указал на то обстоятельство, что земельный участок был фактически образован в апреле 2013 г., т.е. с момента поступления в орган государственного кадастрового учета межевого плана земельного участка, отражающего границы земельного участка на местности.

Приведенные доводы судом проверены.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от <...> № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Порядок проведения работ по межеванию объектов землеустройства был урегулирован до внесения соответствующих изменений Федеральным законом от <...> № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов (части 1-3, 6 статьи 17).

Согласно информации филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> внесены в Единый государственный реестр недвижимости <...> декларативно (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства) на основании оценочной описи земельных участков кадастрового квартала <...>, утвержденной Территориальным отделом № <...> Управления Роснедвижимости по Омской области.

Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <...> внесены в Единый государственный реестр недвижимости <...> в порядке осуществления кадастрового учета изменений на основании межевого плана от <...>, подготовленного кадастровым инженером <...><...> (л.д.117).

При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером <...> был сформирован <...>, местоположение его границ определено с учетом действующего в тот период времени федерального законодательства (без межевого плана) и поставлен на кадастровый учет.

Таким образом, при разработке оспариваемого Генерального плана границы земельного участка с кадастровым номером <...> не учтены, и отнесение земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, одновременно к нескольким функциональным зонам создает правовую неопределенность его правового режима и препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие Генерального плана в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером <...> и приложения № <...> к Правилам в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером <...> требованиям части 4 статьи 30, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу настоящего решения.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения признаются недействующими, суд исходит из того, что указанные положения применялись. Данные обстоятельства влекут за собой признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании Омского городского Совета «Третья столица» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу настоящего решения Генеральный план муниципального образования городской округ <...> области, утвержденный Решением Омского городского Совета <...>№ <...>, в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу настоящего решения приложение № <...> к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденным Решением Омского городского Совета от <...>№ <...>, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании Омского городского Совета «Третья Столица».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Цериградских