дело № 3а-61/2020
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Курск 5 октября 2020 г.Курский областной суд
в составе:
председательствующего - судьи Павловой Е.Б.,
при секретаре: Алфимовой О.Г.,
с участием: представителя административного истца АО «Толпино» по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика – комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности ФИО2,
представителя заинтересованного лица - ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Толпино» к комитету по управлению имуществом Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л :
АО «Толпино» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 в размере рыночной находящихся у него в собственности земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков не соответствует рыночной стоимости и нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
С учетом уточненного заявления административный истец просит суд установить по состоянию на 01.01.2018 кадастровую стоимость в размере рыночной земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровым номером № площадью 4111798 кв.м, категория земель - сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, в размере 16033700 рублей; с кадастровым номером № площадью 6543647 кв.м, категория земель - сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, в размере 25516500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Толпино» ФИО1 поддержала уточненные требования по изложенным в первоначальном заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – комитета по управлению имуществом Курской области ФИО2 и представитель заинтересованного лица – ОБУ «Центр кадастровой оценки Курской области» ФИО3 против удовлетворения уточненных требований не возражали.
Административные ответчики - Управление Росреестра по Курской области, заинтересованное лицо – ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация Кореневского района Курской области, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В письменных отзывах Управление Росреестра по Курской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» возражений против удовлетворения иска не высказали (<данные изъяты>).
Протокольным определением изменено процессуальное положение ФГБУ «ФКП Росреестра» с административного ответчика на заинтересованное лицо.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные мнения на заявленный административный иск и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, АО «Толпино» на праве собственности принадлежат земельные участки, категории земель - сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 4111798 кв.м, с кадастровым номером № площадью 6543647 кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (<данные изъяты>).
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24.10.2018 № 01-18/1304 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения и лесного фонда на территории Курской области по состоянию на 01.01.2018, в том числе земельных участков с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого определена в размере 23231658,70 рублей; с кадастровым номером № - в размере 36971605,55 рублей (<данные изъяты>).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО «Толпино» в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков был представлен подготовленный ИП ФИО4 отчет № об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 земельных участков с кадастровыми номерами: № в размере 13804000 рублей и № в размере 21968 000 рублей (т<данные изъяты>).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28) разъяснено, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе, федеральным стандартам оценки.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (пункт 23 вышеназванного постановления Пленума).
В связи с возражениями комитета по управлению имуществом Курской области и ОБУ «Центр кадастровой оценки Курской области», указавших на несоответствие представленного административным истцом отчета требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, которые делают невозможным проверить использованную оценщиком информацию и вызывают сомнения в достоверности определения рыночной стоимости оцениваемых объектов, судом по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно выводам судебной оценочной экспертизы ООО фирмы «Агро Плюс» № от 16.09.2020 по состоянию на 1 января 2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 16033700 рублей; земельного участка с кадастровым номером № - 25516500 рублей (<данные изъяты>
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно рыночной стоимости объекта недвижимости не оспаривают.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; обоснован выбор сравнительного и доходного подходов к оценке; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2018. При этом эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за задачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суд принимает во внимание, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний, и ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения суда.
Административный истец согласился с выводами судебной оценочной экспертизы, уточнил административные требования и просит установить кадастровую стоимость принадлежавших ему земельных участков, равной рыночной стоимости в размере, определенном в заключении эксперта.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные административным истцом требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что датой обращения административного истца с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков является дата направления заявления в суд по электронной почте – 26.05.2020 (<данные изъяты>).
Таким образом, в соответствии со статьей 17 Закона о государственной кадастровой оценке в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которую следует считать датой обращения заявителя в суд, т.е. 26.05.2020.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление акционерного общества «Толпино» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 4111798 кв.м, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 16033700 рублей по состоянию на 1 января 2018 г.
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6543647 кв.м, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 25516500 рублей по состоянию на 1 января 2018 г.
Датой подачи заявления считать 26 мая 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2020 г.
Председательствующий судья Е.Б. Павлова