Дело № 3а-61/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 10 марта 2020 г.
Курганский областной суд в составе председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Менщикова С.Н.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости.
установил:
ФИО1 17 февраля 2020 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – административного здания (цех НСО), назначение – нежилое, кадастровый номер №, общей площадью 509,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет 11205 022,38 рублей.
Вместе с тем, согласно отчету оценщика - индивидуального предпринимателя Л., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на ту же дату составила 3792 700 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества значительно превышает рыночную, административный истец, считая нарушенными свои права, как плательщика налога на имущество, просит установить кадастровую стоимость здания в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости – административное здание (цех НСО), назначение – нежилое здание, кадастровый номер №, общей площадью 509,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности ФИО1 на указанный объект возникло на основании договора купли-продажи от 8 июля 2019 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области 25 декабря 2019 г. (запись регистрации № №), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2019 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 января 2020 г. кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 11205022,38 рублей.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ). Согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г.
На кадастровый учет принадлежащий истцу объект недвижимости поставлен до 27 июня 2012 г.; кадастровая стоимость объекта определена в соответствии с положениями данного нормативного правового акта (приложение 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586).
Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта также может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть на 27 июня 2012 г.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства от 12 февраля 2020 г. № 05.07/2019/2, подготовленного оценщиком - индивидуальным предпринимателем Л.., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, общей площадью 509,2 кв.м. по состоянию на ту же дату – 27 июня 2012 г. составляет 3792 700 рублей.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости и его рыночной стоимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (глава 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г., № 813-р от 29 декабря 2018 г. и № 840-р от 30 декабря 2019 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., 2018 г. 2019 г. и 2020 г. соответственно.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером № в указанные перечни на 2017-2020 г. не включен, соответственно, налогообложение указанного объекта не может осуществляться из его кадастровой стоимости.
Вместе с тем, изложенное не свидетельствует, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества не затрагивают прав и интересов собственника имущества ФИО1, а в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
Указанная выше кадастровая стоимость объекта недвижимости до ее пересмотра судом является действующей и хотя не участвует в формировании налоговой базы в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на 2017 - 2020 гг., однако в силу своей актуальности может быть использована как при формировании соответствующего перечня объектов на 2021 г., так и в иных правоотношениях, тем самым сохраняя угрозу нарушения прав административного истца.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов отчета от 12 февраля 2020 г. № 05.07/2019/2 об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства, подготовленного оценщиком – индивидуальным предпринимателем Л.., участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету от 12 февраля 2020 г. № 05.07/2019/2, в сумме 3792 700 рублей.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 150, 175-180, 245-249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в суд 17 февраля 2020 г., об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – административное здание (цех НСО), назначение – нежилое, кадастровый номер №, общей площадью – 509,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3792 700 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья С.Н. Менщиков