Дело №3а-61/2020
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.
при секретаре – Молодых Л.А.
с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к Комитету по тарифам Республики Алтай об оспаривании приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6» в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб., признании его не действующим с 1 января 2019 года, как не соответствующего требованиям пп.2,7 Основ ценообразования №1178, п.7 Правил №1178, п.11 Методических указаний с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ПАО «МРСК Сибири») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6» в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб., признании его не действующим с 1 января 2019 года как не соответствующего требованиям пп.2,7 Основ ценообразования №1178, п.7 Правил №1178, п.11 Методических указаний с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт.
Заявленные требования мотивированны не соответствием действующему законодательству пункта 1 Таблицы 2 к Приказу № 6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6», устанавливающий НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427, 92 тыс. руб., именно п.п. 2, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178) (далее - Основы ценообразования № 1178), п. 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования); п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э с учетом долгосрочных параметров регулирования (далее - Методические указания № 98-э) и нарушающими права и экономические интересы ПАО «МРСК Сибири».
Согласно абз. 13 п. 7 Основ ценообразования № 1178, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе во исполнение вступившего в законную силу решения суда.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 13.01.2020 года по делу № За-4/2020 приказ № 51/6 признан недействующим со дня принятия в части установленной НВВ (без учета оплаты потерь) на 2019 год, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 744 427, 92 тыс. руб. с возложением на Комитет обязанности принять замещающий акт.
Из мотивировочной части указанного судебного акта (стр. 7-9) следует, что основанием для вывода суда о признании рассматриваемого нормативного правового акта недействующим послужил факт отсутствия в экспертном заключении расчета величины корректировки НВВ филиала Общества на 2019 год, составившей 175 374, 91 тыс. руб., примененной в целях сглаживания изменения тарифов с указанием таких параметров указанных расходов (доходов), которые бы позволяли произвести их распределение применительно к абз. 11 п. 7 Основ ценообразования №1178.
При выполнении обязанности по принятию решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования во исполнение решения суда, орган регулирования связан в том числе мотивировочной частью решения, и не может пересматривать ранее принятые тарифные решения в той части, которая не являлась предметом судебной оценки.
Таким образом, исполнение решение суда ответчик при принятии замещающего нормативного правового акта должен был включать анализ только суммы 175 374, 91 тыс. руб. (корректировки НВВ по оспариваемому Приказу № 51/6).
В нарушение вышеназванных норм права Комитет по тарифам Республики Алтай при принятии замещающего нормативного правового акта исключил ранее признанные экономически обоснованными выпадающие и неподконтрольные расходы Общества. Ранее признанные Комитетом выпадающие доходы от льготного технологического присоединения заявителей, мощность подключаемых объектов которых составляет до 15 кВт и до 150 кВт, пересмотрены в сторону уменьшения. Полностью исключены ранее признанные выпадающие расходы в размере 79 927,11 тыс.руб., проведена отрицательная корректировка выпадающих доходов на сумму 44 110,32 тыс.руб.
Таким образом, в нарушение требований п. 2 Основ ценообразования № 1178, п. 7 Правил № 1178 пересмотрен размер НВВ 2019 года после окончания указанного периода регулирования без наличия на то правовых оснований.
Кроме того, необоснованно скоректированна величина налога на имущество в сумме 51 337,48 тыс. руб. в целях сглаживания роста тарифов с учетом утвержденных предельных уровней тарифов на передачу электроэнергии для прочих потребителей, поскольку законодательством предусмотрена возможность применения регулирующим органом распределения: исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов; экономичееки обоснованных расходов и выпадающих доходов, ранее не учтенных в периоде регулирования, в котором они понесены.
Таким образом. оспариваемый приказ не соответетвует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В настоящее время оспариваемый приказ продолжает применяться к определенным видам правоотношений, поскольку в Арбитражном суде Республики Алтай в настоящее время рассматриваются исковые заявления ПАО «МРСК Сибири» о взыскании со сбытовой организации задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии за 2019 год на основании тарифов, установленных оспариваемым приказом.
В связи с изложенным, просят суд возложить на административного ответчика обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта.
В уточненном административном исковом заявлении, ПАО «МРСК Сибири» просит о признании приказа №6/1 недействующим с 1 января 2019 года, т.к. в п.2 указано о распространении его на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
В возражениях на иск Комитет по тарифам Республики Алтай просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на исполнение решения Верховного суда Республики Алтай от 13.01.2020 г. в полном объеме и отсутствие законных оснований к признанию приказа №6/1 от 13.03.2020г. недействующим.
В судебном заседании представители ПАО «МРСК Сибири» - ФИО1 участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, ФИО2, поддержали административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске и его уточнениях.
Представитель административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО3, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалистов ФИО4, ФИО5, заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 13 января 2020 года по делу № 3а-4/2020 признан недействующим со дня принятия пункт 1 Приложения № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2019 год» в части установления для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 744 427,92 тыс. руб.
На Комитет по тарифам Республики Алтай возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.
Во исполнение названного судебного постановления оспариваемого в рамках настоящего дела приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменений в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6 были внесены изменения в части пункта 1 Таблицы 2 устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб.
Пунктом 2 приказа определен порядок его вступления в силу - со дня официального опубликования, а также то, что он распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Вопрос о внесении изменений в приказ №51/6 рассмотрен коллегиальным органом в правомочном составе посредством открытого голосования большинством голосов с соблюдением пунктов 25, 26 Правил регулирования, о чем составлен протокол от 13 марта 2020 года №6.
Полномочия Комитета по тарифам Республики Алтай в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, в том числе установления цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы следуют из Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57.
Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, в установленном порядке, в соответствии с требованиями части 2 статьи 35 ст. 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) "О нормативных правовых актах Республики Алтай" опубликован в газете «Звезда Алтая» №12 (21788-21791) от 25 марта 2020 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2020, официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 16.03.2020 и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 81 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, устанавливаемым Комитетом.
Из материалов дела следует, что Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.12.2017 года №53/3 для филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» установлены долгосрочные параметры регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2018-2022 гг.
При этом, 2018 год является базовым (первым), годом долгосрочного периода регулирования.
Приказом №6/1 изданным 13.03.2020г. в рамках исполнения судебного акта, произведена повторная корректировка необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год, размер которой составил 774 427, 92 руб., в том числе подконтрольные расходы – 483368,83 тыс. руб.; неподконтрольные расходы 282673,02 тыс. руб.; корректировка выручки (-21613,94).
По мнению административного истца, названный приказ в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. В частности, при расчете необходимой валовой выручки на 2019 год органом регулирования неправомерно исключены выпадающие расходы в размере 79 927,11 тыс.руб., проведена отрицательная корректировка выпадающих доходов на сумму 44 110, 32 тыс.руб.
Всего по данной статье расходов регулятором исключено 124 037,43 тыс.руб.
Кроме того, полагают необоснованной корректировку величины налога на имущество в сумме 51 337,48 тыс., произведенную регулятором в целях сглаживания роста тарифов с учетом утвержденных предельных уровней тарифов на передачу электроэнергии для прочих потребителей.
В качестве основного довода административного иска, указывают, что при принятии замещающего нормативного акта, Комитет по тарифам Республики Алтай должен был произвести только анализ суммы 175 374,91 руб. Иные действия, в том числе, исключение из НВВ ранее признанных экономически обоснованными выпадающих доходов и расходов не могли быть произведены в рамках исполнения судебного акта.
Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что регулирование цен (тарифов) осуществляется с применением, в том числе метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Установление цен (тарифов) с применением указанного метода осуществляется органом регулирования в соответствии с утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N 98-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
При этом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункту 87 Основ ценообразования регулирующий орган включает в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение. При осуществлении льготного технологического присоединения затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы.
Пунктом 10 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года N 215-э/1, определен механизм расчета расходов, связанных с осуществлением льготного технологического присоединения, предусматривающий учет фактических значений показателей, в частности, суммы расходов регулируемой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения.
Расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей энергетической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств до 15 кВт (включительно) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай на 2019 год определен Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/3 и составляет 550 руб.
Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 (далее - Методические указания N 215-э/1), предусмотрен учет выпадающих доходов на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.
Подпунктом "д" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусмотрено, что процедура технологического присоединения включает, в том числе осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (передачи) напряжения и мощности. Для целей названных Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя.
Как следует из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела по пересмотру тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» в границах Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2022гг.) на 2019 года, Комитетом по тарифам Республики Алтай были пересмотрены неподконтрольные расходы по выпадающим доходам от технологического присоединения льготной категории заявителей до 15 кВт и по льготной категории заявителей от 15 до 150 кВт по фактически заявленным организацией расходам за 2017 год, с использованием материалов, представленных в рамках предыдущей тарифной заявки на 2019 год (стр.18-21). Критерием пересмотра расчетов послужили следующие: наличие акта об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя; отнесение подключаемого объекта к категории новое строительство; договоры об осуществлении технологического присоединения, заключенные не позднее 2015 года.
По льготной категории заявителей до 15 кВт, соответствующими вышеназванным критериям признаны договоры ТП в количестве 1149 шт., без указания на количество не принятых к учету договоров ТП с пояснениями, какие именно договоры (в отношении каких заявителей) учтены, а какие исключены из расчета и ссылок на основание к исключению.
В рамках расчета расходов ТСО по капитальным вложениям (ОСВ по 08 счету за 2017 год), за исключением договоров ТП, указывающих на реконструкцию, и подтвержденные актами составили за 2017 год 4 124 924,25 рублей.
Однако, указанный расчет не содержит пояснений, какие именно акты приемки выполненных работ (в отношении каких заявителей) и на каком именно основании исключены из расчета.
По льготной категории заявителей от 15 до 150 кВт расходы ТСО по капитальным вложениям (ОСВ по 08 сч. за 2017 г.), за исключением договоров ТП указывающих на реконструкцию, и подтвержденных актами составили за 2017 год 1597729,97 рублей. По указанным подключениям заявителями в соответствии с условиями договора о ТП произведена оплата в размере 1 728 889,45 руб. В связи с чем, Комитет по тарифам Республики Алтай пришел к выводу о полном возмещении затрат филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети», фактическим финансированием, поступившем от заявителей, подключаемых объектов, определив размер выпадающих доходов филиала от льготного технологического присоединения за 2017 год в сумме 14 972 115,07 руб.
При этом тарифным органом не приведен перечень актов и договоров, исключенных из вышеприведенного расчета, а также соответствующие тому мотивы.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Вместе с тем, экспертное заключение административного ответчика в нарушение требований пункта 23 Правил регулирования не содержит анализа экономической обоснованности выпадающих доходов филиала от льготного технологического присоединения до 15 кВт и до 150 кВт.
А приведенный в заключение расчет выпадающих доходов в размере – 44110,32 тыс.руб. не подтвержден обосновывающими документами.
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 28 Правил государственного регулирования цен).
В связи с этим существенное значение для правильного разрешения дела имеет наличие экономического и правового обоснования в экспертном заключении и в протоколе заседания исключения расходов по оспариваемым статьям.
Протокол заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года за №6 таких оснований не содержит.
Учитывая, что размер выпадающих доходов, определенный Комитетом по тарифам Республики Алтай в сумме -44110,32 тыс.руб. не имеет экономического обоснования, его включение в НВВ 2019 года в указанном размере нельзя признать обоснованным.
Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и как следствие, на размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленных тарифов на передачу электрической энергии.
В соответствии с пунктом 11, подпунктом 3 пункта 7 Методических указаний на каждый год долгосрочного периода регулирования, не являющийся первым (базовым), НВВ рассчитывается как сумма подконтрольных, неподконтрольных расходов и расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования.
Сумма неподконтрольных расходов, включая налог на имущество и амортизацию основных средств, подлежит определению методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
К неподконтрольным расходам среди прочих относятся: оплата налогов на имущество, учитываемые при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования (пункт 11 Методических указаний N 98-э).
Определяя неподконтрольные расходы в части налога на имущество тарифный орган исходил из обосновывающих материалов, представленных организацией в смете затрат на 2019 год, где заявленные расходы на уплату налога на имущество за 2017 год составили 32675,4 тыс.руб., превысив плановые (30372 тыс.руб.).
В то время как, в необходимую валовую выручку организации была включена сумма по налогу на имущество в размере 52313 тыс. руб., по тем основаниям, что предложение организации не превысило экспертного расчета, ожидаемого в 2019 году в размере 55 425,38 тыс.руб.
При этом в целях доведения роста тарифов до предельных уровней тарифов для прочих потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018г. №1819/18, экспертами принято решение использовать на 2019 год корректировку Враспред в соответствии с Методическими указаниями 98-э в размере (-51337,48) тыс. руб. Указанная величина включена в необходимую валовую выручку сетевой организации в 2020-2021 гг., в следующей разбивке по годам 43843,73 на 2020 год. и 7493,75 на 2021 год.
Вместе с тем, произведенную в целях сглаживания тарифа корректировку за счет неподконтрольных расходов в части налога на имущество за 2019 год суд находит необоснованной, по нижеследующим основаниям.
Согласно пункту 11 Методических указаний 98-э учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определяется для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, за исключением результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Однако, ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года за №6 отсутствует обоснование возможности применения в отношении данной сетевой организации абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования.
Кроме того, не указана величина необходимой валовой выручки организации за 3 последних периода регулирования.
Как следует из формул 3 и 7 Методических указаний N 98-э, конкретизирующих пункт 7 Основ ценообразования применительно к расчету НВВ при корректировке тарифов, установленных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в НВВ включаются расходы, выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, в части неподконтрольных расходов - как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.
Правовое обоснование, в силу которого осуществляется сглаживание тарифа, а также конкретная формула, использованная для данного расчета не нашли отражения ни в протоколе заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года за №6, ни в экспертном заключении.
Анализ содержания пунктов 9 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, позволяет прийти к выводу о том, что экономически не обоснованные расходы могут быть исключены, равно как компенсированы выпадающие доходы регулируемой организации, - только по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
В данном случае, тарифным органом корректировка была произведена на основании расчета о предполагаемых расходах по налогу на имущество за 2019 год, которые фактически еще не были понесены организацией, в связи с чем таковая не может быть признана правомерной.
Также, тарифным органом в рамках компенсации выпадающих доходов организации за 2015-2016гг. на основании предписания ФАС России №СП/16886/18 от 15.03.2018г., определена с учетом ИПЦ к величине 8252,82 тыс.руб. сумма подлежащая к включению в 2020-2023гг. по результатам тарифного регулирования на 2018г.
Между тем, в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования цен, способы ее расчета, как и экономическое обоснование не указаны в экспертном заключении, протоколе от 13.03.2020г. за №6.
Административный ответчик в судебном заседании также не смог пояснить порядок происхождения данной суммы.
При таких обстоятельствах, расчет необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» на 2019 г., определенный Комитетом с учетом перераспределения в целях сглаживания роста тарифа, не может быть признан экономически обоснованным и не соответствует требованиям Основ ценообразования.
Доводы административного истца о том, что при принятии Комитетом по тарифам Республики Алтай замещающего нормативного правового акта в рамках исполнения решения суда от 13.01.2020 года административный истец должен был ограничиться анализом величины корректировки НВВ филиала общества на 2019 год, составившей 175374,91 тыс.руб., примененной в целях сглаживания тарифов ошибочны, и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Из резолютивной части решения Верховного Суда Республики Алтай от 13.01.2020 года следует, что недействующим признан пункт 1 Приложения № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2019 год» в части установления для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 744 427,92 тыс. руб.
Таким образом, в рамках исполнения данного судебного акта тарифный орган обоснованно осуществлял пересмотр необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год.
Из пункта 7 Основ ценообразования следует, что исполнение решения суда о признании недействующим нормативного правового акта об установлении тарифного решения и об обязании органа тарифного регулирования принять новый нормативный правовой акт должно производиться в полном соответствии с действующим законодательством в области электроэнергетики.
Следовательно, изменение во исполнение решения суда лишь ряда параметров без изменения НВВ не может быть признано правомерным и соответствующим действующему законодательству.
При этом, суд находит обоснованным довод административного истца о нарушении прав оспариваемым нормативным актом с ограниченным сроком действия (2019г.), поскольку рассматриваемый нормативный правовой акт подлежит применению к правоотношениям, связанным со взысканием задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в рамках рассмотрения дел Арбитражным судом Республики Алтай.
Удовлетворяя административное исковое заявление в вышеназванной части, суд не находит оснований для признания приказа №6/1 недействующим с 01.01.2019 года, поскольку последний был принят позднее – 13.03.2020 год и в действующей его части 2 имеется указание о распространении его на правоотношения, возникшие с 01.01.2019г.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня принятия.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для административного истца является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
При этом суд не вправе возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «МРСК Сибири» путем внесения изменений в НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год, установив его в размере 919 802,83 тыс.руб. Виду того, что предметом настоящего судебного спора является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не определение НВВ сетевых организаций, что относится к прерогативе соответствующего органа исполнительной власти. Такого рода вмешательство суда в деятельность тарифного органа является недопустимым в силу закрепленного статьей 10 Конституции РФ принципа разделения властей. Кроме того, положениями ст.215 КАС РФ такой способ защиты права не предусмотрен.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании данной нормы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ПАО «МРСК Сибири» в размере 4500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6» в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб.
Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - отказать.
Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» расходы по уплате государственной пошлины 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2020 года.