ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/2016 от 17.06.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-61/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 17 июня 2016 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.

при секретаре Покровской Д.А.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., представителя административного истца ООО Клиника «Надежда» - Крылосова В.И., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края – Новицкого Д.И., представителя заинтересованного лица губернатора Пермского края – Шайхутдиновой Г.А., представителя заинтересованного лица Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края – Довнер Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Клиника «Надежда» о признании недействующим в части Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»,

у с т а н о в и л:

19 марта 2015 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае». Закон подписан губернатором Пермского края 1 апреля 2015 г. за № 466-ПК, опубликован в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 13 от 6 апреля 2015 г.

Законом Пермского края от 5 ноября 2015 г. № 559-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», опубликованным в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 44 от 9 ноября 2015 г., в Закон Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК внесены изменения.

Согласно преамбуле Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК (здесь и далее в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2015 г. № 559-ПК), данным Законом в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются дифференцированные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу названного Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, и вносятся изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением частей 1, 2 статьи 1.

Части 1, 2 статьи 1 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК вступают в силу со дня официального опубликования Закона и распространяются на правоотношения, связанные с уплатой налога, начиная с налогового периода за 2015 год (часть 2 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК).

ООО Клиника «Надежда» (далее также - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнённого административного искового заявления от 7 апреля 2016 г.), в котором просит признать недействующими часть 2 статьи 1 и часть 2 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК, указав в его обоснование следующее.

Административный истец осуществляет деятельность в сфере здравоохранения и применяет упрощённую систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с Законом Пермской области от 30 августа 2001 г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» ставка налога для ООО Клиника «Надежда» составляла 5 процентов.

Законом Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК глава 8 Закона Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» исключена из Закона от 30 августа 2001 г. № 1685-296, а также введены дополнительные ограничения на использование ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - среднесписочная численность работников не должна превышать 15 человек. В связи с этим налоговая нагрузка ООО Клиника «Надежда» увеличилась с 5 до 15 процентов.

Принимая во внимание, что Закон Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК в части применения новых ставок налога и установления ограничения по среднесписочной численности работников распространяются на правоотношения, связанные с уплатой налога, начиная с налогового периода за 2015 год, часть 2 статьи 1 и часть 2 статьи 3 оспариваемого Закона противоречит положениям пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Новые ставки налога подлежат применению, начиная с налогового периода за 2016 год.

В судебном заседании представитель административного истца ООО Клиника «Надежда» - Крылосов В.И., действующий на основании доверенности, заявленное требование поддержал.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края - Новицкий Д.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 50 - 51).

Представитель заинтересованного лица губернатора Пермского края - Шайхутдинова Г.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 89 - 91).

Представитель заинтересованного лица Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края - Довнер Н.В., действующая на основании доверенности, просила отказать ООО Клиника «Надежда» в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 185 - 190).

Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми в суд представителя не направила, представила письменные пояснения, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

На основании пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – Налоговый кодекс) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с данным Кодексом.

Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени закреплён в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно приведённой норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (пункт 1).

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов; отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (пункты 3, 4).

При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса установлено, что упрощённая система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса объектом налогообложения по упрощённой системе налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу положений пункта 2 статьи 346.20 Налогового кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законом Пермской области от 30 августа 2001 г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» налоговая ставка для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, была установлена в размере 5 процентов; указанная ставка применялась налогоплательщиками, у которых за предыдущий отчётный (налоговый) период доход от осуществления перечисленных видов экономической деятельности составил не менее 70 процентов в общем объёме полученных доходов, определяемых в соответствии со статьёй 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 8 статья 25).

Остальные налогоплательщики, выбравшие в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, применяли общую налоговую ставку в размере 15 процентов.

ООО Клиника «Надежда» применяет упрощённую систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, что лицами, участвующими в деле не оспаривается, и подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц в отношении данной организации (л.д. 17 - 27), копией уведомления ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми от 10 сентября 2008 г. № 424 «О возможности применения упрощённой системы налогообложения» (л.д. 68), копией налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения за 2014 год (л.д. 72 - 74), копией Устава ООО Клиника «Надежда» (л.д. 129 - 136), копиями лицензий на осуществление медицинской деятельности (л.д. 137 - 141).

Таким образом, до введения в действие Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК административный истец при применении упрощённой системы налогообложения уплачивал налог по налоговой ставке 5 процентов.

Законом Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК (статья 2) глава 8 исключена из Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае», для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлены дифференцированные налоговые ставки 5 процентов и 10 процентов, в зависимости от осуществления в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, которые перечислены в части 1 статьи 1 оспариваемого административным истцом Закона.

К таким видам экономической деятельности отнесены:

класс 72 «Научные исследования и разработки» раздела М «Деятельность профессиональная, научная и техническая», раздел Р «Образование», раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» - 5 процентов;

раздел I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», раздел C «Обрабатывающие производства» (за исключением групп 11.01-11.06, классов 12, 19), раздел F «Строительство» - 10 процентов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК указанные в части 1 данной статьи налоговые ставки применяются налогоплательщиками, у которых за предыдущий отчётный (налоговый) период доход от осуществления видов экономической деятельности, установленных частью 1 названной статьи, составил не менее 70 процентов в общем объёме полученных доходов, определяемых в соответствии со статьёй 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, и средняя численность наёмных работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек.

Поскольку средняя численность наёмных работников ООО Клиника «Надежда» за 2014 и 2015 годы составляет более 15 человек, что подтверждается представленными доказательствами (сведениями о среднесписочной численности работников, копиями штатных расписаний, расчётами по начисленным и уплаченным страховым взносам), учитывая положения части 2 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК, административный истец в силу оспариваемого Закона при применении упрощённой системы налогообложения должен уплачивать налог за налоговый период 2015 года, исходя из ставки 15 процентов, что противоречит установленному пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса основополагающему принципу, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

То обстоятельство, что Закон Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК улучшает положение иных налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, например, увеличивает перечень видов экономической деятельности, в отношении которых применяется льготная налоговая ставка, вводит налоговые каникулы (налоговую ставку в размере 0 процентов для отдельных налогоплательщиков в течение двух налоговых периодов), на что ссылаются в своих возражениях представители административного ответчика и заинтересованных лиц, не умаляет право административного истца оспорить данный нормативный правовой акт в случае нарушения его прав, так как ООО Клиника «Надежда» обратилось в суд с административным исковым заявлением в защиту собственных прав и интересов.

Письменное мнение Министерства финансов Пермского края от 10 июня 2016 г. № **, согласно которому для налогоплательщиков, уже применявших на 1 января 2015 г. упрощённую систему налогообложения и использовавших льготную налоговую ставку, установленную статьёй 25 Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. № 1685-296, имеющих численность наёмных работников более 15 человек, действуют нормы пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса, и соответственно на указанную категорию налогоплательщиков действие Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК распространяется с 1 января 2016 г., а за налоговый период 2015 года данные налогоплательщики при выполнении условий, установленных статьёй 25 Закона Пермского края № 1685-296, уплачивают налог исходя из льготной ставки, не влечёт отказ ООО Клиника «Надежда» в удовлетворении заявленного требования, поскольку из содержания и буквального толкования положений оспариваемого Закона это не следует.

Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Перми в письменных пояснениях также указала, что части 1 и 2 статьи 1 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК подлежат применению, начиная с налогового периода за 2015 год, в связи с чем ООО Клиника «Надежда» уплачивает авансовые платежи по уплате налога, исходя из ставки 15 процентов.

Таким образом, административное исковое заявление ООО Клиника «Надежда» подлежит частичному удовлетворению путём признания недействующей со дня вступления решения суда в законную силу части 2 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК в той мере, в какой часть 2 статьи 1 данного Закона распространяется на правоотношения, связанные с уплатой налога, на налоговый период за 2015 год, на налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих в соответствии с Общероссийским классификатором видов деятельности вид экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», среднесписочная численность наемных работников которых превышает 15 человек.

В остальной части административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.

Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Клиника «Надежда» удовлетворить частично:

признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 3 Закона Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» в той мере, в какой часть 2 статьи 1 данного Закона распространяется на правоотношения, связанные с уплатой налога, на налоговый период за 2015 год, на налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих в соответствии с Общероссийским классификатором видов деятельности вид экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», среднесписочная численность наемных работников которых превышает 15 человек.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу.

Судья-подпись-