ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/2017 от 01.06.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-61/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 01 июня 2017 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.

с участием прокурора Кичаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №312-п «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год»,

установил:

16 декабря 2016 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принят приказ №312-п «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год» (далее-приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №312-п).

Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №312-п установлены тарифы на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год согласно приложению к настоящему приказу.

В пункте 2 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №312-п отражено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего приказа, действуют с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года с календарной разбивкой.

В пункте 3 названного приказа указано, что приказ вступает в силу в установленном порядке.

В приложении к приказу ЛенРТК от 01.06.2016 №312-п приведены тарифы на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год для потребителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с календарной разбивкой, а именно:

с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 16,29 руб./м3;

с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 16,29 руб./м3.

Приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №312п размещен 16.12.2016 на официальном портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научный центр «Прикладная химия»(далее-ФГУП «РНЦ «Прикладная химия») обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просило: признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области №312-п от 16.12.2016 «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год» в части размера тарифа 16,29 руб./м3 с момента его принятия; обязать комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый приказ, устанавливающий тарифы на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год в размере 31,11 руб./м3.

В–дальнейшем, административный истец уточнил заявленные требования и просил с учетом положений ч.4 ст.216 КАС РФ: признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области №312-п от 16.12.2016 «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год» с момента его принятия; в случае признания приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области №312-п от 16.12.2016 «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год недействующим, возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый приказ, заменяющий признанный недействующим и устанавливающий тарифы на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год в размере 31.11 руб./м3.

В обоснование административного иска указано, что ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» владеет на праве хозяйственного ведения биологическими очистными сооружениями (БОС) и сетями канализации, находящимися на территории учреждения в <адрес>, несет расходы по его обслуживанию. В соответствии с п.17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 (далее-Правила регулирования тарифов), административным истцом к заявлению об установлении тарифов, были приложены материалы, обосновывающие размер тарифа в размере 31,11 руб./м3, в том числе производственная программа в сфере водоотведения на 2017 год ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», утвержденная ЛенРТК 16.12.2016, калькуляция себестоимости водоотведения, и заключенные в установленном порядке договоры на проведение ремонта БОС, сетей канализации и очистку ручья Каменный на общую сумму <данные изъяты> руб. Однако в ходе проверки обоснованности расходов, учитываемых при расчете тарифов ЛенРТК исключило ремонтные работы на сумму <данные изъяты> руб. В письме от 15.12.2016, направленном в ЛенРТК, административный истец направил свои замечания на предварительную калькуляцию тарифа на водоотведение, указав на недопустимость исключения расходов на проведение ремонтных работ. В нарушение п.25 Правил регулирования тарифов ЛенРТК не провел экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, корректировки определения параметров расчета тарифов, что привело к необоснованному занижению тарифов на водоотведение, установленных административному истцу.

По мнению административного истца с учетом технологического присоединения сетей, тариф ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» надлежало устанавливать совместно с тарифом для ООО «ЛенОблВод». В 2017 году административному истцу установлен тариф на водоотведение в 2,5 раза ниже, чем в 2016 году, а ООО «ЛенОблВод-Инвест» на 2017 год установлен тариф в размере 40,10 руб./м3.

В судебном заседании представитель административного истца ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» Казакова Ю.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, представив письменные пояснения. Представитель указала, что все документы, обосновывающие расходы были предоставлены своевременно, к заседанию правления ЛенРТК 16.12.2016. Из предоставленных локальных смет не подписана только часть смет. Ремонтные работы являются необходимостью. Проанализировав законодательство относительно соотношения понятий «ремонт», «капитальный ремонт», «реконструкция объектов капитального строительства» считала, что заявленные административным истцом работы относятся к капитальному/текущему ремонту.

Представитель административного истца ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» Егорова М.Ю. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, отметив, что ремонт объектов необходим, так как БОС находятся в ненадлежащем состоянии и аварийные ситуации неизбежны; заявленные работы не приведут к увеличению мощности, следовательно, указанные работы не являются модернизацией. Производственная программа утверждена ЛенРТК, корректировки в программу не вносились. Отсутствие подписей в части локальных смет-техническая ошибка; все документы были приняты. Предприятием представлены соответствующие договоры. Экспертное заключение носит формальный характер. Полагала, что административным истцом представлен полный комплект документов в обоснование включения расходов на ремонт в тариф.

В письменном возражении относительно заявленных требований представитель ЛенРТК Рожен Ю.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на то, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, недостающие документы и обосновывающие документы запрошены у организации в установленном порядке. Так как взамен ранее направленного предложения поступило новое предложение, то в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов организации установлены тарифы на 2017 год без открытия дела. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом порядка закупки товаров (работ, услуг) в целях подтверждения предлагаемых расчетных значений расходов на ремонтные работы не представлены. В связи с отсутствием в локальных сметах подписи ответственного лица, а также с учетом расхождений значений планируемых расходов на ремонтные работы по данным производственной программы, калькуляции себестоимости водоотведения и локальных смет, величина расходов на ремонтные работы принята ЛенРТК на основания представленных обосновывающих документов. Расходы откорректированы ЛенРТК правомерно, так как административный истец не подтвердил их экономическую обоснованность. Довод о необходимости совместного рассмотрения тарифов, установленных для административного истца и для ООО «ЛенОблВод» противоречит действующему законодательству; тарифы на услуги различных организаций, осуществляющих водоотведение на территории Ленинградской области будут отличаться в связи с разной структурой затрат и объемов оказываемых услуг.

В судебном заседании представитель административного ответчика ЛенРТК Мельников Н.Е. в удовлетворении административного иска просил отказать, отметив, что в июле 2016 года административный истец был уведомлен об открытии тарифного дела. В октябре 2016 года от административного истца поступила новая заявка (в обоснование были представлены те же документы, что и ранее). Неподписанные локальные сметы и представленные дефектные ведомости не могли быть признаны надлежащими документами, обосновывающими размер затрат на ремонт; не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры закупки; представленные инвентаризационные карточки на объекты не содержат никакой информации о ремонте. Заявленные работы относятся к реконструкции и модернизации, они могут быть выполнены в рамках инвестиционных программ. Приказом ЛенРТК утверждены основные показатели производственной программы. Документы, поступившие 16.12.2016 не приняты, это злоупотребление правом. Представленные договоры не позволяют учесть заявленные расходы как расходы на ремонт.

В судебном заседании представитель административного ответчика ЛенРТК Рожен Ю.А. в удовлетворении административного иска просила отказать, представив письменные пояснения. Так как представленные дефектные ведомости не содержали информации, предусмотренной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7, а в локальных сметах отсутствовали подписи должностных лиц (в нарушение постановления Госстроя России от 05.03.2004 №15/1), то заявленная сумма ремонтных расходов не могла быть принята как обоснованная. Отдельные мероприятия, предусмотренные производственной программой оценены ЛенРТК как модернизация объектов. ЛенРТК в производственной программе административного истца утверждены расходы на ремонтные работы в объеме меньше заявленного, однако заявления о наличии разногласий не представлено. В соответствии с п.п. «в» п.22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования) затраты на ремонтные работы при расчете тарифов на услуги в сфере водоотведения на 2017 год приняты ЛенРТК на уровне имеющихся достоверных данных (величина расходов, предусмотренная в тарифе на 2016 год с учетом индексации). Срок направления дополнительных материалов (12.12.2016, 15.12.2016) исключал возможность проведения экспертизы и проведение процедуры принятия решения об установлении тарифов с соответствующим расчетом. В силу п.15 Основ ценообразования невключение в расчет по тарифам на 2017 год планируемых расходов на ремонтные работы, которые не были подтверждены надлежащим образом, не свидетельствует о нарушении прав административного истца. Проанализировав действующее законодательство, представитель делает вывод о том, что ряд мероприятий, содержащихся в Производственной программе административного истца (п.п.1.34-1.37) не могут быть отнесены к ремонтным работам. Мероприятия по автоматизации и диспетчеризации очистных сооружений оцениваются ЛенРТК как модернизация, которая не может быть учтены в составе ремонтных расходов. Заявленная административным истцом величина затрат на ремонтные работы правомерно не принята как экономически необоснованная. В дополнительных пояснениях от 01.06.2017 представитель просит в части требований о признании недействующим оспариваемого приказа отказать, в части требований об обязании принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на водоотведение административному истцу на 2017 год в размере 31,11 руб./м3 производство по делу прекратить по основаниям ч.1 ст.214 КАС РФ.

В заключении прокурор Кичаева О.А. считала, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, так как оспариваемый акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Экспертное заключение соответствует предъявляемым требованиям. В подтверждение расходов на ремонт были представлены неподписанные в части локальные сметы и дефектные ведомости. Представление в подтверждение расходов на ремонт договоров 15.12.2016 не позволило провести соответствующий анализ ЛенРТК. Установление тарифов в меньшем размере не свидетельствует о нарушении порядка их установления.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетеля ФИО согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ).

Согласно ст.31 Федерального закона №416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на водоотведение.

В соответствии со ст.32 Федерального закона №416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации.

В целях реализации Федерального закона №416-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Методические указания).

В силу п.14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Согласно п.17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются в том числе следующие обосновывающие материалы:

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжения и водоотведения» с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;

л)копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров(работ. Услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в п.17 настоящих Правил является исчерпывающим (п.18 Правил регулирования тарифов).

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (п.20 Правил регулирования тарифов).

Согласно п.15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Пунктом 24 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

В силу п.25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов определено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Приказом ФТС России от 16.07.2014 №1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы:

а)метод экономически обоснованных расходов (затрат);

б)метод доходности инвестиционного капитала;

в)метод индексации;

г)метод сравнения аналогов.

В соответствии с п.38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, приведенных в п.п. «а»-«и», в том числе ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт(п.п. «б»).

В составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (п.40 Основ ценообразования).

Согласно п.51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации

В п.24 Методических указаний установлено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (включая рекомендуемую форму оценки технических возможностей канализационных очистных сооружений) утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/п.

Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №13-8(табл.2.2) в дефектной ведомости, в частности, надлежит указать: характеристику объекта, описание дефектов, намечаемый вид ремонта, подпись лица, проводившего осмотр.

В силу Постановления Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 «Об утверждении Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (раздел IV, приложение №2) локальные сметы должны быть подписаны уполномоченными лицами.

В соответствии со ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274(далее-Положение), комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2.3.1 Положения комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тарифы на водоотведение.

В пункте 2.11.2 Положения определено, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов ЛенРТК.

Пунктом 6 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.01.2014 №14-п, предусмотрено, что решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается правлением ЛенРТК.

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решением принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункты 8, 9 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

Решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК (п.22 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

Установлено, что ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» является гарантирующим поставщиком услуг по водоотведению(л.д.206 т.1).

Из представленных выписок из реестра федерального имущества от 05.07.2012 следует, что административный истец владеет на праве хозяйственного ведения биологическими очистными сооружениями и сетями канализации, расположенными на территории его научно-производственного комплекса, расположенного в г.<адрес>.

29.04.2016 ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифа на услугу: прием и очистка сточных вод, оказываемую ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на 2017-2019 годы с приложением обосновывающих документов.

13.05.2016 председателем ЛенРТК направлен запрос в ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» с предложением представить обосновывающие документы и устранить замечания по заявлению на установление тарифов.

11.07.2016 ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в ЛенРТК направлено предложение об установлении тарифов на услугу: прием и очистка сточных вод, оказываемую ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в период 2017-2019 с приложением производственных программ, обосновывающих материалов.

26.07.2016 ЛенРТК сообщено в ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» об открытии тарифного дела №16-К об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2017-2019 годы.

20.10.2016 ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении единого тарифа на услугу: прием и очистка сточных вод (сфера водоотведения): для ООО «АкваНорд-Вест»(1.1), для ООО «ЛенОблВод-Инвест»(1.2), для потребителей, находящихся в границах земель федерального назначения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия»(1.3)(для последних: с 01.01.2017 по 30.06.2017 -26,98 руб./куб.м.; с 01.07.2017 по 31.12.2017-41,05 руб./куб.м.) с приложением производственной программы, обосновывающих материалов.

В заявлении от 20.10.2016 отражено, что расчет уровня тарифа произведен с учетом метода экономически обоснованных расходов.

15.12.2016 в ЛенРТК были направлены и поступили замечания ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на калькуляцию по установлению тарифа ГИПХ на очистку сточных вод, принятую ЛенРТК, а именно замечания по статьям: амортизация, начисления на заработную плату основного персонала, общехозяйственные расходы, прибыль, ремонтные расходы. К замечаниям приложены три договора от 15.12.2016 на поставку продукции и работ согласно спецификации и приложенных технического задания и сметного расчета.

В экспертном заключении по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услугу в сфере водоотведения, оказываемую ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» потребителям муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в 2017 году от 16.12.2016(далее-экспертное заключение) указано, что в соответствии с п.15 Правил регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» установлены тарифы на услугу в сфере водоотведения на 2017 год без открытия дела.

В 1 разделе экспертного заключения предложены к утверждению основные натуральные показатели согласно приведенной в экспертном заключении таблицы(показатели №1-4.2).

В разделе 2 экспертного заключения содержатся результаты экономической экспертизы себестоимости услуг водоотведения на 2017 год с отражением показателей в соответствующей таблице.

В пункте 6 таблицы «Ремонтные расходы» указано, что план организации составил:<данные изъяты> тыс.руб.; утверждено ЛенРТК <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение-<данные изъяты> тыс.руб.; причины отклонения- в связи с отсутствием обосновывающих и подтверждающих документов (п.30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения) расходы приняты в размере, ожидаемом ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в 2016 г. с учетом Сценарных условий.

В соответствии с содержащимися в таблице показателями ЛенРТФ определена величина производственной себестоимости товарной продукции и необходимой валовой выручки на 2017 год по этапам установления тарифов в сфере водоотведения с перечислением в таблице показателей по производственной себестоимости товарных стоков и НВВ.

В разделе 3 экспертного заключения указано, что тарифы на услугу по водоотведению ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на 2017 год составят:

с 01.01.2017 по 30.06.2017-16,29 руб./куб.м.;

с 01.07.2017 по 31.12.2017-16,29 руб./куб.м.

Экспертное заключение подписано консультантом ФИО и начальником отдела ФИО.

На основании названного экспертного заключения на заседании правления ЛенРТК 16.12.2016(как следует из представленной выписки протокола заседания правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 16.12.2016 №39) утверждены основные натуральные показатели производственной программы в сфере водоотведения(1), результаты экономической экспертизы плановой себестоимости услуги водоотведения(2), определена величина производственной себестоимости товарной продукции и необходимой валовой выручки на 2017 год по этапам установления тарифов в сфере водоотведения(2), установлены тарифы на услугу по водоотведению ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на 2017 год для потребителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с календарной рабивкой: с01.01.2017 по 30.06.2017- 16,29 руб./куб.м.; с 01.07.2017 по 31.12.2017- 16.29 руб./куб.м.

Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №312-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере водоотведения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» на 2017 год с основными показателями согласно приложению. В приложении приведены следующие показатели: принято сточных вод (в том числе от собственных подразделений); товарные стоки, всего (в том числе от иных потребителей); объем сточных вод, поступивших на очистные сооружения, всего (в том числе, объем сточных вод, прошедших очистку); расход электроэнергии, всего (в том числе на технологически нужды (удельный расход), на общепроизводственные нужды).

В судебном заседании свидетель ФИО (с учетом представленных в соответствии со ст.69 КАС РФ письменных пояснений) показала, что 29.04.2016 административный истец обратился в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифов в сфере водоотведения для потребителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2017-2019 годы; в связи с отсутствием полного комплекта документов недостающие обосновывающие материалы были запрошены. Тарифное дело об установлении тарифов на услуги в сфере водоотведения на 2017-2019 годы №16-к было открыто. Так как 20.10.2016 взамен ранее направленного предложения поступило новое предложение ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» об установлении единого тарифа на услуги в сфере водоотведения на 2017 год, в соответствии с п.15 Правил тарифы предприятия установлены ЛенРТК без открытия дела на основании имеющихся у ЛенРТК документов. Исходя из п.3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №273 мероприятия, указанные в п.п.1.34-1.37 производственной программы ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не могли быть признаны относящимися к ремонтным работам. Так как акты обследования объектов водоотведения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» не представлены, в дефектных ведомостях отсутствовала информация о выявленных дефектах, повлекших непригодность объектов к эксплуатации, а представленные локальные сметы не содержали подписей уполномоченных лиц(в соответствии с Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1), то в соответствии с п.п.26 перечисленные документы не могли быть приняты для экономической обоснованности работ. В нарушение п.п. «л» п.17 Правил регулирования тарифов не представлены копии документов, подтверждающих проведение закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В связи с чем, в силу п.30 Правил регулирования тарифов обоснованность расходов на ремонтные расходы не была подтверждена. Представление же документов 15.12.2016 исключало возможность проведения ЛенРТК их экспертизы. Кроме этого, сумма работ по договорам от 15.12.2016 не соответствовала величине, заявленной в предложении ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (сумма по калькуляции <данные изъяты> тыс.руб.(без НДС), сумма по договорам <данные изъяты> тыс.руб.(без НДС).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.п.1.1, 2.3.1, 2.11.2 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Правил регулирования тарифов), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э, Порядком деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным приказом ЛенРТК от 27.01.2014 с соблюдением требований, содержащихся в приведенном федеральном законе, Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования), Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э(далее-Методические указания).

В подтверждение затрат на ремонтные работы административный истец ссылается на производственную программу в сфере водоотведения на 2017 год, содержащую план мероприятий по повышению эффективности деятельности и энергосбережению на 2017 год(мероприятия по ремонту на общую сумму <данные изъяты> тыс.руб.)(л.д.136-140 т.1), дефектные ведомости и локальные сметы, а также на представленные 15.12.2016 договоры на поставку продукции и работ от 15.12.2016.

В названную производственную программу в раздел мероприятия по ремонту (капитальный, текущий и др.) включены следующие мероприятия: очистка от осадка приемного колодца (1.1-1.12), очистка первичных и вторичных отстойников(1.13), ремонт электрообрудования (1.14,1.15, 1.17), ремонт системы отопления(1.16), восстановительные работы в районе выпуска №4(1.18), замена участка наружных тепловых сетей(1.19, 1.20), очистка участка канализации (1.21-1.28), замена участка канализации(1.29-1.33), разработка проекта и производство работ по расчистке русла ручья Каменный(1.34), автоматизация системы учета объема сточных вод в части организации мониторинга и передачи данных (1.35), устройство диспетчерского пункта и средств измерений и контроля(1.36), организация управления БОС из диспетчерского пункта (1.37), планировка площадок в районе усреднителей, отстойников, аэрофильтров(1.38), монтаж дверей (1.39), монтаж ж\б плит и гидроизоляция площадки из ж\б(1.40), монтаж металлического покрытия и вент.решетки (1.41), ремонт косметический служебных помещений(1.42).

Утверждение о том, что размер расходов на ремонт утвержден ЛенРТК в составе указанной производственной программы по водоотведению на 2017 год, приказом от 16.12.2016 №312-пп не соответствует содержанию данного приказа, которым утверждена производственная программа в сфере водоотведения ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в части основных показателей согласно приложению. В данном приложении такой показатель как «затраты на ремонт» отсутствует.

Представленные в обоснование расходов на ремонт:

-дефектные ведомости не содержат характеристику объекта, описание дефектов, в них отражено только наименование работ, единицы измерения и количество; дефектные ведомости подписаны заместителем главного инженера-главным энергетиком ФИО(л.д.29-55 т.2);

-большая часть локальных сметных расчетов не подписана уполномоченным лицом; подписаны только локальная смета на оборудование и пусконаладочные работы шкафов управления насосами ШУП и сметный расчет на разработку проекта производства работ ППР Расчистка участка русла ручья Каменный и его прибрежной полосы (л.д.196-203 т.2).

Так как, в нарушение п.17 Правил регулирования тарифов, п.п. 26, 51 Основ ценоообразования ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» в целях установления тарифов расходы на ремонт не были подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, документами, предусмотренными Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, документами, подтверждающими соблюдение порядка закупки товаров (работ, услуг), предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а представленные дефектные ведомости и локальные сметы не соответствовали требованиям Положения о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №13-8, Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 №15/1, то ЛенРТК правомерно исключил из необходимой валовой выручки по водоотведению расходы на ремонт в размере <данные изъяты> тыс.руб. как экономически необоснованные.

Также, сравнительный анализ содержания понятий «капитальный ремонт», «текущий ремонт» данных в п.п.3.4,3.7, 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства(утвержденного протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №138), п.п.3.2.3.1, 3.2.4.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168, п.п.3.4,3.11 Положения, утвержденного Постановлением Госстроя ССР от 29.12.1973 №279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» и характера работ, заявленных в производственной программе предприятия как ремонтные, позволяет сделать вывод о правильности позиции административного ответчика о том, что часть указанных в производственной программе работ(исходя из их наименования и представленных документов) не может быть отнесена к ремонтным(например, п.п.1.34-1.37 мероприятий по ремонту).

Является правильным и утверждение о том, что сумма работ по договорам от 15.12.2016 не соответствует величине, заявленной в предложении ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (сумма по калькуляции <данные изъяты> тыс.руб.(без НДС), сумма по договорам <данные изъяты> тыс.руб.(без НДС).

Следует отметить и то обстоятельство, что представление 15.12.2016(то есть за сутки до заседания правления ЛенРТК) договоров (с учетом непредоставления документов, подтверждающих соблюдение процедуры закупки, что предусмотрено п.п. «л» п.17 Правил регулирования тарифов) фактически лишало возможности уполномоченный орган произвести пересчет тарифа с соблюдением установленной процедуры.

Представленные административным истцом в судебном заседании документы (включая инвентаризационные карточки) не влияют на правомерность приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №312-п.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением прав административного истца.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №312-п «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год» недействующим.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» о признании недействующим с момента его принятия приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №312-п «Об установлении тарифов на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год» и о возложении на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанности принять новый приказ, заменяющий признанный недействующим, и устанавливающий тарифы на водоотведение федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия» на 2017 год в размере 31,11 руб./м.3 отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.