УИД 38OS0000-01-2021-000752-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Долгих Е.С., с участием представителя административного истца ООО «Байкальская энергетическая компания» - ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-61/2022 по административному исковому заявлению ООО «Байкальская энергетическая компания» к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрация города Черемхово, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Байкальская энергетическая компания» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 156 547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-12), предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии; для размещения объектов энергетики, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 87 635 010,6 руб. по состоянию на 01.01.2020.
Рыночная стоимость объекта недвижимости определена (данные изъяты) Согласно отчету № 017-44-00080/24 от 16.07.2021 по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят 26 300 000 руб.
Административный истец полагает, что превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Просит суд с учетом уточнений (в ходе судебного заседания) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 156 547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-12), предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии; для размещения объектов энергетики, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 31 539 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Байкальская энергетическая компания» - ФИО1, действующая на основании доверенности, просила суд административные исковые требования с учетом уточнений удовлетворить, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере, установленном в заключении судебной оценочной экспертизы.
Административный ответчик - Правительство Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что расчет рыночной стоимости, указанный в отчете, представленном административным истцом, произведен с нарушениями и не отражает рыночную стоимость земельного участка на дату ее определения. Возражений на заключение судебной оценочной экспертизы не представило.
Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.
Административный ответчик - Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, следовательно, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельного участка, с которой не согласен административный истец.
Заинтересованное лицо - ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее от филиала поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного дела, не имеет материально-правового интереса.
Заинтересованное лицо - Администрация города Черемхово в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, ранее представила возражения на административное исковое заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что отчет, представленный административным истцом, не содержит сведения доказательственного значения и является не достоверным. Возражений на заключение судебной оценочной экспертизы не представила.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь ст. 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.
В судебном заседании установлено, что ООО «Байкальская энергетическая компания» является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.05.2003.
14.01.2021 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 87 635 010,6 руб., по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 1.1. ст. 391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23.11.2020, вступившего в силу с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14.01.2021.
С настоящим иском ООО «Байкальская энергетическая компания» обратилось в суд 21.09.2021 (согласно сведениям на почтовом конверте), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 017-44-00080/24 от 16.07.2021, выполненный (данные изъяты)
Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 составляет 26 300 000 руб.
Определением суда от 26.10.2021 назначена судебная оценочная экспертиза.
В заключении судебной экспертизы, выполненной экспертом (данные изъяты)ФИО7 указано следующее:
- отчет № 017-44-00080/24 от 16.07.2021, выполненный (данные изъяты) об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 156 547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-12), предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии; для размещения объектов энергетики, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> содержит нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности - Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 156 547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-12), предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии; для размещения объектов энергетики, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, по состоянию на 01.01.2020 составляет 31 539 000 руб.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт ФИО8 предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости не поступило.
Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административные ответчики и заинтересованные лица не представили.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, в размере 31 539 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
В соответствии со ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «Байкальская энергетическая компания» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости, - 21.09.2021.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе спорного земельного участка, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим её результаты, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» является исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по данному административному делу являются Правительство Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Байкальская энергетическая компания», предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО «Байкальская энергетическая компания» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 156 547 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-12), предназначенного для выработки тепловой и электрической энергии; для размещения объектов энергетики, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости в размере 31 539 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
Дата обращения ООО «Байкальская энергетическая компания» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости - 21.09.2021.
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Байкальская энергетическая компания» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 г.