ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/2022 от 21.02.2022 Томского областного суда (Томская область)

70OS0000-01-2021-000294-94

№ 3а-61/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.

при секретарях Волкове А.В.,

Степановой А.В.,

Климашевской Т.Г.,

помощнике судьи Ц.,

с участием представителя административных истцов Шестидесятого А.В.,

представителя административного ответчика

Департамента по управлению государственной

собственностью Томской области Федоровской А.Е.,

прокурора Кофман Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-61/2022 по административному исковому заявлению Маяцкого Сергея Владимировича, Подопригоры Виталия Юрьевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

установил:

Маяцкий С.В., Подопригора В.Ю. обратились в Томский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункт 492 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о, пункт 480 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 № 105-о, пункт 467 перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 № 99-о, пункт 441 перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25.11.2020 № 118-о, в части включения в перечни нежилых помещений (кадастровый номер /__/), расположенных по адресу: /__/.

В обоснование заявленных требований указали, что до 27.09.2021 административные истцы являлись собственниками указанных нежилых помещений. Полагают, что данные нежилые помещения не обладают признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку в акте обследования нежилых помещений от 08.09.2017 неверно указана площадь обследуемых парикмахерской «/__/», магазина разливных напитков «/__/», зоомагазина «/__/», площадь которых в совокупности составляет /__/ кв.м., что не превышает установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 20%. В 2018, 2019, 2020 годах нежилые помещения включались в перечень по умолчанию, без проведения осмотра.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов Маяцкого С.В., Подопригора В.Ю., заинтересованного лица Исуповой Н.Б., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В ходе судебного заседания представитель административного истца Шестидесятый А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Федоровская А.Е. заявленные требования не признала. Пояснила, что ОГБУ «Областное имущественное казначейство» в отношении здания, в котором располагаются спорные объекты недвижимости, было проведено обследование и составлен акт о его фактическом использовании № 03-02/2017-269 от 08.09.2017. В соответствии с актом процентное соотношение торговой площади, используемой для размещения торговых объектов, к общей площади принадлежащих административным истцам нежилых помещений составило 35,56% (/__/ кв.м), в связи с чем нежилые помещения включены в перечень на 2018 год. Согласно пункту 12-4 постановления №454а в редакции от 17.12.2021 вид фактического использования объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено обследование в целях определения вида фактического использования для целей налогообложения, является установленным на последующие налоговые периоды без проведения повторного обследования.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Установлено, что с 08.09.2008 по 27.09.2021 Маяцкий С.В. и Подопригора В.Ю. являлись собственниками, по 1/2 доле каждому, в праве общей долевой собственности на нежилые помещения по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м. (кадастровый номер /__/), а с 27.09.2021 данный объект принадлежит заинтересованному лицу Исуповой Н.Б., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.12.2021, свидетельствами о государственной регистрации права от 08.09.2008 № /__/.

Распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», от 29.11.2018 № 105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», от 27.11.2019 № 99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год», от 25.11.2020 № 118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечни).

В соответствии с пунктом 492 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29.11.2017, пунктом 480 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29.11.2018, пунктом 467 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27.11.2019, пунктом 441 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25.11.2020 в указанные Перечни включены нежилые помещения с кадастровым номером /__/, расположенные по адресу: /__/.

Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом оспариваемые распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области подлежат применению к административным истцам в период его действия при взимании налога на имущество физических лиц за 2018-2021 годы. При этом трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате сумм уплаченного налога на имущество физических лиц за 2018-2021 годы не истек.

Соответственно, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права Маяцкого С.В. и Подопригоры В.Ю. как налогоплательщиков, они вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.

Оспариваемые административными истцами в части нормативные правовые акты регулирует отношения в сфере налогообложения.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014 г. утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №3).

В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии – председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).

Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).

Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.

Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии №6 от 15 ноября 2017 г. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год.

Оспариваемое распоряжение от 29.11.2017 № 85-о принято Департаментом на основании указанного решения комиссии, изложенного в соответствующем протоколе заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области №68 от 11.06.2013, постановлением Администрации Томской области №454а от 03.12.2014.

Распоряжение от 29.11.2017 № 85-о с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области №9-ОЗ от 07.03.2002 «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области №19-ОЗ от 12 мая 2000 г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.

Таким образом, оспариваемое административным истцом в части распоряжение от 29.11.2017 № 85-о принято уполномоченным органом в пределах компетенции, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.

Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 316 от 29.06.2017 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 3 квартал 2017 года.

В соответствии с пунктом 106 приложения к распоряжению ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» нежилые помещения по адресу: /__/ включены в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2017 года и проведение указанных мероприятий запланировано в период с 03.07.2017 по 30.09.2017.

Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» №445 от 31.08.2017 утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования указанного выше объекта недвижимости по адресу: /__/, обследование назначено на срок до 01.09.2017.

По результатам обследования нежилых помещений 01.09.2017 комиссией составлен акт № 03-02/2017-269 от 08.09.2017 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому 35,56% площади помещений используются для целей размещения торговых объектов: помещения магазина разливных напитков «/__/» (торговый объект) первого этажа - /__/ кв.м.; помещения парикмахерской «/__/» (объект бытового обслуживания) первого этажа - /__/ кв.м.; помещения зоомагазина «/__/» (торговый объект) первого этажа - /__/ кв.м.

Как пояснил представитель административного ответчика, указанные результаты обследования послужили основанием для включения спорных помещений в переченьобъектов для целей налогообложения на 2018-2021 годы.

Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, а также утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

При этом в силу пункта 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Согласно протоколу № 6 от 15.11.2017 в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.

Протоколом Комиссии был утвержден:

- перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых проводились мероприятия по определению вида фактического использования, объектов ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о;

- перечень объектов, подлежащих включению в Перечень на 2019 год в соответствии с подпунктом 1, абзацем 1, 2 подпункта 2 пункта 3; подпунктом 1, абзацем 1, 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

- перечень объектов, которые обследовались в 4 квартале 2016, 1, 2, 3 кварталах и октябре 2017 г. г. для включения в Перечень для целей налогообложения на 2018 год.

Протоколом заседания комиссии № 8 от 30.10.2018 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год, ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о.

Протоколом заседания комиссии № 10 от 28.10.2019 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 № 105-о.

Протоколом заседания комиссии № 11 от 30.10.2020 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2021 год ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 г. № 99-о.

Согласно объяснениям представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и представленным протоколам заседаний Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества в 2017, 2018, 2019, 2020 годах именно акт от 08.09.2017 послужил основанием для включения нежилых помещений в оспариваемые перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы.

С указанной позицией административного ответчика суд согласиться не может, поскольку нормативный правовой акт - перечень объектов для целей налогообложения является нормативным актом с ограниченным сроком действия и применяется в течение определенного налогового периода, соответственно, и юридически значимые обстоятельства, позволяющие включить тот или иной объект недвижимости в Перечень, должны быть подтверждены в установленном законом порядке применительно к каждому налоговому периоду.

Кроме того, суд отмечает, что в распоряжении ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» №445 от 31.08.2017, на основании которого 01.09.2017 было проведение обследование помещений, не указано, на какой год в целях налогообложения в Томской области на комиссию возложена обязанность провести мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества.

Поскольку при решении вопроса о включении спорных нежилых помещений в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы обследование здания и помещений в нем в предусмотренном порядке в 2018, 2019 и 2020 годах не проводилось, сведения о фактическом использовании помещений в Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области отсутствовали, включение нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/, в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы не соответствуют нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.09.2008 спорный объект общей площадью /__/ кв.м, имеет назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения.

Из содержания акта от 08.09.2017 следует, что 01.09.2017 в результате обследования вышеприведенных нежилых помещений установлено, что /__/ кв.м, или 35,56% от общей площади помещений (/__/ кв.м.) с кадастровым номером /__/ составляют торговые или офисные площади, в числе которых помещения магазина разливных напитков «/__/» (торговый объект) первого этажа - /__/ кв.м.; помещения парикмахерской «/__/» (объект бытового обслуживания) первого этажа - /__/ кв.м.; помещения зоомагазина «/__/» (торговый объект) первого этажа - /__/ кв.м.

Из показаний свидетеля С., участвовавшей в составлении акта обследования от 08.09.2017, следует, что в указанную площадь (/__/ кв.м.) входят помещения /__/ площадью /__/ кв. м., однако в акте ошибочно указано /__/ кв.м., /__/ и часть помещения /__/, указанные в техническом паспорте объекта. При этом помещение /__/ площадью /__/ кв.м. полностью используется под магазин со складированием в нем пивных емкостей и иного товара за перегородкой, а часть помещения /__/ площадью /__/ кв.м, (от стены здания до пекарни) используется под зоомагазин. Иная площадь помещения /__/ (за разделительными столбами) находилась в стадии ремонта. Замеры площади осуществлялись рулеткой. В подтверждение данных обстоятельств сослалась на фотоматериал, являющийся приложением к акту.

Из представленного фотоматериала спорных объектов следует, что помещение магазина разливных напитков (/__/ на плане 1 этажа) используется под магазин, который в части разделен перегородкой, имеется место для прохода посетителей.

Со слов представителя административных истцов за перегородкой складировались пивные емкости, из которых разливалось в зале пиво, и реализовывалась иная продукция магазина.

Договор аренды от 01.01.2017, представленный административными истцами, о сдаче в аренду для этих целей только части площади помещения /__/ размером /__/ кв.м. данные обстоятельства не опровергает.

Согласно подпункту 38 пункта 2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от № 582-ст, магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что помещение /__/ площадью /__/ кв.м. полностью используется под магазин разливных напитков и для функционирования указанного магазина.

Из пояснений обеих сторон по делу, договора аренды № 3/170415-Ж9/1 от 01.01.2017, фотографий помещения /__/ следует, что /__/ кв.м. полностью используется под парикмахерские услуги.

На фотографиях помещения /__/ отражен магазин с продукцией для животных, огороженный стеллажами.

Из представленной истцами копии договора аренды № 1/170415-Ж9/1 от 01.01.2017 следует, что площадь /__/ кв.м. сдана под использование для розничной торговли товарами для животных.

Из объяснений административного истца Маяцкого С.В., свидетеля Л. (сотрудника магазина «/__/») следует, что указанный магазин занимал только площадь, указанную в договоре аренды, и был огорожен стеллажами, которые к стене слева не примыкали, за стеллажами (слева) был проход к площади, на которой производился ремонт.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание доводы административных истцов относительно площади помещений, используемых зоомагазином, общая площадь спорных торговых помещений и объекта бытового обслуживания составляет /__/ кв.м. (/__/ кв.м. (магазин разливных напитков) + /__/ кв.м. (парикмахерская) + /__/ кв.м. (зоомагазин)) или 20,5% от общей площади нежилых помещений /__/ кв.м., в связи с чем имеются предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовые основания для признания объекта недвижимости по адресу: /__/, объектом налогообложения на 2018 год.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, заявленные Маяцким С.В. и Подопригора В.Ю. требования подлежат удовлетворению частично.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» отмечается, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В связи с тем, что распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года, № 99-о от 27 ноября 2019 года, № 118-о от 25 ноября 2020 года в указанной части имели нарушения порядка их принятия, то они признаются судом не действующими с момента принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска Маяцким С.В. и Подопригорой В.Ю. уплачена государственная пошлина по 600 рублей каждым, которые с учетом частичного удовлетворения требований подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административных истцов в размере 900 рублей по 450 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Маяцкого Сергея Владимировича, Подопригоры Виталия Юрьевича удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия пункт 480 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», в части включения в перечень нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/.

Признать не действующим со дня принятия пункт 467 перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год», в части включения в перечень нежилых помещений с кадастровым номером /__/, расположенных по адресу: /__/.

Признать не действующим со дня принятия пункт 441 перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25 ноября 2020 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

В удовлетворении административного иска Маяцкого Сергея Владимировича, Подопригора Виталия Юрьевича о признании не действующим со дня принятия пункта 492 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).

Взыскать с Департамента управления государственной собственностью Томской области в пользу Маяцкого Сергея Владимировича и Подопригоры Виталия Юрьевича 900 рублей по 450 руб. каждому в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 9 марта 2022 г.