Дело № 3а-61/2023
54OS0000-01-2023-000061-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шумовой Н.А.
при секретаре Павленко К.А.
с участием прокурора Аникиной В.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по тарифам Новосибирской области об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты издания приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.11.2022 №342-В «О корректировке на 2023 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ», осуществляющего деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях города Новосибирска, города Оби, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района Новосибирской области» (пункты №1 и №2) в части утверждения (корректировки) на территории города Новосибирска с 01 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 23,95 руб. (Приложение №1 к приказу) и тарифа на водоотведение в размере 19,39 руб. (Приложение №2 к приказу), как не соответствующего требованиям ч.1 ст.157.1 ЖК РФ.
В обоснование требований указано, что подпунктами 1 и 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.11.2022 №2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам РФ на декабрь 2022 г. в размере 9 процентов; индексы по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам РФ с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0 процентов.
Таким образом, индексация цен на коммунальные услуги в Новосибирской области за период с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. производится только 1 раз и предельное увеличение цен на коммунальные услуги составляет не более 9 процентов.
Истец проживает по адресу: <адрес>, разница платежей за коммунальные услуги в январе 2023 г. по сравнению с ноябрем и декабрем 2022 г. составила более 9 %.
30.11.2022 г. губернатором Новосибирской области, на основании указанного Постановления Правительства РФ №2053 и ст.157.1 ЖК РФ, издано постановление №233 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года и 2023 год». Указанным постановлением установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г.Новосибирску на декабрь 2022 г. в размере 11 процентов и в размере 0 процентов на 2023 г., т.е. увеличены тарифы на коммунальные услуги еще на 2 процента.
Оспариваемым же приказом Департамента тариф по холодной воде увеличен на 11,92%, по водоотведению – на 16,95%, что превышает установленные Губернатором НСО 11%, т.е. является незаконным.
Письменные обращения истца в Департамент, к Губернатору НСО, к прокурору НСО, в УФАС по НСО остались без удовлетворения.
Оспариваемый приказ незаконно возлагает на истца обязанность оплачивать коммунальные услуги по завышенным незаконным тарифам, чем нарушаются его права.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представил дополнительные письменные пояснения.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.97 том 1).
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, является потребителем коммунальных услуг. Полагая, что оспариваемым приказом установлены завышенные тарифы на питьевую воду и водоотведение, истец является лицом, соответствующим требованиям части 1 статьи 208 КАС РФ, имеющим право на обращение с настоящим иском в суд.
Согласно п.п.40 п.7 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 №74-п, уполномоченным органом на территории Новосибирской области по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение является Департамент по тарифам Новосибирской области.
Согласно п.п.11 п.36 руководитель Департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (вместе с «Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации») предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
18.11.2022 г. Департаментом по тарифам Новосибирской области принят оспариваемый приказ № 342-В «О корректировке на 2023 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ», осуществляющего деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях города Новосибирска, города Оби, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района Новосибирской области», Приложением №1 к которому тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП г.Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» в период с 01.12.2022 г. по 31.12.2023 г. установлены в размере 23,95 руб.; Приложением №2 тарифы на водоотведение на тот же период – в размере 19,39 руб.
Суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт, согласно указанному Положению о Департаменте, Основ №400, принят уполномоченным органом – Департаментом по тарифам Новосибирской области, в установленной форме (приказа), в соответствии с Порядком деятельности правления департамента по Новосибирской области, утвержденным приказом Департамента от 14.05.2014 №12/1, что подтверждается протоколом заседания правления Департамента от 18.11.2022 №50 (л.д.59 том 1).
Согласно п.18 Постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134 «О Порядке подготовки и принятия нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» нормативные правовые акты подлежат опубликованию в порядке, установленном статьей 26 Закона № 80-ОЗ.
Согласно ст. 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо сведения конфиденциального характера, в течение 10 дней после дня их государственной регистрации.
Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата первой (в хронологическом порядке) публикации его полного текста в газете "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" или газете "Советская Сибирь", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в сетевом издании "Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты", в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области" (www.nsopravo.ru).
В соответствии с указанными положениями оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 25.11.2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области www.pravo.gov.ru.
Таким образом, Департаментом соблюден и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта. По данным основаниям НПА не оспаривается.
Проверяя законность оспариваемого акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд также не усматривает нарушений.
Согласно ч.1 ст.157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Согласно ч. 2 предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.3).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 №400 (далее – Основы №400).
Согласно Основ №400, структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.2).
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода (п.4).
Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п.6).
Согласно п.10 применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса, в том числе в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 4 настоящего документа.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из изложенных норм законодательства следует, что предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги, указанные в ч.4 ст.154 ЖК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены:
1) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации) на декабрь 2022 г. в размере 9 процентов;
2) индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации (далее - отклонение по субъекту Российской Федерации) с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0 процентов.
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Постановлением Губернатора Новосибирской области от 30.11.2022 № 233 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года и 2023 год» постановлено утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2022 года предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года, которые для г.Новосибирска установлены в размере 11 процентов; утвердить и ввести в действие с 1 января 2023 года предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на 2023 год, которые для г.Новосибирска установлены в размере 0 процентов.
Согласно п.35 Приложения №1 к указанному Постановлению №233 об обосновании величины утвержденных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области на декабрь 2022 года, для г.Новосибирска размер и темпы изменения тарифов на коммунальные услуги в декабре 2022 года к ноябрю 2022 года составили: холодное водоснабжение - 12,0%; горячее водоснабжение - 11,9%; водоотведение - 17,0%; отопление - 11,9%; электроснабжение - 9,1%; газоснабжение - 10,0%; обращение с твердыми коммунальными отходами - 0,0%.
Как следует из представленного ответчиком расчета на л.д.4 том 2, произведенного на основании представленных в материалы дела ресурсоснабжающими организациями данных об объемах потребленных коммунальных услуг и о начислениях по адресу проживания административного истца (<...>) (л.д.172-202, 205-208, 228-236 том 1), с учетом требований неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, набора и объема потребляемых коммунальных услуг (п.4 Основ №400), за декабрь 2022 г. по отношению к ноябрю 2022 г. фактический предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги составил 12,81%. Постановлением Губернатора НСО от 30.11.2022 №233 указанный предельный индекс установлен в размере 11%, т.е. имеется превышение темпов изменения размера вносимой истцом платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом на 1,81%. Из указанного расчета следует, что указанное превышение произошло вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по отоплению - на 16,1% вместо предусмотренных Постановлением №233 - 11,9% и тепловой энергии на подогрев воды в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению также на 16,1% вместо 11,9%.
Темп изменения размера платы по остальным коммунальным услугам, включая холодное водоснабжение и водоотведение, тарифы на которые установлены оспариваемым приказом Департамента, соответствуют предусмотренным приложением №1 к Постановлению №233 темпам изменения тарифов на коммунальные услуги в декабре 2022 г.
Согласно расчету ответчика на л.д.5 том 2, превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в январе 2023 г. по отношению к декабрю 2022 г. не произошло.
Оснований сомневаться в представленных ответчиком расчетах у суда не имеется, истцом своего контррасчета суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого приказа недействительным не имеется. Судом не установлено его противоречия закону, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, пунктом 61 Основ №400 установлено следующее:
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
Такой мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку предоставленной информации.
Мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор осуществляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании формул, указанных в пунктах 37 - 40 настоящего документа. Информация в рамках такого мониторинга предоставляется по запросу и по форме, определенной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе запрашивать и получать в определенные ими сроки и формате у органов местного самоуправления и регулируемых организаций информацию, а также и иные необходимые сведения и материалы по вопросам установления предельных индексов на территории муниципального образования.
В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, лицу, по вине которого произошло указанное фактическое увеличение, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Если действия регулируемой организации, предоставляющей коммунальные услуги, при этом свидетельствуют о завышении регулируемых государством цен (тарифов), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный жилищный надзор, в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого завышения направляет информацию и (или) материалы о выявленном нарушении в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера.
В связи с изложенным, суд также приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, что является необходимым условием, в силу ч.8 ст.213 КАС РФ, для удовлетворения исковых требований об оспаривании нормативных правовых актов. В данном же случае это условие отсутствует.
Поскольку предусмотренных п. 2 ч.2 ст. 215 КАС РФ оснований для признания нормативного правого акта недействующим не установлено, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.11.2022 №342-В «О корректировке на 2023 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленных на долгосрочный период регулирования для Муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ», осуществляющего деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях города Новосибирска, города Оби, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района Новосибирской области» (пункты №1 и №2) в части утверждения (корректировки) на территории города Новосибирска с 01 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 23, 95 руб. (Приложение №1 к приказу) и тарифа на водоотведение в размере 19,39 руб. (Приложение №2 к приказу), как не соответствующего требованиям ч.1 ст.157.1 ЖК РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий Н.А.Шумова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2023 г.