ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-620/2021 от 29.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-620/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-620/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа от 27 февраля 2020 года № 17/04-МЗ «Об утверждении Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа» в части п. 1 ст. 11 Положения, которым на Губернатора Московской области возложена обязанность утверждения одной трети членов Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа,

установил:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня его принятия решение Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа от 27 февраля 2020 года № 17/04-МЗ «Об утверждении Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа» в части п. 1 ст. 11 Положения, которым на Губернатора Московской области возложена обязанность утверждения одной трети членов Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Совет депутатов Сергиево-Посадского городского округа не вправе устанавливать полномочия Губернатора Московской области, поскольку это противоречит положениям ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также п. 1 ст. 50 Устава Московской области и ст. 7 Закона Московской области от 23.04.2003 № 41/2003-ОЗ «О Губернаторе Московской области».

Административный истец полагает, что его права нарушены указанным пунктом нормативного правового акта, поскольку к нему как к кандидату в члены Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа был применен оспариваемый акт в части утверждения в члены Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа, членом которой он утвержден не был по причине того, что одна треть членов была утверждена Губернатором Московской области, в связи с чем нарушены права административного истца быть избранным в члены общественной палаты.

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованных лиц Правительства Московской области и Губернатора Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа от 27 февраля 2020 года № 17/04-МЗ «Об утверждении Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа» утверждено Положение об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа.

Статьей 11 Положения установлен отбор и утверждение членов Общественной палаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Положения утверждение членов Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа осуществляется по одной трети от состава Общественной палаты в следующей последовательности:

- Губернатором Московской области;

- Советом депутатов городского округа (после проведения обсуждения с главой городского округа);

- Общественной палатой Московской области.

Доводы административного истца суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Установлено, что на заседании Высшего совета при Губернаторе Московской области 25 декабря 2013 года утверждены Рекомендации по переформатированию общественных палат/общественных советов муниципальных образований Московской области (далее Рекомендации), вторая глава которых содержит механизм отбора и утверждения членов общественных палат муниципальных образований:

треть от состава палаты утверждает Губернатор Московской области;

треть от состава палаты утверждает Совет депутатов муниципального образования;

треть от состава палаты утверждает Общественная палата Московской области.

Согласно ч. 1 Положения о Высшем совете при Губернаторе Московской области, утвержденного Постановлением Губернатора Московской области от 25.05.2012 № 150-ПГ (далее по тексту – Положение о Высшем совете), Высший совет при Губернаторе Московской области (далее – Высший совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий высшего должностного лица Московской области по вопросам обеспечения согласованного функционирования и координации деятельности органов исполнительной власти Московской области, организации их взаимодействия с органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 5, 6, 7 Положения о Высшем совете Высший совет формируется в составе председателя Высшего совета (Губернатор Московской области) и членов Высшего совета (высшие должностные лица муниципальных образований в Московской области (главы муниципальных районов, городских округов).

На основании Рекомендаций Общественной палатой Московской области 26.03.2014 года разработано и утверждено Типовое положение об общественной палате муниципального района (городского округа), пункт 1 статьи 11 которого предлагает утвердить по одной трети от состава общественной палаты в следующей последовательности:

Губернатор Московской области;

Совет депутатов муниципального района (городского округа) (после проведения обсуждения с главой муниципального образования);

Общественная палата Московской области».

Как Типовое положение, так и оспариваемое Решение не устанавливает обязанность Губернатора, а предоставляет право утвердить 1/3 членов общественной палаты.

В случае неутверждения в течение 10 дней 1/3 состава общественной палаты Губернатором МО право на утверждение кандидатов первой трети из общего списка переходит к Общественной палате Московской области.

В силу п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральное и региональное законодательство РФ не содержит прямые нормы о порядке формирования общественных палат муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Статьей 9 этого же нормативного правового акта определен перечень субъектов общественного контроля, в том числе Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.2016 года N 183-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» порядок и сроки формирования Общественной палаты устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Одна треть состава Общественной палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Одна треть состава Общественной палаты утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений.

Члены Общественной палаты, утвержденные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и члены Общественной палаты, утвержденные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. «а» ч. 7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет субъект Российской Федерации в том числе в отношениях с органами местного самоуправления.

Устав муниципального образования «Сергиево-Посадский городской округ Московской области», утвержденный Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 19.12.2019 № 13/01-МЗ содержит положение о создании общественной палаты городского округа. Пунктом 4 статьи 30 Устава определено, что полномочия, порядок формирования и взаимодействия Общественной палаты с органами местного самоуправления городского округа определяются Положением об Общественной палате, принимаемым Советом депутатов.

Общественные палаты всех уровней (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», ст. 2 Закона Московской области от 06.07.2017 № 110/2017-ОЗ «Об Общественной палате Московской области») призваны обеспечивать взаимодействие граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из указанных норм права, а также общих принципов и целей деятельности Губернатора Московской области и общественных палат муниципальных образований (в том числе общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа) следует, что оспариваемое Решение принято Советом депутатов в пределах полномочий Совета депутатов.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная Регламентом Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, соблюдена, Решение опубликовано в основном выпуске районной газеты «Вперед» от 04.03.2020 № 16 (15881).

Учитывая изложенное, оспариваемое Решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не затрагивает права и законные интересы ФИО1, при этом, то обстоятельство, что административный истец не был утвержден членом Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа Московской области, не свидетельствует о незаконности порядка формирования общественной палаты.

При таких обстоятельствах, решение Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа от 27 февраля 2020 года № 17/04-МЗ «Об утверждении Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа» в части п. 1 ст. 11 Положения, которым на Губернатора Московской области возложена обязанность утверждения одной трети членов Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету Депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействующим со дня принятия Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 27 февраля 2020 года № 17/04-МЗ «Об утверждении Положения об Общественной палате Сергиево-Посадского городского округа» в части положения пункта 1 статьи 11, в соответствии с которым Губернатором Московской области утверждается одна треть членов от состава Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа - отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено – 11.05.2021 года.