КОПИЯ
Дело №3а-622/2022
УИД 52OS0000-01-2022-000271-47
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 15 июня 2022 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Фомина В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО8,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО15 о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на 2022 год,
УСТАНОВИЛ:
19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
25 ноября 2021 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).
Приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Административный истец ФИО4 (далее - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1129 раздела «Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20; о признании недействующим пункта 1248 раздела «Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21.
Как указал административный истец, ФИО4 является собственником нежилого здания с кадастровым номером [номер], площадью 1482,5 кв.м., расположенного по адресу: [адрес]. Здание фактически используется под отель «Мона Лиза», что подтверждается свидетельством о присвоении объекту туристической индустрии [номер], тип объекта «Гостиница и иные средства размещения», свидетельство выдано на основании решения аккредитованной организации АНО «Эксперт-НН» о присвоении объекту туристической индустрии категории «без звезд» [номер] от [дата] Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером [номер] необоснованно включено в вышеуказанные Перечни, т.к. не относится к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 НК РФ, т.е. не является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно не предназначен для использования и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО14, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что [дата] был заключен государственный контракт [номер] на оказание услуг по временному социально-бытовому обустройству граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой народной республики и Луганской народной республики, прибывших на территорию Нижегородской области в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения и питания, в настоящее время объект недвижимости с кадастровым номером [номер] используется для указанных целей.
Административным ответчиком, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2);
для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента (пункт 2.3).
Из материалов дела следует, что ФИО10 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером [номер] (назначение – нежилое здание, наименование – нежилое отдельно стоящее здание), площадью 1482,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанный объект недвижимости включен в пункты 1229, 1248 раздела «Нижний Новгород», соответственно, Перечней на 2021 год, на 2022 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО4 является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Министерство является правопреемником Министерства инвестиционной политики Нижегородской области и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единицы из Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты Министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о Министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о Министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказ №326-13-631667/20 от 19.11.2020 и приказ №326-13-703523/21 от 25.11.2021, в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
«3. В целях формирования Перечня подлежат выявлению:
- объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4. Уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 г. N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
5. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости;
- документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.
6. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются:
- акты обследования объектов недвижимого имущества;
- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 22.03.2021 N 199)
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов».
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером [номер], площадью 1482,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое здание», наименование «нежилое отдельно стоящее здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Здание, по адресу: [адрес] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования: «под отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600 – 1200 кв.м., магазины шаговой доступности, предприятия обслуживания в отдельно стоящих зданиях, на специально выделенном под эти цели земельном участке», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600 – 1200 кв.м., магазины шаговой доступности, предприятия обслуживания в отдельно стоящих зданиях, на специально выделенном под эти цели земельном участке» имеет смешанный характер, не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области во исполнение определения суда об истребовании доказательств, объект недвижимости с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости 30.06.2011 с наименованием: «жилой дом», назначением: «жилое»; изменение назначения и наименования указанного объекта недвижимости в ЕГРН внесены по решению Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05.05.2014 г., согласно которому наименование было изменено на «нежилое отдельно стоящее здание», назначение на «нежилое».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Административным истцом представлен технический план на нежилое здание, изготовленный кадастровым инженером ФИО1 по состоянию на [дата] Согласно расчету площади к чертежам строения (с кадастровым номером [номер]) общей площадью 1482,5 кв.м. предусмотрено размещение следующих помещений: коридор (20); санузел (22); раздевалка (3); кабинет (6); кухня, кладовая (7); площадка, комната (21); сауна (2); бассейн (2); насосная; электрощитовая (2); лифт; спортзал; прачечная; бойлерная.
Из экспликации площади помещений, содержащейся в техническом паспорте на нежилое здание, составленном по состоянию на [дата], представленном суду КП НО «Нижтехинвентаризация», по экспликации в нежилое здание с кадастровым номером [номер] входят: 1 этаж: кабинет, холл, ресторан (181,4 кв.м., что составляет 13,15 % от общей площади здания), кухня, лестничная клетка; 2 этаж: комната (8), коридор (8), санузел (8), лестничная клетка, кладовая (2); 3 этаж: комната (10), санузел (10), коридор (5), лестничная клетка; антресоль: кабинет; подвал: баня (6,7 кв.м., что составляет 0,49 % от общей площади здания), коридор (3), кладовая (4), кафе (88,1 кв.м., что составляет 6,39 % от общей площади здания), лестничная клетка, лифт.
В рамках электронного взаимодействия по запросам суда из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступила учетно-техническая документация (технический паспорт), подготовленный Государственным предприятием Нижегородской области «Нижтехинвентаризация» (Кулебакский филиал) по состоянию на [дата] Исходя из экспликации здания общей площадью 1194,1 кв.м. (площадь была изменена в результате проведения комплекса строительно-монтажных работ и увеличена на 288,4 кв.м. и составляет 1482, 5 кв.м.) предусмотрено размещение следующих помещений: 1 этаж: коридор (3), лифт, жилая (2), кладовая, санузел, лестничная клетка (2); 2 этаж: коридор, лифт, жилая (2), лестничная клетка; 3 этаж: коридор (9), лифт, санузел (10), жилая (10), бельевая, кладовая, лестничная клетка; антресоль: балкон; подвал: помещение для котла, техпомещение (2), лестничная клетка, кладовая (5), коридор, лифт.
Технические паспорта, представленные стороной истца, поступившие по запросу суда из КП НО «Нижтехинвентаризация» не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства по делу, так как в материалы дела из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представлен технический паспорт по состоянию на [дата]., состоящий на кадастровом учете.
Исходя из анализа технической документации, суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется. При этом площадь помещений здания, по-своему назначению имеющих правовое значение для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества («зал» общей площадью 173,2 кв.м., «кухня» общей площадью 53,7 кв.м.) составляет менее 20 процентов от общей площади здания.
Термин «кабинет» равнозначным термину «офис» не является. Наличие в здании кабинетов само по себе не означает, что такое помещение является офисными, то есть имеет самостоятельное офисное назначение.
При этом, оснований для включения в указанные расчеты площади «бассейна» (46,3 кв.м., 5,1 кв.м.), «сауны» (6,7 кв.м., 5,1 кв.м.) и «прачечной» (51, 6 кв.м.) не имеется, поскольку относятся к комплексу вспомогательных помещений, объединенных единым производственным процессом – предоставление гостиничных и сопутствующих услуг и не относятся к объектам бытового обслуживания.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемый Перечень указанных объектов недвижимости Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области имело в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе информацию, отличную от приведенной выше, материалы административного дела не содержат, как и не содержат доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также документах технического (инвентаризационного) учета, нежилое здание с кадастровым номером [номер], имеет назначение и наименование, которое однозначно не свидетельствует, что данный объект недвижимости предусматривает размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Административным истцом в материалы дела представлено экспертное заключение, выполненное Приволжским центром финансового консалтинга и оценки по состоянию [дата]. По результатам осмотра объекта с целью определения фактического использования установлено, что внутреннее пространство исследуемого объекта представлено нежилыми помещениями, объединенными единым процессом – предоставление гостиничных сопутствующих услуг. Также экспертом зафиксировано косвенное использование помещения 7 (назначение «зал» 173,2 кв.м.) на 1 этаже под размещение объекта общественного питания (11,7 % от общей площади здания). Помещения, расположенные в подвальном этаже, в том числе «сауна» (6,7 кв.м., 5,1 кв.м.), «бассейн» (46,3 кв.м., 5,1 кв.м.), «прачечная» (51,6 кв.м.) не используются и требуют проведения ремонта.
Исходя из результатов осмотра объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] было выявлено косвенное использование внутренних помещений объекта исследования под размещение объекта общественного питания (11,7 кв.м. от общей площади объекта). Офисных, торговых помещений, объектов общественного обслуживания выявлено не было. Также указано, что разрешенное использование земельного участка не предполагает непосредственного размещения офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика, нежилое здание было включено в оспариваемый Перечень на основании данных ЕГРН, а также его фактического использования.
Для включения нежилого здания в Перечень объектов по виду фактического использования в соответствии с частью 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
В подтверждение доводов о том, что фактически под предприятие общественного питания используется площадь более 20% от общей площади здания, административный ответчик представил Акт обследования здания от [дата], обследование проведено [дата] (л.д.13-43, т.2).
Анализируя Акт обследования здания от [дата], суд приходит к выводу, что нарушен порядок определения вида фактического использования здания с кадастровым номером [номер] и помещений в нем для целей налогообложения, которым предусмотрено, что в ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
Фотоматериалы, представленные в акте обследования (раздел 3 л.д. 15-25 т.2) не позволяют идентифицировать помещения в здании согласно технической документации, поскольку отсутствуют наименования и площади помещений.
Согласно Акту, по данным визуального осмотра установлено, что часть здания (помещения №4, №5, №7, №10 по плану 1 этажа и площадка № 5 по плану антресоли 1 этажа), включая пропорциональное распределение помещений общего пользования) общей площадью 341 кв.м., что составляет 23 % от общей площади здания, на момент осмотра используются для размещения объекта общественного питания – ресторана «Mona Lisa».
Источниками сведений, используемыми для расчета показателей площадей, указанных в Акте обследования являются сведения ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации). При этом обмеры помещений не производились, несмотря на то, что в данном случае они были необходимы.
Как пояснил представитель административного истца, помещение № 4 используется сотрудниками и постояльцами отеля в качестве раздевалки; помещение № 5 предполагает размещение конференц-зала для проведения организационных мероприятий проживающим в гостинице; площадка №5 по плану антресоли 1 этажа используется для размещения зимнего сада исключительно для постояльцев отеля, в качестве дополнительного места отдыха.
Поскольку площадь помещений №4, №5, №7, №10 по плану 1 этажа, площадка №5 по плану антресоли 1 этажа используется под разные цели, без соответствующих обмеров помещений не представляется возможным с достоверностью установить, какие именно помещения используется под объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, либо не используется вообще. В данном случае фотоматериалы с достоверностью не подтверждают использование помещений №4,№5 по плану 1 этажа и площадки №5 по плану антресоли 1 этажа в качестве объектов общественного питания.
Таким образом, представленный Акт обследования не содержит сведений, подтверждающих использование конкретных помещений для размещения объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания, приложенные к нему фотографии не имеют привязки к адресу обследуемого объекта и не отражает его фактическое использование в качестве объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, что не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.
Административным ответчиком в материалы дела представлен акт обследования нежилого здания с кадастровым номером [номер] от [дата] (л.д. 44-52 т.2). Вместе с тем, суд не может принять данное доказательство (Акт обследования) в качестве допустимого по следующим основаниям. Акт обследования здания от [дата], выполненный муниципальным казенным учреждением «Городской центр градостроительства и архитектуры», составлен с нарушением порядка определения вида фактического использования здания с кадастровым номером [номер] и помещений в нем для целей налогообложения, которым предусмотрено, что акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; в ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
Административным ответчиком в материалы дела представлен акт обследования нежилого здания с кадастровым номером [номер] от [дата] (л.д. 53-106 т.2). Вместе с тем, суд не может принять данное доказательство (Акт обследования) в качестве допустимого, поскольку Акт обследования здания от [дата] не подтверждает фактическое использование здания на момент его включения в Перечень на 2022 год, а именно, по состоянию на [дата], в целях предусмотренных статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из содержания Постановления Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 об утверждении Порядка, вышеуказанные акты обследования составляются по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Однако вышеуказанные форма и Методика не утверждены уполномоченным органом, вывод о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нем под размещение объекта общественного питания сделан уполномоченными лицами исходя из «визуального осмотра», на основании экспликации к поэтажному плану; содержащиеся в актах фотографии здания и спорных помещений не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов площади здания и помещений для размещения объекта общественного питания; фототаблица, включенная в названные Акты обследования, содержит фотоснимки, на которых отображен фасад здания, отдельные подпомещения без каких-либо характерных признаков использования здания и помещений для тех или иных целей (отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании, помещении объектов общественного питания).
На основании изложенного, суд не может принять Акты обследования нежилого здания с кадастровым номером [номер] от [дата], от [дата], от [дата] в качестве допустимых доказательств, поскольку указанные Акты не подтверждают фактическое использование помещений на момент включения здания в Перечень на 2021 год, на 2022 год.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют другие доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении вышеназванного объекта недвижимости в 2021 году, в 2022 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования, то данное нежилое здание не могло быть включено в оспариваемый Перечень по указанному основанию. Вышеуказанный объект недвижимости был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, на 2022 годы только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте капитального строительства).
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта офисного назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов офисного назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае, соответственно, до 01.01.2021 года, 01.01.2022 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении вышеназванного объекта недвижимости проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования.
Доказательств того, что спорное здание фактически использовалось для размещения в нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов, суду также не представлено.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившими в законную силу судебными актами:
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от [дата] по административному делу [номер] по административному исковому заявлению ФИО3 о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, установлено, что спорный объект недвижимости – нежилое здание, с кадастровым номером [номер] необоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, в связи с чем, подлежал исключению из оспариваемого Перечня;
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда по административному делу [номер] по административному исковому заявлению ФИО16 о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, вступившим в законную силу, в соответствии со ст. 64 КАС РФ имеющим преюдициальное значение для настоящего административного дела.
Доводы отзыва административного ответчика о размещении в нежилом здании с кадастровым номером [номер] объектов общественного питания, занимающих более 20% от общей площади здания, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не являлся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/20 от 19.11.2020; приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-703523/21 от 25.11.2021, в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2021, 2022 г. нежилого здания с кадастровым номером 52:18:0010218:84 (назначение – нежилое здание, наименование – нежилое отдельно стоящее здание), площадью 142,5 кв.м., расположенное по адресу: <...> приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление ФИО17 подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд принимает во внимание, что ФИО4 является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2021, 2022 годах, и поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2021, 2022 годы), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд считает, что окончание 2021, 2022 годов в данном случае само по себе не влечет необходимость прекращения производства по делу в части оспаривания Перечней на 2021 год, так как не имеется правовых оснований, препятствующих рассмотрению данного дела по всем заявленным требованиям и принятию по нему судебного решения. Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов. Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»; приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» на день рассмотрения настоящего дела не признаны утратившими силу. Учитывая вышеизложенное, а также то, что обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2021, 2022 года и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения подлежат судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку были применены и могут быть применены к административному истцу как к плательщику налога на имущество организаций.
Следовательно, пункт 1129 раздела «Нижний Новгород» Перечня 2021 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-631667/20 от 19 ноября 2020 года, пункт 1248 раздела «Нижний Новгород» Перечня 2022 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в Перечень, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО18 о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на 2022 год - удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1129 раздела «Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20, со дня принятия.
Признать недействующим пункт 1248 раздела «Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года №326-13-703523/21, со дня принятия.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2022 года.
П.П. Председательствующий судья Фомин В.Ю. подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Председатель судебного состава В.Ю. Фомин