Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
2 октября 2017 года <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Чолак Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а – 624/2017 по административному исковому заявлению Частного учреждения общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Частное учреждение общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 2-х земельных участков, расположенных в <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной на дату государственной кадастровой оценки в представленном отчете об оценке.
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данных земельных участков (т. 1 л.д. 233-236).
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости определенного в отчете об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточнила требования своего доверителя, просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в заключении эксперта, а именно:
1) земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070330:1, общей площадью 214900кв.м. в размере 296020082 рублей;
2) земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070330:1, общей площадью 29600 кв.м. в размере 42483080 рублей.
От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость экономически обоснованной (т.2 л.д. 94).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности, п. 8 ФСО <данные изъяты>).В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Частное учреждение общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» является собственником 2-х земельных участков с вышеперечисленными кадастровыми номерами и площадью, категория земель – земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрешенное использование – земельный участок для оздоровительной деятельности, рассоложенных по адресу: <данные изъяты>, Бужаровский с.о., <данные изъяты>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т.1. л.д. 24, 26).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов <данные изъяты>» была установлена кадастровая стоимость, в том числе, земельных участков, принадлежащих административному истцу, что подтверждается приложенными к административному исковому заявлению кадастровыми справками (т.1 л.д. 30, 31).
Кадастровая стоимость данных земельных участков указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> была определена по состоянию на <данные изъяты> и составляет 56765696 и 412126624 рублей, в зависимости от их площади (т.1. л.д. 30, 31).
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость был оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление Частного учреждения общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено (т.1 л.д. 20-22).
Таким образом, обязательный досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Согласно заключению эксперта №СЭ-206/2017 от <данные изъяты> эксперта ООО «ИОЛА. Объективная оценка» ФИО2, которому судом было поручено проведение данной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на <данные изъяты> в размерах, указанных в уточненных требованиях административного истца (т. 2 л.д. 4-82).
Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не довеять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт ФИО2 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, требования Частного учреждения общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный»об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости в размерах, определенных в указанном экспертном заключении, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Частного учреждения общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070330:1, общей площадью 214900 кв.м., категория земель – земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрешенное использование – земельный участок для оздоровительной деятельности, местоположение: <данные изъяты>, Бужаровский с.о., <данные изъяты>, примерно в 1000м от д. Лыщево по направлению юго-восток, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты>, в размере 296020082 (двести девяносто шесть миллионов двадцать тысяч восемьдесят два) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070330:2, общей площадью 29600 кв.м., категория земель – земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрешенное использование – земельный участок для оздоровительной деятельности, местоположение: <данные изъяты>, Бужаровский с.о., <данные изъяты>, примерно в 100м от д. Лыщево по направлению юг, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты>, в размере 42483080 (сорок два миллиона четыреста восемьдесят три тысячи восемьдесят) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи Частным учреждением общеобразовательного и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» заявления о пересмотре их кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> – <данные изъяты>.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.