Дело №3а-626/2022
52OS000001-2022-000277-29
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 20 июля 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца Чопоровой А.В., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Белякова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Карцевой ФИО8 и индивидуального предпринимателя Зильберберг ФИО9 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].
В пункт раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], пом.П1.
В пункт раздела «[адрес]» Перечня 2021 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], пом.П2.
Индивидуальный предприниматель Карцева ФИО10 и индивидуальный предприниматель Зильберберг ФИО11 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанных частях.
Как указали административные истцы, они являются собственниками указанных объектов недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 732 кв.м., этажность - 3, в том числе подземных - 0, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание (красильный цех), расположенное по адресу: [адрес], принадлежит Карцевой А.А. и Зильберберг А.Г. на праве общей долевой собственности; указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования: под складскую базу;
- ИП Зильберберг А.Г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 75,4 кв.м., назначение: нежилое, наименование: помещение, расположенное по адресу: [адрес];
- ИП Карцевой А.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером [номер], общей площадью 657,9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: помещение, расположенное по адресу: [адрес];
Указанные нежилые помещения являются частями нежилого здания с кадастровым номером [номер]
Считают, что принадлежащие им нежилые помещения П1 и П2, а также здание в целом, не подпадают под критерии, установленные ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Также считают, что включение указанных объектов недвижимости в Перечень на 2021 год нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку незаконно возлагает на них обязанности по уплате 2% ставки налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кроме того, административные истцы указывают, что решением Нижегородского областного суда от 18.01.2021 по делу № 3а-[номер]/2021, были признаны недействующими пункты , , раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, и пункты , , раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер].
В настоящее время административным истцам на праве общей долевой собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: под складскую базу, общей площадью 669 кв.м.
Таким образом, административные истцы, являясь собственниками помещений здания, фактически являются собственниками его составных частей - долей, отсюда общедолевая собственность на земельный участок. Образованные помещения фактически являются осуществленным выделом в натуре, предусмотренным ст.252 ГК РФ.
Административным ответчиком в суд представлен отзыв по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Карцевой ФИО12 и индивидуального предпринимателя Зильберберг ФИО13, в котором административный ответчик указал, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год включены спорные объекты, принадлежащие административным истцам:
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], (пункт Перечня на 2021 год);
- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт Перечня на 2021 год);
- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] (пункт Перечня на 2021 год).
Согласно данным ЕГРН:
- здание с кадастровым номером [номер], принадлежащее административным истцам на праве общей долевой собственности, имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое здание», наименование: «красильный цех», площадью 732 кв.м., количество этажей - 3;
- помещение П1 с кадастровым номером [номер], принадлежащее ИП Зильберберг А.Г. на праве собственности, имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», площадью 74,5 кв.м., этаж расположения - 1;
- помещение П2 с кадастровым номером [номер], принадлежащее ИП Карцевой А.А. на праве собственности, имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», площадью 657,9 кв.м., этаж расположения - 1, 2, 3.
Спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования: «под объекты складского назначения различного профиля».
Департаментом предпринимательства и туризма Администрации города Нижнего Новгорода была предоставлена информация о том, что в объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: [адрес], расположен объект общественного питания - кафе «», площадью 200 кв.м.
Таким образом, в соответствии с информацией, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, 27,3% (200 кв.м.) площади спорного объекта недвижимости от общей площади данного объекта (732 кв.м.), фактически используется в целях размещения объекта общественного питания - кафе, что соответствует критериям, предусмотренным ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований административным истцам отказать (л.д.129-130).
Административные истцы, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Представитель административного истца - Чопорова А.В., поддержала заявленные требования, указала, что Спорные объекты не соответствуют критериям, установленным ст.378.2 НУ РФ ни по технической документации, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены. Административным ответчиком не представлено сведений, которые подтверждают правомерность включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень
Довод административного ответчика о том, что в здании расположено кафе «Сим-Сим» не соответствует действительности, поскольку данное кафе расположено в здании с другим кадастровым номером. Считает, что административный ответчик неправомерно включил спорные объекты недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Белякова В.В., полагавшего заявленные требования обоснованными, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что индивидуальному предпринимателю Карцевой ФИО15 и индивидуальному предпринимателю Зильберберг ФИО16 на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества:
- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание (красильный цех), общей площадью 732 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-63740065 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.163-167).
Указанный объект недвижимости включен в пункт раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год.
Индивидуальному предпринимателю Зильберберг ФИО17 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества:
- нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:0030502:619, назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 75,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-63743104 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.172-174).
Указанный объект недвижимости включен в пункт раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год.
Индивидуальному предпринимателю Карцевой ФИО18 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества:
- нежилое здание с кадастровым номером 52:18:0030502:620, назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 657,9 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-0012/2022-63745474 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.175-179).
Указанный объект недвижимости включен в пункт раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что индивидуальные предприниматели Карцева А.А. и Зильберберг А.Г. являются надлежащими административными истцами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят, как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Проверив приказ № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 732 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание (красильный цех), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-63740065 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.163-167).
В материалах дела имеется технический паспорт на нежилое отдельно стоящее здание (красильный цех), расположенное по адресу: [адрес], составленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (отдел технической инвентаризации) по состоянию на 20.01.2009 (л.д.226-233).
Из экспликации площади нежилого здания следует, что в здании расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: помещение (9), коридор, лестничная клетка, санузел (2);
- по 2 этажу: лестничная клетка, склад, кабинет (5);
- по 3 этажу: лестничная клетка, кабинет (3) (л.д.233).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества (П1) - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], площадью 75,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение: «нежилое», наименование: «помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-63743104 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.172-174).
Из технического паспорта, составленного ООО «Бюро кадастровых инженеров» по состоянию на 14.07.2014, следует, что в помещении П1 расположены помещения со следующими назначениями: склад (5), коридор, кабинет (л.д.212 оборот).
Спорный объект недвижимого имущества (П2) - нежилое помещение с кадастровым номером [номер], площадью 657,9 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение: «нежилое помещение», наименование: «помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-0012/2022-63745474 от 27.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.175-179).
Из технического паспорта, составленного ООО «Бюро кадастровых инженеров» по состоянию на 14.07.2014, следует, что в помещении П2 расположены помещения со следующими назначениями:
- по 1 этажу: склад изделий медицинского назначения (3), лестничная клетка, санузел (2);
- по 2 этажу: лестничная клетка, склад лекарственных средств (2), склад изделий медицинского назначения, кабинет(3);
- по 3 этажу: лестничная клетка, кабинет (3) (л.д.217).
Давая оценку техническим паспортам на помещения, суд руководствуется следующим.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, в силу ст.59, 61 КАС РФ технические паспорта на помещения не отвечают признаку допустимого доказательства, (правовая позиция Верховного Суда РФ - апелляционное определение от 09.08.2019 № 83-АПА19-19).
Технические планы на нежилые помещения П1 и П2 на судебные запросы не предоставлены, однако в материалах кадастрового дела на здание с кадастровым номером [номер] имеется решение собственника о его разделе на два помещения с указанием назначения подпомещений в каждом из выделяемых помещений (л.д.115), которые согласуются с назначением помещений в экспликации технического паспорта на здание (л.д.30). Из назначения подпомещений не следует, что они предназначены для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный истец ссылается в своем административном исковом заявлении на то, что объект расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер].
Согласно выписке из ЕГРН сведения об объектах недвижимости, в пределах которых расположено нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 732 кв.м., с видом разрешенного использования «под складскую базу» - отсутствуют (л.д.163).
Вместе с тем, в материалах дела имеется справка №38 от 24.05.2022, составленная ООО «Бюро кадастровых инженеров», согласно которой, 24 мая 2022 был осуществлен выход на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030502:79. По результатам обследования выявлено, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости отдельно стоящее здание (Красильный цех) (л.д.180).
Таким образом, нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], имеющим вид разрешенного использования «под складскую базу» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.168-171), что не предполагает обязательного размещения на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки с видом разрешенного использования «под складскую базу» также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 по делу № 3а-[номер]/2021.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указанной позиции придерживаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, согласно которой факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, имеют преюдициальное значение для другого дела.
Решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 (дело № 3а-[номер]/2021) дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в деле, суд удовлетворил административное исковое заявление ИП Зильберберг А.Г. и ИП Карцевой А.А.
В указанном решении судом был сделан вывод о том, что «правовых и фактических оснований для включения нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер] в Перечни на 2019, 2020 годы, не имелось».
Решением Нижегородского областного суда от 28.11.2018 (дело № 3а-[номер]/2021) суд признал недействующим пункты , и раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»; пункты , и раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в которые были включены нежилое здание с кадастровым номером [номер], и нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер] и, обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное здание из указанных Перечней. Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 02.03.2021.
Доводы административного ответчика о том, что в объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: [адрес], расположен объект общественного питания - кафе «», площадью 200 кв.м., что подтверждает использование 27,3% (200 кв.м.) площади спорного объекта недвижимости от общей площади данного объекта (732 кв.м.), в целях размещения объекта общественного питания - кафе, не могут быть признаны состоятельными, поскольку достоверно ничем не подтверждены. Кроме того, судом установлено, что данное кафе расположено в здании с другим кадастровым номером (л.д.182).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер], расположенные по адресу: [адрес], исходя из их назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены данные объекты, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательства, подтверждающие, что спорное здание является нежилым, административным ответчиком в материалы административного дела не представлены.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечень 2021 пунктов , и раздела «[адрес]», принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.
В связи с чем, административное исковое заявление индивидуальных предпринимателей Карцевой ФИО19 и Зильберберг ФИО20 о признании недействующими пунктов , и раздела «[адрес]» Перечня на 2021 год, со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Карцевой ФИО21 и индивидуального предпринимателя Зильберберг ФИО22 - удовлетворить.
Признать недействующими пункты , и раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв.Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год», со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в указанной части в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 03 августа 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева