ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-628/17 от 26.07.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело- 3а-628/2017

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУДР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

26 июля 2017 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,

при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г.,

с участием:

представителя административного истца АО «Агрохлебопродукт» - Задорожной Е.Е.,

представителя заинтересованного лица главы администрации Александрийского сельсовета Благодарненского муниципального района Ставропольского края Мищенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Агрохлебопродукт» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

АО «Агрохлебопродукт» обратилось с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.

В обоснование иска общество указало, что является арендатором земельных участков:

, общей площадью 1 470 262 кв.м, назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, р<адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок;

, общей площадью 78 189 401 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок;

, общей площадью 3 465 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание конторы. Участок находится примерно в 5,0 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок;

, общей площадью 1 785 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: <адрес>, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок;

общей площадью 630 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок;

Кроме того, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником земельных участков:

, общей площадью 3 060 004 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты. Участок <адрес>

, общей площадью 524 988 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, на территории СПКК "1 Мая", адрес ориентира: <адрес>

, общей площадью 11 266 500 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации сельсовета. Участок находится примерно в 2,2 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

, общей площадью 2 331 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес><адрес> (здание администрации сельсовета) в 4,0 км на запад и в 2,2 км на северо-запад.

Кадастровая стоимость данных земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена:

с кадастровым номером в размере 7636834,88 рублей;

с кадастровым номером в размере 406131386,67 рублей;

с кадастровым номером 26 в размере 17997 903 рублей;

с кадастровым номером 26 в размере 9271647 рублей;

с кадастровым номером в размере 3272346 рублей;

с кадастровым номером 26 в размере 15894272,78 рублей;

с кадастровым номером в размере 2726892,67 рублей;

с кадастровым номером в размере 58520454,30 рублей;

с кадастровым номером в размере 12107680,51 рублей.

Административный истец, полагая оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы арендатора и собственника, поскольку влечет увеличение размера арендной платы и налоговых платежей за использование земельных участков, исчисляемой исходя из их кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «Деловой партнер» в отчете об оценке № 01158 от 12 декабря 2016 года.

26 декабря 2016 года общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «Деловой Партнер».

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12 января 2017 года указанное заявление отклонено.

Административный истец, полагая оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы арендатора и собственника, поскольку влечет увеличение размера арендной платы и налоговых платежей за использование земельных участков, исчисляемой исходя из их кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «Деловой партнер» в отчете об оценке № 01158 от 12 декабря 2016 года.

В судебное заседание представители административных ответчиков: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, администрации Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания о причине неявки суд не известили.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

Представитель административного истца АО «Агрохлебопродукт» - Задорожная Е.Е., в судебном заседании поддержала административный иск, с учетом выводов судебного экспертного заключения, уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере определенном судебной экспертизой.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Александрийского сельсовета Благодарненского муниципального района Ставропольского края Мищенко В.Н., просил отказать в удовлетворении заявленных требований, считал кадастровую стоимость земельных участков обоснованной.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На основании ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона N 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, в пользовании АО «Агрохлебопродукт» на праве аренды находятся земельные участки с кадастровыми номерами:

- , общей площадью 1 470 262 кв.м, назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права 26-АИ 860924 от ДД.ММ.ГГГГ);

- , общей площадью 78 189 401 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли (50/74466) в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- , общей площадью 3 465 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание конторы. Участок находится примерно в 5,0 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли (100/3300) в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- общей площадью 1 785 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: <адрес>. Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли (2/34) в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

- общей площадью 630 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: на территории СПКК "Первое Мая", установлено в 2 км по направлению на юг ориентира - здания администрации, расположенного за пределами участка. <адрес> Также, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли (100/600) в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

Кроме того, АО «Агрохлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником земельных участков:

- , общей площадью 3 060 004 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты. Участок находится примерно в 6,745 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ);

- , общей площадью 524 988 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, на <адрес> (<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

- общей площадью 11 266 500 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации сельсовета. Участок находится примерно в 2,2 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

- , общей площадью 2 331 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, <адрес> (здание администрации сельсовета) в 4,0 км на запад и в 2,2 км на северо-запад. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно условиям договоров аренды земельных участков, заключенных между собственниками земельных участков и АО «Агрохлебопродукт», арендатор уплачивает сумму земельного налога, подлежащего уплате собственниками земельной доли.

Таким образом, в силу вышеизложенных законоположений, АО «Агрохлебопродукт», являясь плательщиком земельного налога и арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков, имеет право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно представленным в деле кадастровым справкам, выданным 12 декабря 2016 года и 09 декабря 2016 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельных участков установлена:

- с кадастровым номером в размере 7636834,88 рублей;

- с кадастровым номером в размере 406131386,67 рублей;

- с кадастровым номером в размере 17997 903 рублей;

- с кадастровым номером в размере 9271647 рублей;

- с кадастровым номером 26 в размере 3272346 рублей;

- с кадастровым номером в размере 15894272,78 рублей;

- с кадастровым номером в размере 2726892,67 рублей;

- с кадастровым номером в размере 58520454,30 рублей;

- с кадастровым номером в размере 12107680,51 рублей.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил составленный оценщиком ООО «Деловой Партнер» отчет об оценке № 01158 от 12 декабря 2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере:

- с кадастровым номером – 1529 000 рублей;

- с кадастровым номером – 81317 000 рублей;

- с кадастровым номером – 3604 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1856 000 рублей;

- с кадастровым номером – 655 000 рублей;

- с кадастровым номером – 3182 000 рублей;

- с кадастровым номером – 546 000 рублей;

- с кадастровым номером 26 – 11717 000 рублей;

- с кадастровым номером – 2424 000 рублей.

На указанный отчет об оценке НП Саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков», членом которой является оценщик, составивший отчет, дано положительное экспертное заключение от 19 декабря 2016 года №6992.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № 13/05/17Э от 30 июня 2017 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» Юридический институт, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

- с кадастровым номером – 4229 000 рублей;

- с кадастровым номером – 222 484 000 рублей;

- с кадастровым номером – 9 967 000 рублей;

- с кадастровым номером – 5 134 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 907 000 рублей;

- с кадастровым номером – 9 157 000 рублей;

- с кадастровым номером – 1 589 000 рублей;

- с кадастровым номером – 35 149 000 рублей;

- с кадастровым номером 26: – 3996000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

При определении рыночной стоимости земельных участков, эксперт применил сравнительный и доходный подходы, обосновав отказ от использования иных методов и подходов.

В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ рынка предложений по продаже земель сельскохозяйственного назначения в районах края, подобрано по 5 аналогов к каждому оцениваемому участку, относящиеся к одному с объектом оценки сегменту рынка и сходные по основным экономическим, материальным, техническим, другим характеристикам с объектом оценки.

Содержащиеся в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, выявленные отличия объектов - аналогов от объектов оценки откорректированы с обоснованием поправок и расчетом их значений.

Объекты, отобранные в качестве аналогов, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки, и с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки.

Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества на общедоступном Интернет-сайте, что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о дате публикации этих объявлений, а также необходимую информацию о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных характеристиках.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Правильность этих суждений эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, заинтересованное лицо (административный ответчик), в случае несогласия с удовлетворением заявления, обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении»», в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25), заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

В материалах дела имеются два доказательства о рыночной стоимости - отчет, представленный административным истцом и заключение эксперта, которые подтверждают факт завышения размера кадастровой стоимости находящегося в пользовании административного истца земельного участка в отношении его рыночной стоимости.

Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованным лицом не представлено.

Значительное же отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости этого участка, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск АО «Агрохлебопродукт» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежит удовлетворению в размере, определенном в отчете оценщика.

В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона №218-ФЗ от13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в действие с 01 января 2017 года, предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом Росреестра от 28 октября 2009 года №325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).

Приказом Росреестра от 12 мая 2015года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В Приказе Росреестра от 18 октября 2016года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, из содержания данного приказа Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных

В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года № П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.

В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 (ред. от 16.05.2017) «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является надлежащими ответчиком по данному делу. В связи с чем, в иске административному истцу к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, следует отказать.

В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Федеральный закон N 135- ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

По настоящему делу заявление АО «Агрохлебопродукт» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 26 декабря 2016 года.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Акционерного общества «Агрохлебопродукт» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 1 470 262 кв.м, назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4229000 (четыре миллиона двести двадцать девять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 78 189 401 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> (здание конторы) в 1,2 км на юг, в 5,1 км на восток и в 9,5 км на юго-восток, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 222 484000 (двести двадцать два миллиона четыреста восемьдесят четыре тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 3 465 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9 967000 (девять миллионов девятьсот шестьдесят семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 1 785 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: <адрес> первого севооборота, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 134000 (пять миллионов сто тридцать четыре тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 630 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение земельного участка: на <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 907000 (один миллион девятьсот семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером площадью 3 060 004 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты. <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9 157000 (девять миллионов сто пятьдесят семь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером общей площадью 524 988 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 589000 (один миллион пятьсот восемьдесят девять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером общей площадью 11 266 500 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 35 149000 (тридцать пять миллионов сто сорок девять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 2 331 000 кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 996000 (три миллиона девятьсот девяносто шесть тысяч) рублей.

Заявление АО «Агрохлебопродукт» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 26 декабря 2016 года.

В иске АО «Агрохлебопродукт» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М.И. Гедыгушев