ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-62/2021 от 09.09.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УИД ...

дело №3а...

9 сентября 2021 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Республики Бурятия о признании недействующими Постановлений Правительства Республики Бурятия о внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 № 502 «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Республики Бурятия 16 октября 2017 принято постановление № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия»(далее - постановление № 502), которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в год для категорий объектов в количественных показателях объема на одну расчетную единицу.

Постановление № 502 официально опубликовано на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru – 19 октября 2017 г.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 г. № 285 (далее - постановление № 285) в постановление № 502 внесены изменения: утверждены нормативы накопления ТКО в год для категорий объектов в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Постановление № 285 официально опубликовано на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru – 21 мая 2020 г., на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 27 мая 2020 г.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 г. № 733(далее Постановление № 733) в постановление № 502 внесены изменения:утверждены нормативы накопления ТКО в год для категорий объектов: парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, кладбища в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Постановление № 733 официально опубликовано на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru – 11 декабря 2020 г., на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 15 декабря 2020 г.

Заместитель прокурора республики Козлова С.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просила (с учетом уточнения требований) признать недействующими постановление Правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 г. № 285 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия», постановление Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 № 733 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 N 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия».

Также просила возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность принять нормативы ТКО на территории Республики Бурятия в срок до 31 декабря 2022 г.

В обоснование заявленных требований, административный истец ссылался на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, в частности положений статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 № 86-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нарушений пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 1815 от 25 декабря 2019 г., выразившееся в том, что Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия при внесении изменений в Постановление № 502 не направили в установленные сроки российскому экологическому оператору публично-правовую компанию «Российский экологический оператор» обращение со сведениями о нормативах, подлежащих установлению с приложением копий документов, подтверждающих замеры.Административный истец указывал на нарушения при проведении замеров отходов в части допущения смешивания отходов объектов различных категорий, а также невозможности идентификации контейнеров, поскольку в паспортах объектов общественного назначения отсутствуют сведения о контейнерах, их объемах, количестве.

В судебном заседании прокурору Дмитриева Ю.А. и Жамбалова Жамбалова А.Ц. административный иск поддержали и дали пояснения ему аналогичные.

Представитель Правительства Республики Бурятия Борсоев С.Ц. и представитель заинтересованного лица Гармаева Л.В. возражали против удовлетворения административного иска.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Регулирование вопросов связанных с охраной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления)правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» к полномочиям Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами относятся установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Принятие оспариваемого нормативного правового акта в форме постановления соответствовалоЗакону Республики Бурятия от 21 июня 1995 № 140-I «О Правительстве Республики Бурятия», который предусматривает, что решения, имеющие нормативный характер или общее значение, принимаются в форме постановлений Правительства Республики Бурятия. (пункт 3 статьи 33)

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Бурятия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» № 47-1 от 26 октября 1994г. официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия является их размещение на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

Установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты официально опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru: 21 мая 2020 г. Постановление № 285, 11 декабря 2020 г. – Постановление № 733, на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru Постановление № 285 опубликовано - 27 мая 2020 г., Постановление № 733 – 15 декабря 2020 г.

Таким образом, оспариваемые прокуратурой Республики Бурятия Постановление № 285 и Постановление № 733 приняты уполномоченным органом – Правительством Республики Бурятияв пределах компетенции с соблюдением формы его принятии и порядка опубликования.

Основанием для обращения в суд с административным иском послужило нарушение требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами при проведении замеров отходов для установления нормативов накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов), которые в соответствии с пунктом 1 Правил включают в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).

Как следует из положений пункта 7 Правил, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9 - 12 Правил определения нормативов.

Так, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов должны быть использованы контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил).

При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10 правил).

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12). Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. №269 в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов РФ по проведению замеров, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации № 524/пр).

Пунктом 3 Методических рекомендаций № 524/пр органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендовано запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям № 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.

На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта. (пункт 5 Методических рекомендаций № 524/пр).

В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций № 524/пр для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых: преобладающей отраслью является сельское хозяйство; преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.(пункт 9 Методических рекомендаций № 524/пр).

Из содержания оспариваемых постановлений следует, что при установлении нормативов накопления ТКО в Республике Бурятия были применены параметры дифференциации по территориальному признаку (нормативы установлены отдельно для г. Улан-Удэ и для территорий муниципальных поселений республики) и по категориям объектов образования отходов (домовладения и различные объекты общественного назначения).

Согласно пояснительной записке к проекту постановления «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия № 502 от 16 октября 2017 г. «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Республики Бурятия»постановление разработано с соблюдением Порядка определения нормативов накопления ТКО (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269) и Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО (приказ Минстроя РФ от 28 июля 2016 г. № 524/пр).

Расчет накопления ТКО осуществлялся Министерством природных ресурсов Республики Бурятия на основании данных, полученных от муниципальных образований Республики Бурятия по результатам натурных замеров образования ТКО.

Соответствующая информация запрошена Министерством от органов МСУ: г. Улан-Удэ, г. Кяхта, г. Гусиноозерск; п. Новоселенгинск, с. Загустай, с. Гусиное озеро - Селенгинского района; с. Иволга, с. Верхняя Иволга, с. Кибалино, с. Нижний Торей, с. Сотниково - Иволгинского района; с. Джида, с. Петропавловка, с. Нижний Бургултай - Джидинского района; г. Бабушкин, с. Клюевка - Кабанского района; с. Усть-Кяхта Кяхтинского района; с. Баргузин Баргузинского района.

Исходя из представленных ОМСУ данных Министерствомприродных ресурсов Республики Бурятия проведены расчеты по сезонам и по году.

Между тем, исследовав представленные ответчиком документысводные годовые ведомости, годовые ведомости паспорта объектов, а также представленные ОМСУ по запросам суда ведомости первичных замеров, суд приходит к выводу, что процедура определения нормативов накопления ТКО, установленная Правилами определения нормативов накопления ТКОне была соблюдена.

Так, из представленных Министерством природных ресурсов Республики Бурятия сводной годовой, годовых ведомостей замеров накопления ТКО в г. Улан-Удэ по категории научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, административные, офисные учреждения, отделения связи, (объекты: ПАО «Сбербанк», расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 52; Байкальское МУГАДН – г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 17;У-У отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на ВСЖД – г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 73), а также паспорта объекта ПАО «Сбербанк»следует, что замеры накопления ТКО производились каждый сезон в течение 7 дней подряд.

Вместе с тем, судом установлено и не отрицается административным ответчиком, что объекты ПАО «Сбербанк», Байкальское МУГАДН собственного контейнера для мусора, мусорной площадки не имеют, расположены в многоквартирных жилых домах, следовательно, при проведении замеров отходов данных объектов невозможно исключить смешивание отходов объектов различных категорий, что не соответствует пункту 10 Правилопределения нормативов накопления ТКО и свидетельствует о нарушении процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов и как следствие к нарушении расчетов нормативов накопления ТКО по указанной категории.

Аналогичное нарушение допущено при осуществлении расчетов по категории «парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты», так помещение одного из объектов г. Улан-Удэ, где проводились замеры отходов - ИП Болдырев Р.А. (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 2А) расположено в многоквартирном жилом доме, собственного контейнера для мусора, мусорной площадки не имеет.

Из сводной годовой ведомостиопределения нормативов накопления ТКО в муниципальных поселениях по категории «парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты», представленной административным истцом следует, что административным ответчиком выбраны следующие объекты: парикмахерская в с. Иволгинск по ул. Октябрьской 26, ИП Тумуров С.Ф. - г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 25, ИП Тумуров С.Ф. – г. Улан-Удэ, ул. Добролюбова, 37 а.

Вместе с тем, согласно представленной информации Администрации МО «Иволгинский район» замеры накопления ТКО сельскими поселениями по категории «парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты» произведены в отношении следующих объектов: парикмахерская в с. Иволгинск по ул. Ленина, д. 25, парикмахерская «Людмила» в с. Иволгинск по ул. Ленина, д. 17, парикмахерская «Злата» в с. Иволгинск по ул. Лебедева, д. 3.

Информация о том, что муниципальное образование проводило замеры отходов парикмахерской в с. Иволгинск по ул. Октябрьской 26Администрацией МО «Иволгинский район» не подтверждена.

Согласно сообщению Администрации МО «Кяхтинский район» муниципальным образованием проводились замеры отходов парикмахерской по ул. Ленина, 51 в г. Кяхта. Администрация Джидинского района сообщила о проведении замеров отходов парикмахерской «Локон».

Таким образом, при определении нормативов накопления ТКО в муниципальных поселениях у Правительства Республики Бурятия имелись результаты замеров по трем объектам категории «парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты», расположенным в муниципальных районах, между тем, при определении нормативов накопления ТКО административным ответчиком учтены замеры двух объектов, расположенных в г. Улан-Удэ и одного объекта в с. Иволгинск, информация о замерах отходов которого администрацией МО «Иволгинский район» на запрос суда не подтверждена.

Возражения административного ответчика о том, что сведения ИП Тумурова С.Ф. не использовались при установлении нормативов в г. Улан-Удэ правового значения не имеют, поскольку в данном случае установлены нарушения определения нормативов накопления ТКО муниципальных поселений.

Оригиналы сводных ведомостей определения норматива накопления ТКО в муниципальных поселениях по категории «парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты», паспорта объектов Правительством Республики Бурятия не представлены, доводы прокуратуры иными документами не опровергнуты.

Пунктом 8 Правил определения нормативов накопления ТКО допускается проведение замеров на меньшем количестве объектов в случае отсутствия на выбранных участках поседений и городских округов необходимого количества объектов соответствующей категории, при этом смешение различных категорий, в том числе городских округов и поселений пунктом 7, 10 Правил исключается.

К административному иску прокуратурой Республики Бурятия приложены сводные ведомости по категории «автозаправочные станции» с указанием на то, что расчет определения норматива накопления ТКО по указанной категории как в поселениях, так и в городском округе произведен на основании замеров отходов автозаправочных станций, расположенных: 1) ООО ННК-Байкалнефтепродукт – с. Сотниково, ул. Магистральная, 47; 2) АО «Бурятнефтепродукт» - с. Иволгинск, ул. Ленина, 73; 3) АО «Бурятнефтепродукт» - г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 1А.

Между тем, Министерством природных ресурсов Республики Бурятияпредставлены оригиналы сводных ведомостей, из которых видно, что расчет определения норматива накопления ТКО по категории «автозаправочные станции» в г. Улан-Удэ определен на основе данных замеров отходов следующих объектов: АО «Бурятнефтепродукт» по ул. Кольцова в г. Улан-Удэ; АО «Бурятнефтепродукт» по ул. Дорожная 42Б в г. Улан-Удэ; АО «Бурятнефтепродукт» по ул. Магистральная, 11 в г. Улан-Удэ. Замеры в поселениях осуществлялись в отношении объектов: АЗК № 12 ООО «ННК-Байкалнефтепродукт» (Иволгинский район, с. Сотниково, ул. Магистральная, 47); автозаправочный комплекс № 46 АО «Бурятнефтепродукт» (Иволгинский район, п. Иволгинск, ул. Ленина, 73); АЗС № 51 АО «Бурятнефтепродукт» (г. Кяхта, автодорога Кяхта-Мухоршибирь).

Паспорта объектов представлены только на АЗК № 12 ООО «ННК-Байкалнефтепродукт» (Иволгинский район, с.Сотниково, ул. Магистральная,47,),АЗК №46 АО «Бурятнефтепродукт» (Иволгинский район, п. Иволгинск, ул. Ленина, 73)

Согласно годовой ведомости о проведении замеров накопления ТКО АЗК № 46 АО «Бурятнефтепродукт» (Иволгинский район, п. Иволгинск, ул. Ленина, 73) замеры проводились: с 16 по 22 декабря 2019 г. – в зимний период, с 15 по 21 апреля 2019 г. в весенний период, с 24 по 30 июня в летний период, с 21 по 27 октября в осенний период.

Однако, из ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, представленных Администрацией МО «Иволгинский район» следует, что замеры отходов АЗК № 46 АО «Бурятнефтепродукт» (Иволгинский район, п. Иволгинск, ул. Ленина, 73) муниципальным образованием производились с 1 по 7 февраля 2019 г. – в зимний период, с 1 по 7 апреля 2019г. в весенний период, с 1 по 7 июля 2019 г. в летний период, с 1 по 7 сентября 2019 г. в осенний период.

При этом из ведомостей первичных замеров следует, что объем и масса отходов заполненного контейнера независимо от периода времени года в первый день замеров составляла 3,5 кг., во второй день замеров – 7 кг., в третий день замеров 10,5 кг., в четвертый день – 21 кг., в пятый день – 35 кг., в шестой день – 52,5 кг., в седьмой день 63 кг.

Данныесводной ведомости о проведении замеров накопления ТКО АЗС № 51 АО «Бурятнефтепродукт» (г. Кяхта, автодорога Кяхта-Мухоршибирь), представленной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия также не соответствуют ведомостям первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, представленных Администрацией МО «Кяхтинский район».

Так, из сводной ведомости следует, что замеры производились со 2 по 8 декабря 2019 г. – в зимний период, с 15 по 21 апреля 2019 г. в весенний период, с 22 по 28 июня в летний период, с 23 по 29 сентября в осенний период.

Согласно ведомостям первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, представленных Администрацией МО «Кяхтинский район» замеры производились только в рабочие дняв зимний период с 4 по 8 февраля, 11 и 12 февраля 2019 г., в весенний период – с 1 по 5 апреля, 8 9 апреля 2019 г., в летний период с 1-5 апреля, 8,9 апреля 2019 г., в осенний период со 2-6 сентября, 9,10 сентября 2019 г., в то время как пунктом 11 Правил определения нормативов накопления ТКО закреплено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд. Существенно отличаются объем и масса отходов сводной ведомости от объема и массы отходов, указанных в ведомостях первоначальных замеров. Если масса отходов в сводной ведомости варьируется от 4,91 кг. до 6,595 кг., то масса отходов в ведомостях первичных записей – от 5 до 30 кг.

Несоответствие сведений годовых ведомостей сведениям ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах по дням осуществления замеров, нарушение пункта 11 Правил определения нормативов накопления ТКО, совпадение объема и массы отходов по дням осуществления замеров независимо от сезона свидетельствует о нарушении процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов и как следствие к нарушению расчетов нормативов накопления ТКО по указанной категории.

По категории «спортивные арены, стадионы, спортивные клубы, центры, комплексы, клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки» к административному иску приложены сводные годовые ведомости с указанием на то, что расчет определения норматива накопления ТКО по указанной категории как в поселениях так и в городском округе произведен на основании замеров отходов сельского Дома культуры «Арюун Бэлиг», расположенного в Иволгинском районе, МАУ СКЦ «Кристалл», МАУ КДЦ «Рассвет», расположенных в г. Улан-Удэ.

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия представлены сводные ведомости по расчету нормативов накопления ТКО по указанной категории отдельно в г. Улан-Удэ на основе данных замеров отходов объектов: МАУ КДЦ «Заречный» по ул. Кабанская, 49 (представлены оригинал годовой ведомости, паспорт объекта), МАКДУ ДК «Забайкальский» по ул. Совхозная, 50 Д (представлены оригинал годовой ведомости, паспорт объекта), МАУ ГКЦ по ул. Буйко 20А(представлен оригинал ведомости, паспорт объекта не представлен); и отдельно в муниципальных поселениях на основе данных замеров отходов объектов:сельского Дома культуры «Арюун Бэлиг», расположенного в Иволгинском районе, с. Нижняя Иволга, ул. Коммунистическая, 43(представлены оригинал ведомости, паспорт объекта); стадиона по ул. Терешковой в с. Петропавловка Джидинского района (сводные ведомости представлены в копиях, их оригиналы, оригиналы паспорта объекта отсутствуют), дома культуры по ул. Терешковой, 7 в с. Петропавловка Джидинского района(сводные ведомости представлены в копиях, их оригиналы, оригиналы паспорта объекта отсутствуют).

Сведения, содержащиеся в представленных Министерством природных ресурсов копиях сводных годовых ведомостей не соответствуют сведениям ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, представленных Администрацией МО «Джидинский район» по запросу суда.

Так, согласносводным годовым ведомостям замеры отходов дома культуры в с. Петропавловка проводились: с 16 по 22 декабря 2019 г. в зимний период, с 8 по 14 апреля в весенний период, с 17 по 23 июня 2019 г. в летний период, с 7 по 13 октября 2019 г. в осенний период.

Из ведомостейпервичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах дома культуры в с. Петропавловка следует, чтозамеры проводились: с 1 по 5 апреля, 8,9 апреля 2019 г. в весенний период, с 1 по 4 октября, с 7 по 9 октября 2019 г. в осенний период, сведения о проведении замеров в зимний и летний период Администрацией не представлены. В ведомостях весеннего и осеннего периодов сведения о массе отходов отсутствуют.

Замеры отходов стадиона в с. Петропавловка согласно сводным годовым ведомостям проводились: с 16 по 22 декабря 2019 г. в зимний период, с 8 по 14 апреля в весенний период, с 8 по 14 июля 2019 г. в летний период, с 9 по 15 сентября 2019 г. в осенний период.

Из ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах стадиона в с. Петропавловка следует, что замеры проводились: с 1 по 5 июля, 8,9 июля 2019 г. в летний период, с 1 по 5апреля, 8,9 апреля в весенний период, с 1 по 4 октября, с 7 по 9 октября 2019 г. в осенний период, сведения о проведении замеров в зимний период Администрацией не представлены. В ведомостях весеннего, летнего и осеннего периодов сведения о массе отходов отсутствуют.

По сообщению Администрации МО «Иволгинский район» на запрос суда, объект Арюун Бэлиг, расположенный в с. Нижняя Иволга по ул. Коммунистической, 43, объектом проведения замеров не являлся.

Несоответствие годовых ведомостей ведомостям первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах по дням осуществления замеров, нарушение пункта 11 Правил определения нормативов накопления ТКО, отсутствие сведений о массе отходов в ведомостях первичных замеровсвидетельствует о нарушении расчетов нормативов накопления ТКО по указанной категории.

В административном исковом заявлении прокуратура Республики Бурятия указывала, что расчет нормативов накопления ТКО по категории «библиотеки, архивы, выставочные залы, музеи» как в поселениях так и в городском округе произведен административным ответчиком по двум объектам, расположенным в г. Улан-Удэ и одному объекту, расположенному в Кяхтинском районе.

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия представлены оригиналы сводных годовыхи годовыхведомостей по расчету нормативов накопления ТКО по указанной категории отдельно в г. Улан-Удэ на основе данных замеров отходов объектов: Национальной библиотеки РБ по ул. Ербанова, 4, МАУ Централизованной библиотечной системы У-У по ул. Ленина, 17, ООО «Творческая мастерская Баясхаланова» по ул. Коммунистическая, 46; и отдельно в муниципальных поселениях на основе данных замеров отходов объектов:Верхнеиволгинской сельской библиотеки МБУ Иволгинской ЦБС, расположенной в с. Верхняя Иволга по ул. Центральной, 17А, МБУ Иволгинской ЦБС – с. Иволгинск, ул. Октябрьская, 26, МБУ Иволгинской ЦБС – с. Каленово по ул. Школьная, 11. При этом оригиналы паспортов перечисленных объектов административным ответчиком, заинтересованным лицом не представлены.

Сравнительный анализ сведений, содержащихся в представленных Министерством природных ресурсов сводных годовых и годовых ведомостях, со сведениями ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах провести не представляется возможным, поскольку таковые администрацией МО «Иволгинский район» не представлены, на запрос суда администрация сообщила, что Верхнеиволгинская сельская библиотека МБУ Иволгинская ЦБС в с. Верхняя Иволга по ул. Центральной, 17, МБУ Иволгинская ЦБС в с. Каленово по ул. Школьная, 11– объектами для проведения замеров накопления отходов не являлись.

А учитывая информацию из пояснительной записки к проекту постановления «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия № 502 от 16 октября 2017 г. «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Республики Бурятия» о том, что расчет накопления ТКО осуществлялся Министерством природных ресурсов Республики Бурятия на основании данных, полученных от муниципальных образований Республики Бурятия по результатам натурных замеров образования ТКО, сведения в сводной ведомости, годовых ведомостях по объектам указанной категории носят сомнительный характер.

В административном исковом заявлении прокуратура Республики Бурятия указывала, что расчет нормативов накопления ТКО по категории «кафе, бары, рестораны, закусочные, столовые» как в поселениях так и в городском округе произведен административным ответчиком по двум объектам, расположенным в Кяхтинском районе и одному объекту, расположенному вг. Улан-Удэ.

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия представлены оригиналы сводных годовых и годовых ведомостей по расчету нормативов накопления ТКО по указанной категории отдельно в г. Улан-Удэ на основе данных замеров отходов объектов: ИП Меженина – Кударинский переулок, 1А, ООО «Фудзияма» по ул. Пушкина, 4А, столовая ВСГТУ по ул. Жердева, 9а, стр.1; и отдельно в муниципальных поселениях на основе данных замеров отходов объектов:ИП Севергин в с. Иволгинск, по ул. Советская, 19, ООО «Юрта» в с. Нижняя Иволга по ул. Полевая, 2, кафе в с. Иволгинск по ул. Октябрьская, 26. Суду предоставлены оригиналы паспортов всех перечисленных объектов.

Однако, провести сравнительный анализ сведений, содержащихся в представленных Министерством природных ресурсов сводных годовых и годовых ведомостях, со сведениями ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах также не представляется возможным, поскольку таковые администрацией МО «Иволгинский район» по запросу суда не представлены, на запрос суда администрация сообщила, что кафеИП Севергин в с. Иволгинск, по ул. Советская, 19, ООО «Юрта» в с. Нижняя Иволга по ул. Полевая, 2 – объектами для проведения замеров накопления отходов не являлись.

В административном иске прокуратура Республики Бурятия указывала, что расчет нормативов накопления ТКО по категории «кладбища» как в поселениях, так и в городском округе произведен административным ответчиком по двум объектам, расположенным в г. Улан-Удэ и одному объекту, расположенному вКяхтинском районе.

Министерством природных ресурсов Республики Бурятия представлены оригиналы сводных годовых и годовых ведомостей по расчету нормативов накопления ТКО по указанной категории г. Улан-Удэ на основе данных замеров отходов объектов: кладбище в п. Горьком, кладбище в п. Тальцы, кладбище в п. Забайкальский. Суду предоставлены оригиналы паспортов всех перечисленных объектов.

По утверждению Министерства природных ресурсов Республики Бурятия расчет нормативов в муниципальных поселениях произведен на основе данных замеров отходов одного объекта – городское кладбище, расположенное в г. Кяхта по ул. Ленина, 29Б.

Пунктом 8 Правил определения нормативов накопления ТКО допускается проведение замеров на меньшем количестве объектов в случае отсутствия на выбранных участках поседений и городских округов необходимого количества объектов соответствующей категории.

Судом установлено, что замеры накопления отходов ТКО по объектам категории «кладбище» помимоАдминистрации МО «Кяхтинский район», проводились Администрацией МО «Иволгинский район», Администрацией МО «Джидинский район», между тем норматив накопления ТКО рассчитан на основании замеров одного объекта.

Кроме того, из сравнительного анализа сведений, содержащихся в представленной Министерством природных ресурсов годовой ведомости и сведений из ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, представленных Администрацией МО «Кяхтинский район» по запросу суда, следует, что данные годовой ведомости не соответствуют первичным записям.

Так, согласно сводным годовым ведомостям замеры отходов городского кладбища в г. Кяхта проводились: со2 по 8 декабря 2019 г. в зимний период, с 8 по 14 апреля в весенний период, с 22 по 28 июля 2019 г. в летний период, с 14 по 20 октября 2019 г. в осенний период.

Из ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах городского кладбища в г. Кяхта следует, что замеры проводились только в рабочие дни: со2 по 6 сентября, 9, 10 сентября 2019 г. в осенний период, с 4 по 8 февраля, 11,12 февраля в зимний период, с 1 по 5, апреля 8,9 апреля 2019 г. в весенний период, с 1-5 июля, 8,9 июля 2019 г. в летний период. При этом в ведомостях первичных записей в каждый из периодов заполнено только по одному из дней, так в осенний период – 6 сентября 2019 г., в зимний – 5 февраля 2019 г., в весенний – 2 апреля 2019 г., в летний – 5 июля 2019 г.

Аналогичное нарушениепункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО допущено при определении нормативов накопления ТКО по категориям «ветеринарные клиники, ветеринарные аптеки».

Так, Министерством природных ресурсов Республики Бурятия представлены оригиналы сводных годовых и годовых ведомостей по расчету нормативов накопления ТКО по указанной категории в г. Улан-Удэ на основе данных замеров отходов объектов: ИП Данилова Т.Н. по ул. Смолина, 42, ИП Башкуев С.Ф. по ул. Юнного Коммунара, 1, ООО «Цэрера по ул. Октябрьская, 21. Суду предоставлены оригиналы паспортов всех перечисленных объектов.

Расчет нормативов в муниципальных поселениях по утверждению заинтересованного лица произведен на основе данных замеров отходов одного объекта –ИП Башкуев С.Ф. расположенного в г. Кяхта по ул. Серова 4А. При этом сведений, подтверждающих отсутствие в муниципальных поселениях республики иных объектов категории «ветеринарные клиники, ветеринарные аптеки» административным ответчиком суду не представлено.

В соответствии с пунктом 9 Правил определения нормативов накопления ТКО в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.Методическими рекомендациями № 524/пр утверждена примерная форма паспорта объектов общественного назначения, в соответствии с которой в паспорте объекта должны быть указаны данные контейнера, еготип, количество, емкость.В паспортах объектов по категориям «парки, скверы, бульвары», «научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, административные, офисные учреждения, отделения связи» данные о контейнерах отсутствуют.

Несмотря на то, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер, примерная форма паспорта указанная в них используется административным ответчиком при расчетах нормативов ТКО.

Следует отметить, что ведомости первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, составленных по результатам замеров отходов объектов, расположенных в г. Улан-Удэ ни административным ответчиком, ни Министерством природных ресурсов Республики Бурятия суду не предоставлены.

На запрос суда председатель Комитета городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ Гашев С.А. сообщил, что замеры отходов ТКО в период 2019 г. осуществлялись профильным Отделом регулирования охраны окружающей среды и обращению с отходами Минприроды РБ, представители Комитета привлекались в качестве членов комиссии. Работы по замерам ТКО с применением нормативов накопления и методики определения ТКО, ведением каких-либо первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, составлением сезонных и годовых ведомостей определения нормативов ТКО, Комитетом не ведутся.

Из вышеизложенного следует, что с достоверностью нельзя проверить установленные Правительством Республики Бурятия нормативы накопления ТКО для г. Улан-Удэ, поскольку ведомости первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах суду не предоставлены. У административного ответчика отсутствуют оригиналы паспортов объектов общественного значения по отдельным категориям.

Анализ имеющихся в материалах дела сводных годовых ведомостей, годовых ведомостей, первичной документации на основании которых рассчитаны нормативы накопления ТКО по категориям объектов общественного значения показал, что первичная документация результатов замеров, использованная для заполнения сводных ведомостей по отдельным категориям не содержат достаточных и достоверных данных, необходимых для расчета нормативов, процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов по отдельным категориям имеет существенные нарушения Правил определения нормативов ТКО в части допущения смешивания отходов объектов различных категорий (пункт 10 Правил), периодичности осуществления замеров (пункт 11 Правил), безосновательного уменьшения количества объектов при проведении замеров отдельных категорий (пункт 8 Правил).

При проверке представленных Министерством природных ресурсов Республики Бурятия сводных годовых, годовых ведомостей, паспортов объектов общественного назначения по иным категориям объектов, по которым определены нормативы накопления ТКО, оспариваемыми Постановлениями установлено следующее.

Нормативы накопления ТКО организаций, оказывающих ритуальные услуги, в поселениях рассчитаны в том числе на основании замеров отходов объекта общественного назначения ООО «Разнобыт» по ул.Октябрьская, 25. Согласно паспорту объекта помещение организации является встроенным, при этом действительное место расположения объекта невозможно установить исходя из представленных паспорта объекта общественного назначения, сводных годовых, годовых ведомостей, поскольку во всех перечисленных документах адрес организации указан «ул. Октябрьская, 25» без указания населенного пункта.

Во всех представленных суду паспортах объектов общественного назначения организаций, оказывающих ритуальные услуги, в поселениях данные о контейнерах не содержатся. Паспорта объектов общественного назначения ООО «Разнобыт» по ул. Столичная 7а и ООО «Разнобыт» по ул. Пирогова 9А в г. Улан-Удэ данных о контейнерах не имеют.

Аналогичное нарушение установлено во всех представленных суду паспортах объектов общественного назначения, на основании которых рассчитаны нормативы накопления ТКО по категории садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества как в г. Улан-Удэ, так и в поселениях; по категории типографии, пункты приема вторичного сырья.; по категории продовольственный магазин, промтоварный магазин, павильон торговые, лоток, палатка, киоск, торговля с машин (при этом в паспорте объекта общественного назначения ИП Бурдуковский П.Н. по ул. Гагарина, 39 указано на отсутствие контейнера) в г. Улан-Удэ, так и в поселениях; по категории мастерские по ремонту бытовой техники и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов, ремонт и пошив одежды, химчистки, прачечные и пр.; по категории многоквартирные дома; по категории индивидуальные жилые дома.

По категории пилорамы данные о контейнере не указаны в паспорте объекта общественного назначения ООО «Мир бетона», расположенного в г. Улан-Удэ, данные о контейнерах в поселениях содержатся не во всех паспортах.

По категории гостевые дома, дома отдыха, туристические базы, гостиницы, общежития данные о контейнере не указаны в паспорте объекта общественного назначения ООО «Фудзияма», расположенного в г. Улан-Удэ;

По категории поликлиники, аптеки, стоматологический кабинет - согласно паспорту объекта ГАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» по ул. Ключевская, д. 29 в г. Улан-Удэ помещение поликлиники является встроенным, расположено в многоквартирном доме, своего контейнера не имеет, отходы располагает на контейнерной площадке, принадлежащей управляющей организации многоквартирного жилого дома. Данные о контейнере в паспорте объекта общественного назначения ООО «Авицента», расположенного в с. Иволгинск, квартал Студенческий, 8, не указаны.

Перечисленные нарушения Правил определения нормативов и Методических рекомендаций, ставят под сомнение достоверность проведенных расчетов определения нормативов, их экономическую обоснованность, поскольку применение сведений, полученных вне либо с нарушением процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с ч.2 ст.62, ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соблюдение процедуры принятия, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Между тем, при рассмотрении дела суду не представлены надлежащие доказательства соблюдения административным ответчиком при определении нормативов накопления ТКО Правил определения накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 и имеющих большую юридическую силу.

Из Правил определения нормативов не следует возможность произвольного сбора информации в отношении твердых коммунальных отходов вне установленной процедуры. Полученные таким образом исходные данные не могут быть признаны достоверными.

Принимая во внимание, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были установлены Правительством Республики Бурятия на основании недостоверных исходных данныхоб объектах образования отходов, о проведенных замерах, и выполненных на их основании расчетов по исследованным судом категориям, суд приходит к выводу о неподтвержденности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов, их несоответствии Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269.

Кроме того, согласно статье 5Закона Об отходах производства и потребления к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе установление порядка направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2 статьи 24.14 Закона Об отходах производства и потребления предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 № 1815 утверждены Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее Правиланаправления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора).

Так, пунктом 6 Правилнаправления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора закреплено, что при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Согласно пункту 7 Правил направления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператораоператор в течение 15 рабочих дней со дня поступления обращения при установлении нормативов проводит экспертизу сведений, представленных в обращении. Указанная экспертиза проводится на предмет соответствия сведений, представленных в обращении при установлении нормативов, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, в части проверки расчетов по определению нормативов, сравнительного анализа представленных сведений и данных, содержащихся в территориальной схеме.

Результаты проведенной экспертизы оформляются в виде рекомендаций оператора, в которых содержатся мотивированные выводы о соответствии или несоответствии сведений, представленных в обращении при установлении нормативов, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, результаты сравнительного анализа представленных сведений и данных, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, а также предложения оператора по изменению нормативов, подлежащих установлению или корректировке. (пункт 8 Правилнаправления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора).

Орган, уполномоченный на установление нормативов, в течение 10 рабочих дней со дня поступления рекомендаций оператора, указанных в пункте 8 настоящих Правил, направляет оператору информацию об учете и (или) мотивированную позицию об отказе в учете предложений оператора, содержащихся в рекомендациях при установлении и корректировке нормативов, с таблицей разногласий по неучтенным предложениям. (пункт 9 Правилнаправления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора).

Судом установлено и не опровергается административным ответчиком, что в нарушение утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 № 1815 Правилнаправления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора, Правительство Республики Бурятия при внесении изменений нормативов накопления ТКО обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", оператору для получения рекомендаций не направляло.

В связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативно правовых актов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из того, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты с нарушением процедуры их принятия, установленной Правилами направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 № 1815, расчет нормативов осуществлен с нарушением Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и признании недействующимипостановление Правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 г. № 285 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия», постановление Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 № 733 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 N 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного, устанавливая дату, с которой оспариваемые нормативно-правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что поскольку оспариваемые нормативно-правовые акты до вынесения решения применялись, на их основании были реализованы права граждан и организаций, в том числе производилась оплата региональному оператору за услуги, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, то основания для признания их недействующими с момента принятия отсутствуют.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Постановление Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 № 733, Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 № 285 подлежат признанию не действующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Доводы административного ответчика о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена, поскольку рекомендации российского экологического оператора обязательного характера неимеют, соответственно не являются обязательными для учета при утверждении нормативов накопленияТКО, несостоятельны.

Пунктом 2 статьи 24.14 Закона об отходахпроизводства и потребления,пунктами 6-9 Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 № 1815 установлена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации направлять оператору для получения рекомендаций обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов.

Таким образом, определяющим для соблюдения процедуры принятия нормативно правового акта, утверждающего нормативы накопления ТКО, является факт направления российскому экологическому оператору обращения при установлении нормативов, при этомне имеет значение рекомендательный характер экспертизыпроведенной оператороми постановленные на ее основе рекомендаций для органа, уполномоченного на установление нормативов.

Доводы Правительства Республики Бурятия о том, что информация о контейнерах, их объеме и иных характеристиках не влияет на расчет норматива, подлежат отклонению.

Паспорта объектов общественного значения являются первичной документацией, используемой для заполнения сводных ведомостей, при этом сведения о контейнере подлежат учету при определении массы и объема отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО и Методическими рекомендациями, принятыми в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016г. №269 в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов РФ при проведении замеров. Как следует из пояснительной записки к постановлению Правительства Республики Бурятия, исполнитель при определении нормативов руководствовался данными рекомендациями, применяя формы документов, утвержденные ими.

Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено право суда в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

С учетом изложенного с целью надлежащего урегулирования отношений, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами суд приходит к выводу о необходимости возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими нормативно-правовые акты. Учитывая, что при определении нормативов накопления ТКО замеры накопления отходов осуществляются каждый сезон в течение года, следовательно, срок принятия нормативного правового акта до 31 декабря 2022 года является разумным.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Абзацем 2 п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.

Из положений Закона Республики Бурятия от 26 октября 1994г. № 47-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти РБ не подлежат опубликованию в печатном издании, они подлежат размещению на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

С учетом приведенного разъяснения Верховного Суда РФ и мнения сторон, сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию на указанном сайте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявлениезаместителя прокурора Республики Бурятия Козловой С.Н. удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда:

- Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 № 285«О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия»;

- Постановление Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 № 733«О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 № 502 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия».

Возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими Постановления Правительства Республики Бурятия в срок до 31 декабря 2022 г.

Обязать Правительство Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 17 сентября 2021 г.

Судья Т.Н.Раднаева