ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-62/2022 от 06.05.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-62/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Владикавказ 06 мая 2022 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Кадзаева К.Р.,

при секретаре судебного заседания Маркиной С.И.,

с участием прокурора Габибова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Туаевой Эммы Казбековны к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания об исключении объекта недвижимости из Перечня объектов имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость,

у с т а н о в и л:

Туаева Э.К. обратилась в суд с административным иском (с учетом изменений в порядке ст.46 КАС РФ) к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующим пункт 249 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания №625 от 29 декабря 2017 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 15:09:0010902:109, расположенного по адресу... а также п.249 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания №754 от 28 декабря 2018 года, в отношении указанного нежилого здания.

В обоснование заявленных требований указала, что письмом Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 21.12.2020 года № 2957 ей отказано в удовлетворении ее обращения от 10.12.2020 года об исключении за 2018 и 2019 годы из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в отношении нежилого здания, принадлежащего ей на праве собственности с 15.02.2016 года, и расположенного по адресу: ...

В то же время, письмом от 22.12.2020 года № 2979 Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания уведомило ее о том, что на основании п.9 порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 11.11.2014 года №390 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», рабочей группой принято решение исключить объект с кадастровым номером ... (п.242) из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, так как указанный объект недвижимости не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Туаевой Э.К. - Качмазова А.З., действующая на основании ордера и доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, при этом пояснила, что указанный объект недвижимости не соответствует требованиям, предусмотренным ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания – Мамиева З.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в иске, пояснив, что административный истец Туаева Э.К. 10 декабря 2020 года обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания с просьбой об исключении объекта недвижимости за 2018 и 2019 годы из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, но ей было отказано, так как она обратилась за прошлые годы. В декабре 2022 года Туаева Э.К. снова обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания с просьбой об исключении объекта недвижимости за 2020 год из указанного Перечня. Комиссия осуществила выезд на указанный объект и было составлено заключение о необходимости исключения объекта недвижимости из Перечня.

Представитель Правительства РСО-Алания - Гомосов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска. Считает, что Министерством государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания дан правильный ответ на ее обращение об исключении объекта недвижимости за 2018 и 2019 годы из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Представитель УФНС России по РСО-Алания - Дзоциева М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение вопроса оставила на усмотрение суда.

Административный истец Туаева Э.К., представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения сторон, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.150 КАС РФ.

Из письменных возражений представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания Мамиевой З.И. усматривается, что Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания №730 от 21 декабря 2020 года нежилое здание с кадастровым номером ... исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. При этом Туаевой Э.К. отказано в исключении указанного нежилого здания за 2018 и 2019 годы из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так как Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания не обладает полномочиями по исключению объектов из Перечня за прошедший год (налоговый период). В 2018-2019 годах от Туаевой Э.К. соответствующих заявлений не поступало. Просит в удовлетворении заявленных Туаевой Э.К. требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 33 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установлены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них
(подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2);

В силу ч.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В соответствии с ч.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.9 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п.2 ч.2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается налогообложение имущества физических лиц в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч.7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 ноября 2014 года №390 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания является уполномоченным органом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания №625 от 29 декабря 2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В указанный Перечень (пункт 249) включено нежилое здание с кадастровым номером ..., и принадлежащее Туаевой Э.К. на праве собственности.

Также Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания №754 от 28 декабря 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, куда включено указанное нежилое здание (пункт 249).

Поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество, оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются ее права как налогоплательщика, который вправе обратиться в суд с соответствующим административным иском.

Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п.9 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания №390 от 11.11.2014 года «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Положения о Министерстве государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от 23.06.2010г. №195, Министерство является органом, который на момент издания оспариваемых распоряжений обладало достаточной компетенцией для его принятия. Оспариваемые Распоряжения подписаны министром министерства государственного имущества и земельных отношений, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства РСО-Алания и Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемых распоряжений и факт официального опубликования нормативных правовых актов.

Административный орган в силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно выписке из ЕГРН от 19.05.2021 года, включенный в оспариваемые Перечни объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., имеет назначение - нежилое, наименование - производственное, расположен на земельном участке с кадастровым номером ... категория земель: земли населенных пунктов и с видом разрешенного использования – для содержания и эксплуатации строительно-монтажной базы, принадлежащий административному истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.03.2022 года.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, принадлежащее административному истцу, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, должно выясняться фактическое использование расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Согласно Протоколу заседания рабочей группы №3 от 14 декабря 2020 года по рассмотрению вопросов исключения объектов недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по заявлению Туаевой Э.К. принято решение об исключении вышеуказанного здания из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 30 декабря 2019 года №742.

Рабочей группой с выездом на место установлено, что здание с кадастровым номером ..., согласно выписке из ЕГРН имеет наименование: административное, назначение: нежилое. Указанный объект недвижимости фактически используется под сварочный цех, в связи с чем, не подпадает под действие ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания №730 от 21 декабря 2020 года внесены изменения в Распоряжение №742 от 30 декабря 2019 года, в приложении строка 242 признана утратившей силу.

Как установлено судом и не оспаривалось представителем административного ответчика, мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования на момент формирования Перечней на 2018 и 2019 годы административным ответчиком, в чьи обязанности это входит, не проводились.

Таким образом, ни фактическое использование здания, ни его предназначение, ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяют отнести объект недвижимости с кадастровым номером ...... к административно-деловому или торговому центру (комплексу), объекту общественного питания и (или объекту бытового обслуживания, в то же время, административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по представлению доказательств правомерности включения в оспариваемые Перечни вышеназванного здания.

При таких данных спорный объект недвижимости - нежилое здание, принадлежащее административному истцу, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018 - 2019 годы и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества на 2018-2019 годы недействующими со дня начала их действия, то есть с 1 января каждого налогового периода.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2473-О указано, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту. Это касается нормативных правовых актов, хотя и отмененных, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до их утраты.

Поэтому основным фактором, определяющим возможность оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск Туаевой Эммы Казбековны удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2018 года пункт 249 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 29 декабря 2017 года №625, в отношении нежилого здания с кадастровым номером ...

Признать недействующим с 01 января 2019 года пункт 249 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 28 декабря 2018 года №754, в отношении нежилого здания с кадастровым номером ...

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья К.Р.Кадзаев

Решение01.06.2022