ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-62/2022 от 18.07.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№3а-62/2022

10OS0000-01-2022-000109-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2022 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

с участием прокурора Мастакаловой В.А.

представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-62/2022 по административному иску публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» о признании не действующими в части постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28.12.2021 №201 «О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 года № 224» (далее – Постановление №201) и от 29.12.2021 №202 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год» (далее – Постановление №202),

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что административный истец (далее- Общество) в лице Карельского филиала является территориальной сетевой организацией (далее –ТСО) и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, применяет тарифы, установленные Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет). С целью установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и корректировке необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2022 год Общество в установленные сроки направило в Госкомитет соответствующее заявление с приложением обосновывающих документов, а также представило дополнительные материалы. Госкомитет 28.12.2021 и 29.12.2021 провел заседания правления по вопросу утверждения НВВ Общества на 2022 год и по вопросу утверждения единых (котловых) тарифов, соответственно (протоколы №№193,194), и принял тарифно-балансовое решение на 2022 год. Постановлением №201 установлена НВВ Общества в части содержания сетей на 2022 год в размере 3 799 060,63 тыс.руб. Постановлением №202 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год с использованием величины НВВ Общества в части содержания сетей в вышеуказанном размере и НВВ Общества в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 227559,21 тыс.руб. По мнению административного истца, НВВ Общества в части содержания сетей и НВВ Общества в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии установлены Госкомитетом в экономически необоснованном (заниженном) размере, поскольку при учете в НВВ вышеуказанных показателей нарушены положения п.2 ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.27,32,38,81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, п.9,11,50,51 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утв.Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э. Разногласия с Госкомитетом касаются показателя планового размера финансирования инвестиционной программы. Неправомерно Госкомитетом в качестве данного показателя использована величина амортизации основных средств, учтенная при установлении тарифов на 2020 год. Минэнерго России, утвердив инвестиционную программу Общества, определил приказом №24@ от 25.12.2020 плановый размер финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) без НДС в размере 286481,7 тыс. руб.. Этому и должен быть равен показатель. При установлении тарифа покупки технологических потерь Госкомитет не принял во внимание индикативную цену, установил указанный тариф расчетным методом, не обосновав законность такого подхода. Вышеуказанное привело к необоснованному занижению НВВ Общества на 2022 год на 195 425,52 тыс.руб., поскольку при расчете расходов, связанных с необходимостью корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы необоснованно исключена сумма в размере 91556,33 тыс.руб., при расчете НВВ Общества в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии не учтены экономически обоснованные расходы Общества в размере 103869,19 тыс.руб. Административный истец просит признать недействующими с даты принятия: 1)Постановление №201 в части величины НВВ на содержание электрических сетей Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» на 2022 год в размере 3 799 060,63 тыс.руб; 2) Постановление №202 в части подпунктов 1.1.1., 1.1.2,1.2 Приложения «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год», в части подпунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2 и столбцов «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» пункта 1 «Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» Приложения «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год».

Административный ответчик в отзыве на исковое заявление выразил несогласие с изложенными в нем доводами. Указал, что оспариваемый ПАО «МРСК Северо-Запада» нормативный правовой акт принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти в пределах установленных полномочий, форма и вид, в котором принят нормативный правовой акт, соответствует требованиям закона, порядок его опубликования и введения в действие соблюден. Предусмотренная п.9 Методических указаний №98-э корректировка НВВ, устанавливаемая на очередной расчетный период регулирования, может осуществляться по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за которые известны фактические значения параметров расчета тарифов, в связи в чем ссылка Общества на указанную норму некорректна исходя из существа заявленных требований. В рамках тарифного регулирования на 2022 год расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Карельского филиала за 2020 год выполнен Госкомитетом в соответствии с формулой (9) п.11 Методических указаний №98-э, величина корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы проиндексирована на индексы потребительских цен в соответствии с формулой (3) п.11 Методических указаний №98-э. Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы произведена согласно п.7 и п.32 Основ ценообразования, позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 №АКПИ19-174. Плановый размер амортизации на инвестиционные мероприятия был включен Госкомитетом на 2020 год в сумме 495772,49 тыс.руб., фактическое освоение денежных средств за счет амортизации, направленное на инвестиционные мероприятия, за 2020 год составило 113356,13 тыс.руб., тем самым, экономически необоснованные расходы Общества за 2020 год составили 382416,36 тыс.руб. Расходы на амортизацию на 2022 год был учтены Госкомитетом в соответствии с п.27 Основ ценообразования на основании данных об основных средствах, принадлежащих обществу на праве собственности или ином законном основании на 01.10.2021. Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Общества за 2020 год с учетом буквального трактования показателя не исключает необоснованные расходы и приводит к получению необоснованных доходов Общества, что противоречит п.7 Основ ценообразования и основным принципам государственного регулирования. Административный истец ошибочно определил показатель планового размера финансирования инвестиционной программы на 2020 год в размере 286481,70 тыс.руб. НВВ на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии в электрических сетях определена Госкомитетом в сумме 227559,21 тыс.руб., в т.ч., АО «ТНС энерго Карелия» - 227477,49 тыс.руб., ООО «Энергокомфорт.Карелия» - 81,72 тыс.руб. Единые (котловые) тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями №20-э/2 от 06.08.2004 в рамках предельных уровней тарифов. Госкомитетом 14.07.2021 были направлены в ФАС России предложения по установлению предельных уровней тарифов на 2022 год с ростом ставок на оплату технологических потерь электрической энергии в сетях со 2 полугодия 2022 года на 135,8% и 164,3% в минимальном и максимальном вариантах, соответственно. Однако ФАС России приказом от 16.12.2021 установил предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Республики Карелия на 2022 год, расчет которых выполнен с учетом максимального роста ставок на оплату технологических потерь электрической энергии в электрических сетях со 2 полугодия 2022 года на 104,7%. Тем самым в условиях ограничения темпов роста предельного уровня тарифов, Госкомитет не мог учесть экономически обоснованные расходы Общества на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях в полном объеме. Также Госкомитет был лишен возможности в согласовании решения на уровне выше максимального, поскольку приказ ФАС России издан 16.12.2021, в то время как расчет тарифов на 2022 год должен был быть представлен Госкомитетом до 13.12.2021 (пп.8 п.3 Порядка согласования, утв.приказом ФАС России от 08.11.2019 №1483/19).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы административного иска поддержала.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании по иску возражал по изложенным в отзыве на иск доводам.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебных заседаниях допрошены свидетели (...).

Заслушав явившихся лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – МУ №98-э).

Закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике предусматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также устанавливает такие принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (ст.ст. 20, 23).

В соответствии со ст.23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничном рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (п.4); предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации (п. 6).

На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (п.4 ст.23.1, п.3 ст.24 Закона об электроэнергетике).

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

В соответствии с установленной компетенцией Госкомитет постановлением от 29.12.2017 №224 установил долгосрочные параметры регулирования для Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2018-2022 гг. и НВВ на долгосрочный период (без учета оплаты потерь) на 2018-2022гг.

С целью установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и корректировки НВВ на 2022 год Обществом направлено соответствующее заявление с приложением документов, поступило в Госкомитет 29.04.2021.

Госкомитетом 28-29.12.2021 проведены заседании правления, по результатам которых Постановлением №201 установлена НВВ Общества в части содержания сетей на 2022 год в размере 3799060,63 тыс.руб., Постановлением №202 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год с использованием величины НВВ Общества в части содержания сетей в вышеуказанном размере и НВВ Общества в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 227559,21 тыс.руб. Указанные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29.12.2021.

Данные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.

По существу заявленных требований административного истца суд приходит к следующему.

Из протоколов заседания правления Госкомитета №193 от 28.12.2021 и №194 от 29.12.2021 и заключений экспертной группы Госкомитета от 28.12.2021 следует, что корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы учтена в размере -422791,88 тыс.руб., НВВ в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии – в размере 227559,21 тыс.руб.

Как следует из п.38 Основ ценообразования, п.5 и п.9 Методических указаний №98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом НВВ регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.

Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (п.2 Основ ценообразования).

Согласно формуле 2 п.11 МУ №98-э НВВ в части содержания электрических сетей рассчитывается с учетом расходов ( Вi ), определяемых в соответствии с формулой 3, которой предусмотрено, что

, где

- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в п.9 МУ №98-э, а также расходы в соответствии с п.10 МУ №98-э (тыс. руб.).

- корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта)

Ii - индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;

- индекс потребительских цен, определенный на i-1 год

Формулой 9 п.11 МУ №98-э определяется величина ВiкоррИП :

(9), где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

При j=l используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10% и не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.

- индекс потребительских цен, определенный на i-1 год;

Кнад - коэффициент корректировки необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества оказываемых услуг в году i, осуществляемой в соответствии с Основами ценообразования, и определяемый в процентах.

- учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абз.2 п.39 Основ ценообразования.

Из экспертного заключения от 20.12.2021 следует, что при расчете корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифа определена в размере 495 772,249 тыс.руб.,

- в аналогичном размере учтен плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющий собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на 2020 год до его начала, за счет собственных средств,

- в размере 113356,13 тыс.руб. – объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющий собой совокупность инвестиционных проектов утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на 2020 год до его начала, за счет собственных средств.

Тем самым, Госкомитет в размере 495 772,249 тыс.руб. учел показатели как, так и.

В связи с изложенным корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год с учетом индексов потребительских цен на 2021-2022гг. произведена Госкомитетом и составила -422791,88 тыс.руб.

Как следует из материалов дела размер финансирования инвестиционной программы Общества на 2020 год определен Минэнерго России приказом №24@ от 25.12.2020 за счет амортизации основных средств в размере 286481,7 тыс.руб. (учтено в тарифах по виду деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии» - п.1.2.1.3 раздела 3 приложения №7.3).

Согласно формуле 9 показатель определяется как результат суммирования () произведений расчетной величины собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенной при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения, и разности между отношением планового размера финансирования () к объему фактического финансирования () инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) без НДС, и единицей (1), за вычетом учтенной при расчете тарифов на (i-1) год корректировки необходимой валовой выручки на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев ().

В соответствии с п.32 Основ ценообразования, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Согласно п.27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (абз.2).

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год (абз.4).

На основании действующего законодательства амортизационные отчисления представляют собой перенос стоимости основного средства на выпускаемую продукцию в течение срока эксплуатации такого основного средства. Главная цель амортизации заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов.

Расходы на амортизационные отчисления являются экономически обоснованными вне зависимости от учета их в качестве источника финансирования инвестиционной программы; расходы на амортизацию основных средств учитываются в составе неподконтрольных расходов в определенном п.27 Основ ценообразования порядке.

Принимая во внимание, что приказом Минэнерго России № 24@ от 25.12.2020 в качестве источника финансирования мероприятий инвестиционной программы определено 286481,1 тыс.руб., а не вся сумма амортизационных отчислений, подлежащая учету в составе НВВ (495772,49 тыс.руб.), суд приходит к выводу, что в качестве планового источника финансирования инвестиционной программы Госкомитет неправомерно определил всю сумму амортизационных отчислений и исключил из НВВ Общества часть амортизационных отчислений, рассчитанных на основании данных бухгалтерского учета по самостоятельной неподконтрольной статье расходов, через корректировку НВВ в связи с неисполнением инвестиционной программы.

Постановлением Госкомитета №202 от 29.12.2021 Обществу установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 г.

В приложении к Постановлению №202 в разделе «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год» указаны ТСО, НВВ которых учтена при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, а также указана абсолютная величина технологических потерь этих территориальных сетевых организаций, учтенная при регулировании. Совокупная величина технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Госкомитетом учтена на 2022 года в размере 521,19 млн.кВт.ч..

Согласно протоколу заседания правления Госкомитета №194 (приложение №2) совокупная НВВ всех ТСО региона на покупку технологических потерь утверждена в размере 722548,34 тыс.руб., затраты Карельского филиала на покупку потерь с 2022 году в размере 227559,21 тыс.руб., при этом абсолютная величина технологических потерь в размере 293,84 млн.кВт.ч.

Приложением №3 к протоколу заседания Правления Госкомитета №194 затраты прочих ТСО на покупку потерь в 2022 году рассчитаны в общем размере 494989,13 тыс.руб., абсолютная величина технологических потерь учтена в размере 293,84 млн.кВт.ч.

При этом суд считает произведенный Госкомитетом расчет противоречащим требованиям действующего законодательства.

Установление единых (котловых) тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с п.81 Основ ценообразования.

Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год (абз.1); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы (абз.4).

Таким образом, законодательно установленный порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям предусматривает наличие предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на данные услуги.

Указанное направлено на одновременное соблюдение принципов экономической обоснованности затрат и тарифов и баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Республика Карелия включена в Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 №29.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 534 на период с 1 июля 2018 года до даты, предусмотренной пунктом 6 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», на территориях ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков, указанных в приложении № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, ставка на содержание электрических сетей и ставка на оплату потерь электрической энергии единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и их предельные уровни устанавливаются на первое полугодие соответствующего периода регулирования на уровне не ниже соответствующих ставок и их предельных уровней, действующих по состоянию на 31 декабря предшествующего периода регулирования.

Согласно абз.14 и 16 п.81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, определяется на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона "Об электроэнергетике", по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Тем самым, действующее законодательство допускает возможность установления тарифов выше или ниже их предельных уровней.

Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2022 год, утверждены приказом ФАС России от 16.12.2021 №1428/21.

Тариф покупки потерь устанавливается регулирующим органом в соответствии с п.50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 и рассчитывается исходя из: стоимости единицы электрической энергии; сбытовой надбавки; услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с приказом ФАС России от 16.12.2021 №1428/21 стоимость единицы электрической энергии для расчета тарифа покупки технологических потерь по сетям Карельского филиала Общества в 2022 году составит в первом полугодии 1125,47 руб../МВт.ч, во втором полугодии 1177,99 руб./МВт.ч.

Сбытовые надбавки, учитываемые при расчете тарифа, АО «ТНС энерго Карелия» и ООО «Энергокомфорт».Карелия» утверждены в первом и втором полугодии 2022 года постановлением Госкомитета от 24.12.2021 №196.

Стоимость услуг ОАО «АТС» утверждена приказом ФАС России от 16.12.2021 №1425/21, стоимость услуг системного оператора (АО «СО ЕЭС») – приказом ФАС России от 14.12.2021 №1413/21. Протоколом заседания Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» №11/2021 от 24.05.2021 утверждена стоимость услуг ЗАО «ЦФР».

Госкомитет в нарушение приказа ФАС России от 16.12.2021 №1428/21 при установлении тарифа покупки потерь не принял во внимание индикативную цену, установил указанный тариф расчетным методом, не обосновав законность такого подхода.

Нарушен Госкомитетом и п.51 Методических указаний №20-э/2, регулирующий порядок расчета одноставочного котлового тарифа, поскольку применена необоснованно (заниженная) ставка на оплату технологического расхода (потерь).

Как указано выше, действующее законодательство допускает возможность установления тарифов выше или ниже их предельных уровней.

При этом должно быть соблюдено требование ст.23.1 Закона об электроэнергетике о предварительном согласовании принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о выходе за предельные уровни тарифов с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с абз.2 п.7 ст.23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержден Приказом ФАС России от 08.11.2019 №1483/19.

Документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абз.7 п.60 Основ ценообразования (п.8 Порядка согласования).

В соответствии с абз.7 п.60 Основ ценообразования балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.

Доводы административного ответчика о том, что у Госкомитета отсутствовала возможность согласовать превышение предельных тарифов, так как приказ ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» поступил только 16.12.2021, судом отклоняются.

Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2022 год утвержден 23.11.2021 приказом ФАС России №1299/21-ДСП.

Именно после принятия балансовых решений Госкомитету следовало обратиться в ФАС России за согласованием установления тарифов выше максимального; процедура обращения за согласованием соответствующего решения в любом случае должна предшествовать моменту принятия последующего решения об установлении тарифа.

Вместе с тем, Госкомитетом не было предпринято соответствующих действий. Из материалов дела следует, что регулирующие органы ряда субъектов РФ направляли соответствующие заявления о согласовании тарифных решений на 2022 год выше максимальных в течение декабря 2021 года, которые ФАС России были согласованы.

Следует отметить, что предельные уровни тарифов (проекты) были опубликованы на официальном сайте ФАС России 02.12.2021.

По мнению суда, Госкомитет, являясь профессиональным участником отношений в сфере тарифного регулирования, с целью соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не был лишен возможности обратиться за согласованием превышения предельных уровней тарифов в установленном порядке в двадцатидневный срок со дня принятия ФАС России балансовых решений.

Суд отмечает, что в нарушение Правил, ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Правления Госкомитета не указано какие именно расходы исключены из экономически обоснованного размера НВВ, отсутствует расчет указанных расходов, методология их определения.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части Постановления №201 и №202 нарушают права Общества на установление экономически обоснованных цен (тарифов). Указанные нормативные правовые акты не соответствуют требованиям ст.23 Закона об электроэнергетике, п.п.27,32,38,81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п.9 и п.11 МУ №98-э, п.50 и п.51 МУ №20-э/2, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Суд полагает необходимым в связи с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части возложить на орган регулирования обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими.

Исходя из положений п.38 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которых реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

На основании положений ст.111 КАС РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» удовлетворить.

Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от

28.12.2021 №201 «О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 года № 224» в части величины НВВ на содержание электрических сетей Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» на 2022 год в размере 3799060,63 тыс.руб.; и от 29.12.2021 №202 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год» в части подпунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2 Приложения «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год», в части подпунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2 и столбцов «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» пункта 1 «Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» Приложения «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2022 год».

Возложить на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими.

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4500 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение составлено 22.07.2022