ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-62/2023 от 14.11.2023 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-62/2023

УИД 12OS0000-01-2023-000070-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 14 ноября 2023 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

представителя административного истца Мошкова Д.С.,

представителя Правительства Республики Марий Эл Горчаковой И.Н.,

представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Смирновой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцева Д. Г. о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021-2023 годы»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021-2023 годы» (далее - постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319), утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021-2023 годы (далее – Документ планирования), которое согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 вступило в силу 28 августа 2021 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года (Том 1, л.д. 50-55).

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф 17 августа 2021 года, № опубликования 17082021040256 (Том 1, л.д. 68).

Приложением к Документу планирования является Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» с 1 апреля 2022 года (далее – Перечень маршрутов, подлежащих отмене) – Том 1, л.д. 56-58.

Пунктом 12 Перечня муниципальных маршрутов, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола», предусмотрен маршрут №7к «Вокзал – Новый лесхоз» по основанию оптимизации маршрутной сети (Том 1, л.д. 57).

Кудрявцев Д.Г., являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществлявший перевозки пассажиров автобусами на основании лицензии и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 7к «Вокзал – Новый лесхоз», обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 12 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, в соответствии с которым с 1 апреля 2022 года отменен и исключен из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» маршрут № 7к по основанию оптимизации маршрутной сети (Том 1, л.д. 1-5, 215).

В обоснование предъявленных требований Кудрявцев Д.Г. указал, что отмена муниципального маршрута № 7к «Вокзал – Новый лесхоз», по которому им осуществлялась перевозка пассажиров и багажа, произведена с нарушением действующего законодательства, в частности Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ), которым запрещена отмена маршрута до истечения срока действия свидетельства на осуществление регулярных перевозок. Срок действия свидетельства, выданного административному истцу, заканчивался 16 мая 2022 года, а отмена маршрута осуществлена с 1 апреля 2022 года. Кроме того, отмена маршрута осуществлена фактически произвольно. Явившаяся основанием для отмены спорного маршрута аналитическая справка Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл содержит лишь справочную информацию о состоянии маршрутной сети города, ничем не обоснованную. Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией «ВЭБ.РФ», на момент вынесения оспариваемого постановления не исполнялось. Данные факты установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Марий Эл по ранее рассмотренному делу №3а-6/2023 в отношении иных маршрутов.

В письменном отзыве Правительство Республики Марий Эл приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку процедура принятия нормативного правового акта соблюдена, нарушения прав административного истца отсутствуют (Том 1, л.д. 43-49).

В письменных возражениях и дополнениях к ним Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл также приводит доводы о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с отсутствием нарушений прав административного истца (Том 1, л.д. 126-133, 171-173).

Административный истец Кудрявцев Д.Г., заинтересованное лицо ИП Деревцов Д.А., представители заинтересованных лиц администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

При таких обстоятельствах с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Мошкова Д.С., поддержавшего доводы административного иска, представителя Правительства Республики Марий Эл Горчаковой И.Н., возражавшей против удовлетворения административного иска по доводам представленного отзыва, представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Смирновой В.Э., поддержавшей позицию изложенную в письменных возражениях и дополнениях к ним, просившую в иске отказать, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей, что имеются основания для признания недействующим оспариваемого положения нормативного правового акта, исследовав материалы рассматриваемого административного дела, а также административного дела №3а-6/2023, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в оспариваемый нормативный правовой акт после его принятия вносились следующие изменения:

- постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2022 года №129 оспариваемый пункт 12 дополнен указанием на срок его отмены «до 1 апреля 2022 года» (ранее срок отмены «до 1 апреля 2022 года» был указан в тексте Документа планирования), опубликовано 18 марта 2022 года – Том 1, л.д. 67-70, 80;

- постановлениями Правительства Республики Марий Эл: от 10 октября 2022 года №426, опубликовано 11 октября 2022 года (Том 1, л.д. 81-82, 92); от 25 апреля 2023 года №191, опубликовано 25 апреля 2023 года (Том 1, л.д. 93-95, 103); от 20 июня 2023 года №269, опубликовано 20 июня 2023 года (Том 1, л.д. 104-106, 113) вносились изменения, которыми изменялись сроки отмены иных маршрутов регулярных перевозок.

Исходя из заявленных административным истцом требований, на рассмотрении которых настаивал представитель в судебном заседании, предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является только пункт 12 Перечня муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» с 1 апреля 2022 года, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021-2023 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец Кудрявцев Д.Г. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности – регулярные перевозки пассажиров сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, имеет лицензию <№> на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами, выданную 5 июня 2019 года Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу (Том 1, л.д. 18-27). На основании свидетельства серии <№>, выданного администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», в период с 16 мая 2017 года по 16 мая 2022 года имел право на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок №7к (Том 1, л.д. 28).

Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Учитывая, что административный истец в установленном законом порядке осуществлял перевозку пассажиров и багаж по муниципальному маршруту регулярных перевозок 7к «Вокзал – Новый лесхоз», в отношении которого оспариваемым пунктом нормативного правового акта установлен срок отмены по причине оптимизации маршрутной сети, то он в силу указанной нормы КАС РФ наделен правом на подачу административного иска об оспаривании нормативного правового акта в части, указанной в иске.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемые нормы не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.

Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок установлено статьей 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, согласно которой законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2). Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5).

В силу частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений данного Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципальными нормативными правовыми актами. Муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 – 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 указанного Федерального закона). Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3 статьи 12 указанного закона). Муниципальный маршрут регулярных перевозок считается отмененными со дня исключения сведений о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).

Пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ установлено, что документ планирования регулярных перевозок – это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально-экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.

На основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений данного Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Исходя из положений пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшей на момент принятия оспариваемого положения нормативного правового акта), части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года № 47-З установлено, что Правительство Республики Марий Эл осуществляет полномочия по организации регулярных перевозок, возлагаемые Федеральным законом на органы местного самоуправления муниципального образования, непосредственно или через уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2020 года № 482 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2021 года № 13 утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок, которым предусмотрено, что подготовка документа планирования и изменений в документ планирования осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, документ планирования утверждается постановлением Правительства Республики Марий Эл (пункт 4).

Документ планирования устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл (далее - муниципальные маршруты), который включает мероприятия, в том числе по установлению, изменению и отмене муниципальных маршрутов (пункт 5).

В случае включения в документ планирования мероприятия по отмене муниципального маршрута в документе планирования указывается дата исключения сведений о муниципальном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл (далее – реестр муниципальных маршрутов) (пункт 6).

Подготовка документа планирования осуществляется на основании проводимого Министерством на постоянной основе анализа действующей сети муниципальных маршрутов, а также предложений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, владельцев автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам (далее – предложения к документу планирования). Предложения к документу планирования с обоснованием необходимости их включения в документ планирования направляются в Министерство в срок, указанный в информационном сообщении Министерства о начале подготовки документа планирования, которое размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития рекомендовано предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации.

В целях реализации Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которым установлены рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

9 ноября 2020 года состоялось заседание Главы Республики Марий Эл и руководителей Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по вопросу модернизации и комплексного развития общественного транспорта г. Йошкар-Олы, по результатам которого создана межведомственная рабочая группа с участием представителей государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по подготовке и реализации проектов модернизации и развития общественного транспорта в г. Йошкар-Оле (Том 1, л.д. 237).

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года № 292 «О некоторых вопросах в сфере организации транспортного обслуживания пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», вступившим в силу с 1 января 2021 года, установлено, что в целях организации и повышения качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, следует применять уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р, а также учитывать уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, при разработке документа планирования регулярных перевозок (Том 1, л.д. 242).

Исходя из указанного правового регулирования, отмена уполномоченным органом государственной власти муниципальных маршрутов регулярных перевозок не может быть произведена произвольно, без проведения анализа объективной необходимости отмены действующих маршрутов.

Правильность такого вывода подтверждается сложившейся судебной практикой по рассмотрению аналогичных споров, в том числе при рассмотрении требований перевозчиков, осуществлявших перевозки багажа и пассажиров по иным маршрутам регулярных перевозок, включенных в оспариваемый Документ планирования.

Также суд принимает во внимание позицию Конституционно Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 29 января 2004 года № 2-П, от 17 июня 2013 года № 13-П, от 15 февраля 2019 года № 10-П и др.), при этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 25 июня 2015 года № 17-П, от 19 апреля 2018 года № 16-П, от 20 июля 2018 года № 34-П, от 28 февраля 2019 года № 13-П и др.).

Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года № 19-П «По делу о проверке конституционности статьи 981 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Горизонт»).

Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина»),

Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы документа планирования регулярных перевозок, изменение в документе планирования регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок, в том числе и в части отмены маршрутов регулярных перевозок, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым, объективно необходимым и при этом не являться произвольным.

Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти документа планирования регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года № 225-0.

Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом, возможности предоставления заинтересованным лицам переходного периода в целях адаптации к вносимым изменениям, что создало бы угрозу нарушения нормального режима хозяйствования субъектов данной сферы деятельности.

В качестве довода о необходимости отмены муниципального маршрута 7к, включенного в Документ планирования регулярных перевозок, Правительство Республики Марий Эл и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ссылаются на аналитическую справку Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 18 марта 2021 года о состояния маршрутной сети города Йошкар-Олы, на соглашение о сотрудничестве от 2 июня 2021 года, заключенное между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и государственный контракт от 25 июня 2021 года, заключенный между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и ООО «ДОРНАДЗОР».

Аналитическая справка Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 18 марта 2021 года о состояния маршрутной сети города Йошкар-Олы содержит только не подтвержденную иными доказательствами справочную информацию по существующей транспортной сети города Йошкар-Олы с указанием на задублированность существующих муниципальных маршрутов, необходимости формирования новой маршрутной сети, приоритетность троллейбусных маршрутов, без указания на то, на основании анализа каких данных сделаны выводы о необходимости отмены существующих муниципальных маршрутов и установления новых, а также учитывались ли при этом уровень, показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, предусмотренные Социальным стандартом (Том 1, л.д. 244-245). Справка составлена сотрудниками Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

Соглашение о сотрудничестве от 2 июня 2021 года, заключенное между Правительством Республики Марий Эл и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (Том 1, л.д. 238-241), на момент утверждения Документа планирования регулярных перевозок сторонами не исполнялось, что не опровергнуто материалами дела.

Научно-исследовательская работа «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола», выполненная ООО «ДОРНАДЗОР» на сновании государственного контракта от 25 июня 2021 года, заключенного с Министерством (Том 2, л.д. 1-22), не могла быть учтена при разработке и утверждении Документа планирования, поскольку получена административным ответчиком после его утверждения. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года по делу №3а-6/2023 (Том 2, л.д. 23-39).

Представленные в материалы дела жалобы граждан о ненадлежащем выполнении Кудрвцевым Д.Г. своих обязательств по перевозке пассажиров и багажа по маршруту №7к в силу положений действующего законодательства не могли повлечь безусловную отмену муниципального маршрута. В данном случае наступают иные правовые последствия для перевозчика. Кроме того, согласно Документу планирования основанием для отмены муниципального маршрута 7к явилась оптимизация маршрутной сети.

Наличие в настоящее время действующего межмуниципального маршрута №14с «Железнодорожный вокзал – сады Аэрофлотовец-2» (л.д. 146 оборот, 186-204), частично дублирующего маршрут 7к, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований при установленном факте не соответствия оспариваемого положения нормативного правового акта федеральному законодательству.

В нарушение положений части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность и объективную необходимость отмены уполномоченным органом государственной власти муниципального маршрута регулярных перевозок на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что отмена муниципального маршрута в данном случае фактически направлена на оценку вопроса о целесообразности принятия нормативного правового акта, что является исключительной компетенцией административного органа, не состоятельны в силу следующего.

Из разъяснений высшей судебной инстанции, приведенных в подпункте «а» пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к их исключительной компетенции этого органа или должностного лица.

Материалами дела подтверждается, что фактически отмена муниципального маршрута регулярных перевозок №7к (пункт 12) Правительством Республики Марий Эл при принятии постановления от 17 августа 2021 года № 319 и утверждении Документа планирования регулярных перевозок была произведена произвольно, без анализа объективной необходимости отмены существующего маршрута, что нарушает права и законные интересы административного истца Кудрявцева Д.Г., осуществлявшего предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа по указанному маршруту. В данном случае вывод суда о произвольной отмене муниципального маршрута обусловлен отсутствием доказательств объективной необходимости отмены муниципального маршрута на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и не связан с вопросом о целесообразности его принятия органом, в связи с чем не является вмешательством в компетенцию административного органа.

Такой подход к разрешению спора соответствует приведенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Кудрявцева Д.Г. о признании недействующим пункта 12 Перечня маршрутов, подлежащих отмене, как не соответствующих части 4 статьи 2, статье 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.

В силу пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.

При определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт в оспариваемой части, суд исходит из следующего.

В силу пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 оно вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.

В абзаце 1 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого следует признать оспариваемую часть нормативного правового акта недействующей, суд, руководствуясь положениями статьи 215 КАС РФ и приведенными выше разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, обстоятельствами настоящего дела, приходит к выводу о признании его недействующим в части со дня принятия нормативного правового акта, поскольку признание его недействующим с иной даты не приведет к восстановлению прав административного истца, действие свидетельства на перевозку которого прекращено 16 мая 2022 года.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу Кудрявцева Д.Г. подлежит взысканию уплаченная им при подаче административного иска государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 9).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействующим пункт 12 Перечня муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» с 1 апреля 2022 года, являющегося приложением к Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021-2023 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319, со дня принятия указанного нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Правительства Республики Марий Эл в пользу Кудрявцева Д. Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение суда принято 23 ноября 2023 года.