УИД 92OS0000-01-2023-000048-23
Дело 3а-62/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июня 2023 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Кондрак Н.И., при секретаре Марушевской Т.В., с участием прокурора Махини В.В., представителей: административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки города Севастополя ФИО3, Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Куку А.Т., Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Декор» к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части, -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Специализированный застройщик «Декор» обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать постановление Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана» не действующим в части земельного участка с кадастровым номером №, в отношении которого не отражен градостроительный регламент, предусматривающий основные виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка, код 2.6), хранение автотранспорта (код 2.7.1), предусмотренные постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года и протоколом публичных слушаний №1 от 29 июля 2022 года, обязать Правительство Севастополя внести изменения в постановление Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года в соответствии с результатами публичных слушаний согласно протокола №1 от 29 июля 2022 года и привести его в соответствие с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года.
В обоснование иска указывает, что на основании договора, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный истец приобрел на праве аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6), хранение автотранспорта (код 2.7.1). ДД.ММ.ГГГГ, до утверждения Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, административный истец, а также другие заинтересованные лица обратились в установленном законом порядке в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Севастополя с просьбой внести в проект Постановления №730-ПП изменения - привести его в соответствие с ранее утвержденной градостроительной документацией «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега, расположенной в городе Севастополе» для земельного участка с кадастровым номером №. По результатам публичных слушаний предложения административного истца и заинтересованных лиц были поддержаны, в том числе с учетом постановления Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года с отражением указанных сведений в протоколе №1 от 29 июля 2022 года. В частности, согласно заключения от 05 сентября 2022 года по результатам публичных слушаний разработчику было рекомендовано привести проект Постановления №730-ПП в соответствие с утвержденной документацией по планировке территории, а также при доработке проекта ПЗЗ провести дополнительный анализ территориальных зон с учетом актуальных сведений из ЕГРН, возможность изменения территориальной зоны определять исходя из наличия зон с особыми условиями использования территории, сведений об объектах культурного наследия и ограничений, установленных земельным и иным законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступили из Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя сведения, согласно которых земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне рекреационно-курортных объектов Р-5/Г/-/40 и в государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД) на основании постановления Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года внесены следующие виды разрешенного использования: 3.1.1 - предоставление коммунальных услуг; 3.7.1 - осуществление религиозных обрядов; 3.7.2 - религиозное управление и образование; 4.9 - служебные гаражи; 5.1.7- спортивные базы; 5.3 - охота и рыбалка; 5.5 - поля для гольфа или конных прогулок. В тоже время виды разрешенного использования, утвержденные постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года, в ГИСОГД внесены не были. Полагает, что постановление Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года в нарушение протокола публичных слушаний не было приведено в соответствие с ранее утвержденной градостроительной документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года и в оспариваемой части принято без правовых оснований и с нарушением законных прав и интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца иск поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя и заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти в пределах его компетенции, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана (далее, в том числе – Правила землепользования и застройки, постановление Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП), включающие порядок применения Правил землепользования и застройки; градостроительные регламенты; карты градостроительного зонирования.
Согласно Приложению № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП – «Карта градостроительного зонирования. Границы территориальных зон», земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, № и №, принадлежащие административному истцу, отнесены к зоне природно-ландшафтных территорий (Р-5/Г/-/15).
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – Губернатором города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с пунктом 2 данного постановления, оно вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Как указывает истец, он истец, как арендатор указанного выше земельного участка, в отношении которого Правилами землепользования и застройки установлена зона природно-ландшафтных территорий (Р-5/Г/-/15), является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Севастополя на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования части территории города Севастополя, расположенной в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, здесь и далее по тексту – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 63 ГрК РФ градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статей 63 указанного кодекса.
Так, правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 4.1 статьи 63 ГрК РФ).
Исходя из названных норм, а также положений части 2 статьи 31, статей 24, 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее – Устав города Севастополя, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), части 1 статьи 23 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон о Правительстве Севастополя, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Правительство Севастополя, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Севастополя и в пределах своих полномочий: разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя, статьями 6, 7 Закона о Правительстве Севастополя, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Частями 1, 2, 3 статьи 8 Закона о Правительстве Севастополя установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.
При этом, принятие Правил землепользования и застройки осуществлено Правительством Севастополя в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС и в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2021 г. № 565-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20 декабря 2016 г. № 1000-ПП (действующей на момент разработки Правил землепользования и застройки).
Цели разработки правил землепользования и застройки, состав, содержание, а также процедура их подготовки и утверждения регламентированы статьями 30-38 ГрК РФ.
Так, в соответствии с частями 12 и 13 статьями 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не более одного месяца со дня опубликования такого проекта.
В силу статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Процедура проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки регламентирована частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ, а также Законом города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-ЗС «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе».
В соответствии с установленной процедурой Правительством Севастополя принято постановление от 25 декабря 2015 г. № 1317-ПП «О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя», которым в том числе утверждено Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее – Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки), а также Порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Судом установлено, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту указанного нормативного правового акта опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 2 июня 2022 г. № 62 «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Севастополя» с 3 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проведены публичные слушания по указанному проекту нормативного правового акта.
Так в соответствии со статьей 8 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-ЗС «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе» Департаментом архитектуры и градостроительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было организовано проведение экспозиции проекта Правил землепользования и застройки.
Собрания участников публичных слушаний по проекту ПЗЗ прошли в каждом внутригородском муниципальном образовании города Севастополя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Материалы, размещенные на официальных сайтах Правительства Севастополя и Департамента, а также представленные на экспозициях, по содержанию соответствовали требованиям, установленным частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 13 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-3C «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной в городе Севастополе».
Все поступившие предложения и замечания, поданные в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, направленные с использованием портала, внесенные на экспозициях, прозвучавшие на собраниях участников публичных слушаний, а также изложенные в опросных листах, включены в протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ№, а в последующем рассмотрены Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, одной из задач которой является внесение изменений в Правила землепользования и застройки по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 21 статьи 5.1 ГрК РФ на основании протокола публичных слушаний Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было подготовлено Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (деле, в том числе – Заключение), которое было опубликовано на официальном сейте Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет..
На странице 794 Заключения под пунктом 3327 указано обращение ООО «СЗ «Декор», согласно которого «ООО «Специализированный застройщик «Декор» как арендатор земельного участка с кадастровым номером № на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ просит Департамент внести в проект правил землепользования и застройки города Севастополя изменения - привести в соответствие с раннее утвержденной градостроительной документацией по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега, расположенной в городе Севастополе» градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером №, предусматривающий основные виды разрешенного использования:
- Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6);
- Хранение автотранспорта (код 2.7.1).
Комиссией рекомендовано: «Проект ПЗЗ актуализирован на основе данных выполненного анализа территории города Севастополя, анализа существующей градостроительной ситуации, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя. Разработчику при доработке проекта ПЗЗ рекомендовано провести дополнительный анализ территориальных зон с учетом актуальных сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Возможность изменения территориальной зоны определять исходя из наличия зон с особыми условиями использования территории, сведений об объектах культурного наследия и ограничений, установленных земельным и иным законодательством».
На странице № Заключения под пунктом № указано обращение №/Д «Учесть ЗУ № в зоне, предусматривающей ВРИ код 2.6, 2.7.1». Рекомендации Комиссии «Привести в соответствие с утвержденной документацией по планировке территории».
На странице № Заключения под пунктом № указано обращение № «КН: №. Перевод из зоны Р-5/Г/-/28. Рекомендации Комиссии «Привести в соответствие с утвержденной документацией по планировке территории».
При таких обстоятельствах, участие граждан, проживающих на территории, в отношении которой подготовлены Правила землепользования и застройки, правообладателей находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названного проекта, в том числе истца, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.
Кроме того, проект Правил землепользования и застройки был согласован со всеми главами внутригородских муниципальных образований – Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, с уполномоченными органами исполнительной власти города Севастополя, а также с Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, утвержденным приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№, и с Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя. Каких-либо замечаний от указанных органов исполнительной власти и должностных лиц к проекту Правил землепользования и застройки, в том числе к границам защитных зон и зон охраны объектов культурного наследия, не поступило.
Также Департаментом экономического развития города Севастополя в соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя» дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления правительства Севастополя «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана», согласно которому: процедура оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдена; в проекте акта отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, способствующие ограничению конкуренции, в том числе приводящие к невозможности исполнения субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности возложенных на них обязанностей; в проекте акта отсутствуют положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; в проекте акта отсутствуют положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и из норм приведенного законодательства, с целью реализации государственных федеральных и региональных программ развития города Севастополя и градостроительной деятельности в городе Севастополе, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом – Правительством Севастополя в пределах компетенции, в установленной форме, надлежащим образом доведено до всеобщего сведения, процедура проведения публичных слушаний, процедура оценки регулирующего воздействия и процедура его принятия соблюдены, что не оспаривалось административным истцом.
Так же как установлено судом, Постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП фисташки туполистные, произрастающие в районе бухты Круглая Гагаринского муниципального округа Гагаринского района города Севастополя, объявлены памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая», а территория, занимаемая им - особо охраняемой природной территорией регионального значения площадью 5,97 га (далее – Постановление № 160-ПП).
Согласно раздела VII Постановления № 160-ПП, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территории памятника природы.
Разделом VI Постановления № 160-ПП установлен режим особой охраны территории памятника природы. Так, согласно пункта 6.1 на территории памятника природы запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе строительство, размещение объектов капитального строительства, за исключением строительства, размещения линейных объектов в рамках благоустройства; образование земельных участков с видами разрешенного использования, не соответствующими указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, а также изменение видов разрешенного использования земельных участков на виды разрешенного использования, не соответствующие указанным в пункте 6.3 настоящего Положения; предоставление земельных участков под застройку и так далее.
В соответствии с частью 3 ст. 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Статья 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) устанавливает, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В соответствии с ч. 14 ст. 2 Закона № 33-ФЗ основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Согласно части 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Нарушение своих прав административный истец связывает с установлением в границах земельного участка с кадастровым номером 91:026001002:1236 территориальной зоны природно-ландшафтных территорий Р-5/Г.
Оспариваемое административным истцом Приложение № 1 к ПЗЗ представляет собой карту градостроительного зонирования. Границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования границы территориальных зон установлены по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, внутригородских муниципальных образований города Севастополя, естественным границам природных объектов, иным границам.
В пределах территориальных зон правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В соответствии со ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, который устанавливается в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Градостроительный регламент в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, устанавливает:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Применительно к каждой территориальной зоне в составе градостроительного регламента установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования (допустимые только при наличии разрешения, полученного в соответствии со ст. 39 ГрК РФ);
вспомогательные виды разрешенного использования (допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними).
В соответствии с ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером № входит в территориальную зону природно-ландшафтных территорий Р-5/Г.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для зон природно-ландшафтных территорий Р-5/Г, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зон индивидуального жилищного строительства установлены Таблицей 140 ПЗЗ.
Основные виды разрешенного использования земельных участков для названной территориальной зоны: «Предоставление коммунальных услуг», «Природно-познавательный туризм», «Связь», «Размещение автомобильных дорог», «Охрана природных территорий», «Историко-культурная деятельность», «Использование лесов», «Резервные леса», «Общее пользование водными объектами», «Гидротехнические сооружения», «Земельные участки (территории) общего пользования», «Улично-дорожная сеть», «Благоустройство территории». Как указано выше, размещение в указанной территориальной зоне многоэтажных многоквартирных жилых домов не предусмотрено.
Судом установлено, что проект ПЗЗ подготовлен на основе данных анализа существующей градостроительной ситуации, действующего законодательства, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя.
Согласно части 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Исходя из вышеизложенного, несостоятельны доводы иска о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта требованиям закона, поскольку виды разрешенного использования, утвержденные постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года, в ГИСОГД внесены не были, постановление Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года в нарушение протокола публичных слушаний не было приведено в соответствие с ранее утвержденной градостроительной документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Правительства Севастополя №715-ПП от 25 октября 2018 года и в оспариваемой части принято без правовых оснований и с нарушением законных прав и интересов административного истца как основанные на неверном толковании норма материального права.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра имеет вид разрешенного использования «туристическое обслуживание» (код 5.2.1). Основанием для возникновения у заявителя права на земельный участок с кадастровым номером № он указывает договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка туристическое обслуживание, для завершения строительства. Таким образом, существующий вид разрешенного использования земельного участка так же не предусматривает возможность строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Что касается доводов административного истца о несоответствии постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 3 статьи 3 ГрК РФ).
Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия и т.д. (статьи 1, 30, 31, 32 и др.).
Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. № 413-ПП.
Так, в соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
При этом принятые государственными органами города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ нормативные правовые акты города Севастополя действуют в части, не противоречащей утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности правилам землепользования и застройки города Севастополя, документации по планировке территории (пункт 2.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. № 413-ПП).
В соответствии с частью 3 статьи 63 ГрК РФ документом территориального планирования субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя является генеральный план города федерального значения Севастополя, который должен включать в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем, на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого постановления от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП в городе Севастополе отсутствовал генеральный план города Севастополя, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 31 ГрК РФ применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
Разработанные Правила землепользования и застройки применяются к части территории города Севастополя в границах внутригородских муниципальных образований Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана.
Таким образом, подготовка проекта Правил землепользования и застройки в данном случае могла осуществляться без учета положений о территориальном планировании, содержащихся в Генеральном плане города Севастополя, утвержденном решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, то есть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ.
Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что нарушений норм градостроительного, земельного законодательства, а также природоохранного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта по делу не установлено и оспариваемый нормативный правовой акт в части, в которой он оспаривается административным истцом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания оспариваемого полностью или в части нормативного правового акта соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Декор» к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья Н.И.Кондрак
Мотивированное решение составлено 6 июля 2023 года.