Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.,
при секретаре Троицком Я.С.,
с участием прокурора Алешиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области о признании не действующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года № 440/66 «Об установлении тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области», от 25 мая 2023 года № 82/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области»,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 25 ноября 2022 года № 440/66 «Об установлении тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» (далее – МУП «СКБУ», регулируемая организация, предприятие) установлен тариф на 2023 год на водоотведение для потребителей МУП «СКБУ» в размере <...> руб./куб.м (без НДС) для всех категорий потребителей (п. 1); указанный тариф введен в действие с 1 декабря 2022 года (п. 2); утверждена производственная программа предприятия согласно приложению к приказу (пункт 3). (далее – приказ № 440/66). (т. 1 л.д. 123-126)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 ноября 2022 года, номер опубликования 5501202211290007 (т. 1 л.д. 165).
Приказом РЭК Омской области от 25 мая 2023 года № 82/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» установлен с момента вступления настоящего приказа в законную силу по 31 декабря 2023 года тариф на водоотведение для потребителей МУП «СКБУ» в размере <...> руб./куб.м (с учетом НДС) для населения, в размере <...> руб./куб.м для прочих потребителей (без учета НДС) (п. 1, приложение № 1); утверждена производственная программа предприятия (приложение № 2 к приказу) (п. 2); приказ № 440/66 признан утратившим силу (п. 3). (далее – приказ № 82/27). (т. 1 л.д. 202-206)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 мая 2023 года, номер опубликования 5501202305300004 (т. 1 л.д. 201).
МУП «СКБУ» обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к РЭК Омской области о признании не действующими указанных приказов полностью со дня их принятия, возложении обязанности на ответчика принять новые нормативные правовые акты, ссылаясь на их несоответствие законодательству в сфере тарифного регулирования, нарушение прав и законных интересов предприятия. По мнению административного истца, тарифным органом при установлении тарифов неверно определен объем сточных вод, а именно не принят полностью неучтенный организованный приток сточных вод; кроме того, не учтены в полном объеме подтвержденные документально экономически обоснованные расходы общества на текущий ремонт бесхозяйных сетей водоотведения, значительно снижены расходы на текущий ремонт централизованных систем водоотведения, что привело к уменьшению размера тарифа. (т. 1 л.д. 123-126, 170-171)
В судебном заседании представитель МУП «СКБУ» Попов М.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также письменных пояснениях и дополнениях (т. 1 л.д. 3-8, 209-216, т. 2 л.д. 151-153, т. 3 л.д. 49, 210-212, т. 4 л.д. 1-2).
Представитель РЭК Омской области Кравец М.О. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие приказов в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифов по доводам, изложенным в письменных отзывах (возражения - т. 1 л.д. 174-183, т. 3 л.д. 29-34, 190-193, т. 4 л.д. 62).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 1, подпункты 1, 2 пункта 13.1 указанного Положения).
Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка их опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области».
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
МУП «СКБУ» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Омского муниципального района Омской области.
Впервые тариф на водоотведение устанавливался для предприятия приказом РЭК Омской области от 21 октября 2021 года № 296/74 на 2021 и 2022 годы с момента вступления приказа в законную силу. (т. 3 л.д. 46-48)
В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу пункта 14 указанных Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом экономически обоснованных расходов, при котором расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Приказом № 440/66 установлен тариф на водоотведение на 2023 год для потребителей МУП «СКБУ». Обоснование подходов РЭК Омской области и соответствующие расчеты приведены в экспертном заключении по рассмотрению дела № 09-05/197 от 21 ноября 2022 года (т. 1 л.д. 34-45, 127-139) и протоколе заседания правления РЭК Омской области от 25 ноября 2022 года № 66 (т. 1 л.д. 140-164).
Приказом № 82/27 ранее установленный тариф был пересмотрен в связи с изменением системы налогообложения предприятия. Обоснование подходов РЭК Омской области и соответствующие расчеты приведены в экспертном заключении по рассмотрению дела № 09-05/41 от 22 мая 2023 года (т. 1 л.д. 188-194) и протоколе заседания правления РЭК Омской области от 25 мая 2023 года № 27 (т. 1 л.д. 195-200).
Приказ № 440/66 утратил силу в связи с принятием приказа № 82/27, который вступил в законную силу 10 июня 2023 года. Административное исковое заявление подано в Омский областной суд 30 мая 2023 года, в связи с чем суд полагает, что МУП «СКБУ» вправе обратиться с заявленными требованиями об оспаривании указанных нормативных правовых актов.
Как следует из приложения № 1 к экспертному заключению «Баланс водоотведения МУП «СКБУ» на 2023 год» общий объем сточных вод предприятия сложился из объема сточных вод, принятых у абонентов (на 2023 год предложено – <...> тыс. куб.м, принято – <...> тыс. куб.м), объема стоков от собственных нужд (на 2023 год предложено – <...> тыс. куб.м, принято – <...> тыс. куб.м).
Предложенный предприятием неучтенный приток сточных вод в объеме <...> тыс. куб.м не принят РЭК Омской области полностью, с чем административный истец не согласился.
В качестве причины отклонения предложения в экспертном заключении указано на отсутствие обоснования. В извещении об открытии дела от 18 мая 2022 года РЭК Омской области административному истцу предложено представить расчет объема неучтенного притока сточных вод с обосновывающим документами на 2023 год. (т. 1 л.д. 206-208)
В обоснование административным истцом первоначально представлен баланс водоотведения в виде таблицы согласно приложению 1.1 к Методическим рекомендациям, в котором по данным предприятия неучтенный приток сточных вод составил 643,12 тыс. куб.м. (т. 2 л.д. 7)
В последующем тарифное предложение в указанной части было скорректировано на величину <...> тыс. куб.м. (т. 2 л.д. 8)
Проверив доводы административного истца в указанной части, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Порядок определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, используемых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (баланс водоснабжения и водоотведения), регламентирован разделом II Методических указаний.
Из содержания пункта 4 Методических указаний следует, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к данным методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Согласно пункту 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Оспариваемые нормы детализируют предусмотренное пунктом 29 Основ ценообразования положение, предусматривающее с целью определения объема оказанных услуг необходимость учета двух показателей: фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Указанный трехгодичный период анализа динамики отпуска воды (приема сточных вод) введен для оценки среднего значения объема оказанных услуг и с учетом этого допускает принятие расчетных данных за меньший период в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности менее 3 лет. При этом возможность оценки данного показателя с учетом фактического срока осуществления организацией регулируемого вида деятельности, в том числе с учетом данных организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, не исключается, что следует из пункта 6 Методических указаний.
Согласно указанной норме объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, приведенными в пункте 5 Методических указаний формулами (1) и (1.1) предусмотрено, что в случае отсутствия или невозможности применения фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску), показатель темпа изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет.
Оба предусмотренные пунктами 4, 5, 8 Методических указаний показателя, участвующие в расчете объема отпуска воды (приема сточных вод), в их совокупности позволяют оценить объем оказанных услуг, что соответствует требованиям части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении и согласуется с принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленными в части 2 статьи 3 этого закона.
Положения пунктов 4, 5, 8 Методических указаний являлись предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, решением от 15 марта 2023 года № АКПИ23-29 в удовлетворении заявления о признании указанных пунктов недействующими отказано.
Осуществляя регулируемую деятельность с октября 2021 года, МУП «СКБУ» на 2022 год не имело собственных показателей для оценки как фактического приема сточных вод за последний отчетный год (2021 год), так и динамики объемов за последние три года.
Согласно экспертным заключениям по установлению тарифа на водоотведение в отношении ООО «Коммуналсервис», ранее осуществлявшего регулируемую деятельность по водоотведению с использованием централизованной системы водоотведения, в настоящее время находящейся на балансе административного истца, объем неучтенного притока сточных вод не заявлялся и РЭК Омской области не устанавливался, что исключало применение органом тарифного регулирования положений пунктов 4, 5, 8 Методических указаний. (т. 3 л.д. 137-185)
Вместе с тем как следует из пояснений административного истца тарифное предложение основывалось на фактических данных предприятия за октябрь-декабрь 2021 года и 6 месяцев 2022 года (т. 1 л.д. 210), как разница между общим объемом сточных вод и объемом сточных вод, принятых у абонентов. (т. 1 л.д. 211)
Таким образом, предприятие фактически сформировало тарифное предложение только на самом факте указанного дополнительного притока, исходя из разницы в объемах, однако, причины наличия в центральной системе водоотведения таких стоков не подтверждаются соответствующими доказательствами и не подвергаются техническому анализу, при том, что предложение по объему неучтенного притока (<...> тыс. куб.м) превышает объем сточных вод, принятых у абонентов (<...> тыс. куб.м).
Обосновывая свою позицию в указанной части предприятие ссылается на схемы водоснабжения и водоотведения сельских поселений Омского муниципального района, утвержденные в 2022 году. Однако, указанные схемы утверждены постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 28 ноября 2022 года № П-22/ОМС-271 (т. 2 л.д. 237-238), опубликованы в январе 2023 года (т. 1 л.д. 202), т.е. после принятия приказа № 440/66. В 2022 году действовали схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные в 2013 и 2014 годах (приложение 1.1 к экспертному заключению 2022 года), не содержащие какие-либо показатели относительно неучтенного притока. (т. 2 л.д. 240-259). То обстоятельство, что РЭК Омской области осуществило пересмотр тарифа в мае 2023 года, не свидетельствует о необходимости учета схем водоснабжения и водоотведения 2022 года, т.к. пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии оснований, предусмотренных в пункте 33 Основ ценообразования, в рассматриваемом случае такой пересмотр имел место в связи с изменением системы налогообложения предприятия.
Кроме того, возможность принятия таких схем при определении величины неучтенного притока сточных вод Основами ценообразования, Методическими указаниями не предусмотрено.
Следует отметить, что согласно пояснениям административного истца данные, указанные во вновь утвержденных схемах водоснабжения и водоотведения, взяты по итогам деятельности МУП «СКБУ» в октябре-декабре 2021 года (т. 1 л.д. 211, т. 3 л.д. 3-19), при этом из содержания схем следует, что при их разработке техническое обследование объектов системы централизованного водоотведения не проводилось.
При установлении тарифа на 2021 и 2022 годы величина неучтенного притока сточных вод предприятием не заявлялась.
В отсутствие соответствующего обоснования, данные схем водоснабжения и водоотведения не могли быть взяты при расчете тарифа.
Ссылка административного истца на сброс в системы водоотведения сточных вод, доставляемых ассенизационным способом от объектов жилой застройки, садоводческих товариществ (т. 1 л.д. 212), само по себе основанием для принятия в расчет тарифа объема неучтенного притока не является, поскольку как указано выше, не исключает обязанность регулируемой организации принимать меры по контролю за несанкционированными сбросами.
Согласно отзыву РЭК Омской области указанный объем сточных вод не относится к неучтенному притоку, а подлежит отнесению к объему сточных вод, принятых от абонентов (прочие абоненты), на основании части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении, согласно которой абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Такого рода договоры регулируемой организацией заключаются, что следует из представленных в дело документов. (т. 3 л.д. 50-107)
Как указано выше из пункта 23 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды включаются в понятие сточных вод централизованной системы водоотведения, если системы централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Расчет объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, предусмотрен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 639/пр, и предполагает использование данных о площади земельного участка, с которого осуществляется сброс сточных вод, сведений о количестве атмосферных осадков.
Вместе с тем, доказательств предназначения системы водоотведения для приема указанного вида сточных вод при установлении тарифа в материалы административного дела не представлено, кроме того, представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что неучтенный приток сточных вод за счет талых, дождевых и иных видов вод предприятием не заявляется.
Как указано выше в извещении об открытии дела от 18 мая 2022 года, направленном в адрес административного истца, РЭК Омской области предлагала предприятию представить расчет объема неучтенного притока сточных вод с обосновывающими документами на 2023 год. (т. 1 л.д. 206-208)
Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность тарифного предложения, в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации.
Поскольку предприятием не представлено обоснование для включения в расчет объема принятых сточных вод неучтенного притока, оснований не согласиться с тарифным решением в указанной части суд не усматривает.
Также как следует из экспертного заключения РЭК Омской области в полном объеме отклонила как экономически не обоснованное предложение административного истца в размере 11 151,15 тыс.руб. по включению в тариф расходов на текущий ремонт бесхозяйных сетей. (приложение № 2 экспертному заключению).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 28 и подпунктом «е» пункта 65 Основ ценообразования.
Согласно пункту 49 Методических указаний расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом регулирования тарифов исходя из стоимости мероприятий по реконструкции и модернизации, текущему и капитальному ремонту таких сетей, включаются в состав неподконтрольных расходов.
Требования по эксплуатации (в том числе содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях) объектов водопроводно-канализационного хозяйства, регламентированы «Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» № МДК 3-02.2001, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее – Правила).
Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности (пункт 1.1.4).
В соответствии с пунктами 2.10.12, 2.10.19 Правил общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств водопроводной сети, в том числе и бесхозяйных сетей, проводят поочередно два раза в год, путем выполнения следующих работ: в колодцах и камерах - очистку и откачку воды, отколку льда в горловинах, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонку шпинделей задвижек, проверку действия байпасов, регулировку электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверку работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замену скоб, ремонт лестниц, смену крышек, ремонт горловин колодцев.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил, надзор за состоянием сети должен осуществляться путем осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети.
В соответствии с пунктом 2.10.18 Правил данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов.
Таким образом, для подтверждения необходимости проведения ремонта (обслуживания) бесхозяйных водопроводных сетей регулирующей организации необходимо предоставить документы, подтверждающие обоснованность такого ремонта (обслуживания): дефектные ведомости, акты обследования водопроводных сетей.
Владение МУП «СКБУ» бесхозяйными объектами водоотведения подтверждается представленными регулятору распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 13 октября 2021 года № Р-21/ОМС-1273 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 сентября 2022 года № Р-22/ОМС-1203), договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 1 октября 2022 года, сводной ведомостью. (т. 2 л.д. 20-26, 139-144, т. 3 л.д. 229-231, т. 4 л.д. 7-11)
В качестве обосновывающих документов, подтверждающих необходимость содержания бесхозяйных объектов, представлены:
- расчет расходов на обслуживание объектов бесхозяйного недвижимого имущества сетей канализации в 2023 году (т. 2 л.д. 27);
- локальные сметные расчеты (т. 2 л.д. 28-51);
- планы предупредительных работ (т. 2 л.д. 53-77);
- дефектные ведомости (т. 2 л.д. 78-105, т. 3 л.д. 108-136);
- смета расходов на водоотведение согласно приложению № 2 к Методическим указаниям, в том числе с выделением расходов на ремонт бесхозяйных сетей (т. 2 л.д. 106-109);
- уточненные сметы расходов на водоотведение согласно приложению № 2 к Методическим указаниям, в том числе с выделением расходов на ремонт бесхозяйных сетей (т. 2, л.д. 110-113, 114-116)
Таким образом, в распоряжении административного ответчика находились документы, позволяющие провести анализ и рассчитать экономически обоснованную сумму затрат на обслуживание бесхозяйных сетей. Исключение из необходимой валовой выручки на 2023 год расходов на обслуживание бесхозяйных сетей в полном объеме не основано на положениях тарифного законодательства. При этом надлежащий (экономически обоснованный) размер указанных расходов подлежит установлению органом регулирования по результатам оценки названных материалов.
Доводы административного ответчика о том, что в состав расходов подлежат включению только расходы на обслуживание бесхозяйного имущества, включение расходов на ремонт такого оборудования действующим законодательством не предусмотрено, не соответствуют положениями пункта 49 Методических указаний № 1746-э.
Утверждение РЭК Омской области о непредставлении административным истцом документов, обосновывающих указанные расходы, несостоятельно, опровергается материалами дела.
Позиция регулирующего органа о том, что расходы на ремонт бесхозяйных объектов подлежали включению административным истцом в иную статью расходов, РЭК Омской области не обладает полномочиями самостоятельно переносить расходы из одной статьи в другую, подлежит отклонению.
Согласно пунктам 16, 25 Правил регулирования тарифов на регулируемую организацию возлагается обязанность по формированию тарифного предложения и необходимых обосновывающих материалов. Тогда как орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
Также судом отклоняются как не основанные на приведенных выше положениях Основ ценообразования и Методических рекомендациях № 1746-э доводы административного ответчика о необходимости включения расходов на текущий и (или) капитальный ремонт бесхозяйных канализационных сетей только после оформления права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов административного истца о необоснованном снижении расходов на текущий ремонт централизованных систем водоотведения (предложено – 131 345,94 тыс. руб., принято – 11 946,24 тыс. руб., отклонение от предложения предприятия – «- 119 399,7 тыс. руб.»), суд исходит из следующего.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 15, 23, 24 Методических указаний № 1746-э.
Между тем согласно экспертному заключению РЭК Омской области расходы на текущий ремонт систем водоотведения включены в НВВ предприятия не в полном размере в связи с принятием в расчет только расходов на аварийное обслуживание исходя из фактических затрат предприятия за январь-август 2022 года в перерасчете на год с применением индекса-дефлятора на 2023 год в размере 105,5 % (п. 22 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 13.8 – 13.12 Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 № 9905-АП/14, ремонтные работы подразделяются на текущий ремонт и капитальный ремонт.
Все работы по текущему ремонту подразделяются на две группы: первая группа - профилактический ремонт, планируемый заранее по объему и времени его выполнения; вторая группа - непредвиденный ремонт, выявленный в процессе эксплуатации и (или) проведенного освидетельствования, выполняемый в срочном порядке.
Текущий ремонт планируется в денежных и натуральных показателях за счет эксплуатационных расходов. План ремонта составляется на основании описей необходимых работ, составленных при осмотрах.
В отличие от профилактического ремонта, проводимого в плановом порядке, непредвиденный ремонт заключается в исправлении повреждений, которые не могли быть заранее обнаружены и устранены при профилактическом ремонте или возникли после его выполнения, и были выявлены по итогам проведенного освидетельствования.
В обоснование оспариваемых расходов на текущий ремонт регулируемой организацией представлено:
- производственная программа в сфере водоотведения (т. 2 л.д. 9-17)
- сводная ведомость материалов на текущий ремонт (т. 2 л.д. 18)
- акт обследования канализационных станций (т. 2 л.д. 19)
- локальные сметные расчеты (т. 2 л.д. 28-51)
- планы предупредительных работ (т. 2 л.д. 52-77)
- дефектные ведомости на текущий ремонт (т. 2 л.д. 78-109, т. 3 л.д. 213-218)
- сметы расходов на водоотведение с указанием фактических расходов, понесенных организацией в 2021 и 2022 годах (т. 2 л.д. 110-116)
- материалы по обоснованию стоимости ремонтных работ (т. 2 л.д. 117-133)
- журнал учета аварий по заявкам на объектах водоотведения (т. 3 л.д. 219-228)
Указанные расходы отклонены административным ответчиком без указания конкретных причин и ссылок на правовые нормы, регулирующий орган не проводил оценку представленных предприятием документов.
Исключение из расчета тарифов расходов на текущий ремонт (кроме аварийного) лишает организацию возможности проводить планово-предупредительный ремонт в течение регулируемого периода, притом что нуждаемость в проведении такого ремонта предприятием подтверждена.
Утверждение административного ответчика о том, что в представленной для утверждения производственной программе не запланировано ни одного мероприятия по текущему ремонту, материалам дела не соответствует, опровергается содержанием указанной программы. (т. 2 л.д. 9-17)
С учетом приведенных выше обосновывающих документов, позиция административного ответчика о том, что предприятием не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения ремонта (обслуживания), также не может быть принята судом во внимание.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, поскольку судом установлено, что оспариваемые приказы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, они подлежат признанию недействующими в части установления тарифа на водоотведение для потребителей МУП «СКБУ», а также утверждения производственной программы предприятия в сфере водоотведения на 2023 год в части объема финансовых потребностей, необходимого для ее реализации (пункт 7), при этом раздел 2 производственной программы подлежит дополнению соответствующим мероприятиями.
В остальной части суд отказывает в удовлетворении требований административного истца, так как в ходе рассмотрения административного дела не установлено несоответствие нормативных правовых актов в названной части законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В связи с тем, что нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими с даты принятия, поскольку признание их недействующими с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
Также суд считает необходимым возложить на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Расходы административного истца по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей в силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить в части.
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года № 440/66 «Об установлении тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» в части:
- пункт 1;
- пункт 7 приложения к приказу «Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год».
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 мая 2023 года № 82/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» в части:
- пункт 1, приложение № 1 к приказу «Тариф на водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год;
- пункт 7 приложения № 2 к приказу «Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год».
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области судебные расходы в сумме 4 500 рублей.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ланцова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 года.