Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.,
при секретаре Троицком Я.С.,
с участием прокурора Даниловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области о признании не действующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года № 439/66 «Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области», от 25 мая 2023 года № 81/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области»,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 25 ноября 2022 года № 439/66 «Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» (далее – МУП «СКБУ», регулируемая организация, предприятие) установлен тариф на 2023 год на питьевую воду для потребителей МУП «СКБУ» в размере <...> руб./куб.м (без НДС) для всех категорий потребителей (п. 1); указанный тариф введен в действие с 1 декабря 2022 года (п. 2); утверждена производственная программа предприятия (приложение к приказу). (далее – приказ № 439/66). (т. 1 л.д. 124-127)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 ноября 2022 года, номер опубликования 5501202211290008 (т. 1 л.д. 166).
Приказом РЭК Омской области от 28 февраля 2023 года № 39/9 в приказ № 439/66 внесены изменения, нормативный правовой акт дополнен приложением № 2, согласно которому определен тариф на питьевую воду для потребителей МУП «СКБУ» на 2023 год в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения – ООО «НД СЕТИ». (далее – приказ № 39/9) (т. 2 л.д. 217-218)
Приказом РЭК Омской области от 25 мая 2023 года № 87/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» установлен с момента вступления настоящего приказа в законную силу по 31 декабря 2023 года тариф на питьевую воду для потребителей МУП «СКБУ» в размере <...> руб./куб.м (с учетом НДС) для населения, в размере <...> руб./куб.м для прочих потребителей (без учета НДС) (п. 1, приложение № 1); установлен и веден в действие тариф на питьевую воду в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения – ООО «НД СЕТИ» согласно приложению № 2 к приказу (п. 2); утверждена производственная программа предприятия (приложение № 3 к приказу) (п. 3); приказ № 439/66 признан утратившим силу (п. 4). (далее – приказ № 81/27). (т. 1 л.д. 202-206)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 мая 2023 года, номер опубликования 5501202305300001 (т. 1 л.д. 223).
МУП «СКБУ» обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением к РЭК Омской области о признании не действующими указанных приказов в полном объеме со дня их принятия, возложении обязанности на ответчика принять новые нормативные правовые акты, ссылаясь на их несоответствие законодательству в сфере тарифного регулирования, нарушение прав и законных интересов предприятия. По мнению административного истца, тарифным органом при установлении тарифов неверно определен объем транспортируемой воды, кроме того, не учтены в полном объеме подтвержденные документально экономически обоснованные расходы общества на текущий ремонт бесхозяйных сетей водоснабжения, значительно снижены расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения, что привело к уменьшению размера тарифа.
В судебном заседании представитель МУП «СКБУ» ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также письменных пояснениях и дополнениях (т. 1 л.д. 3-9, л.д. 170-171, т. 2 л.д. 20-24, т. 4 л.д. 104-108, т. 5 л.д. 83, 84-90, 92, 195-197, т. 6 л.д. 1-2, 40).
Представители РЭК Омской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие приказов в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении и пересмотре тарифа по доводам, изложенным в письменных отзывах. Дополнительно пояснила, что тариф в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения, (ООО «НД СЕТИ»), складывается из тарифа, установленного для МУП «СКБУ», и тарифа, установленного для указанной транспортирующей организации. (возражения - т. 1 л.д. 176-200, т. 6 л.д. 52).
Заинтересованное лицо ООО «НД СЕТИ» при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимало. (т. 5 л.д. 189)
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания № 1746-э), Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр (далее – Методические указания № 640/пр).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 1, подпункты 1, 2 пункта 13.1 указанного Положения).
Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка их опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области».
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
МУП «СКБУ» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения, а тариф на питьевую воду - к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу пункта 14 указанных Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом экономически обоснованных расходов, при котором расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Приказом № 439/66 (с учетом приказа № 39/9) установлен тариф на питьевую воду на 2023 год для потребителей МУП «СКБУ». Обоснование подходов РЭК Омской области и соответствующие расчеты приведены в экспертном заключении по рассмотрению дела № 09-03/198 от 21 ноября 2022 года (т. 2 л.д. 5-19) и протоколе заседания правления РЭК Омской области от 25 ноября 2022 года № 66 (т. 2 л.д. 141-165).
Приказом № 81/27 ранее установленный тариф был пересмотрен в связи с изменением системы налогообложения предприятия, что отражено в экспертном заключении по рассмотрению дела № 09-03/40 от 22 мая 2023 года (т. 1 л.д. 207-215) и протоколе заседания правления РЭК Омской области от 25 мая 2023 года № 27 (т. 1 л.д. 216-222).
Приказ № 439/66 утратил силу в связи с принятием приказа № 81/27, который вступил в законную силу 10 июня 2023 года. Административное исковое заявление подано в Омский областной суд 30 мая 2023 года, в связи с чем суд полагает, что МУП «СКБУ» вправе обратиться с заявленными требованиями об оспаривании указанных нормативных правовых актов.
Проверив доводы административного истца о неправильном расчете РЭК Омской области объема транспортируемой воды, суд исходит из следующего.
Как следует из приложения № 1 к экспертному заключению «Баланс водоснабжения МУП «СКБУ» на 2023 год» по статье «Транспортировка питьевой воды» (строка «Объем воды, поступившей в сеть») предприятием предложено 3 553,42 куб.м, принято РЭК Омской области – <...> куб.м, из которых объем воды на технологические нужды (предложено – 0 принято – <...> куб.м), объем потерь воды (предложено – <...> куб.м, принято – <...> куб.м), объем воды на собственные нужды (предложено - <...> куб.м, принято – <...> куб.м) и объем воды, отпущенной абонентам (предложено – <...> куб.м, принято – <...> куб.м). (т. 1 л.д. 44, т. 2 л.д. 33)
Административный истец полагает снижение объема воды, поступившей в сеть, с <...> куб.м до <...> куб.м не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Расчет объема воды, отпущенной абонентам, произведен административным ответчиком на основании пункта 5 Методических указаний № 1746-э; объем воды на технологические нужды при транспортировке и объем потерь воды рассчитан согласно приложению № 5 к Методическим указаниям № 640/пр.
Согласно пункту 18 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Порядок определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, используемых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (баланс водоснабжения и водоотведения), регламентирован разделом II Методических указаний.
Из содержания пункта 4 Методических указаний № 1746-э следует, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к данным методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Методические указания № 1746-э детализируют предусмотренное пунктом 29 Основ ценообразования положение, предусматривающее с целью определения объема оказанных услуг необходимость учета двух показателей: фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Указанный трехгодичный период анализа динамики отпуска воды (приема сточных вод) введен для оценки среднего значения объема оказанных услуг и с учетом этого допускает принятие расчетных данных за меньший период в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности менее 3 лет. При этом возможность оценки данного показателя с учетом фактического срока осуществления организацией регулируемого вида деятельности, в том числе с учетом данных организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, не исключается, что следует из пункта 6 Методических указаний № 1746-э.
Согласно указанной норме объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, приведенными в пункте 5 Методических указаний № 1746-э формулами (1) и (1.1) предусмотрено, что в случае отсутствия или невозможности применения фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску), показатель темпа изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет.
Оба предусмотренные пунктами 4, 5, 8 Методических указаний № 1746-э показателя, участвующие в расчете объема отпуска воды (приема сточных вод), в их совокупности позволяют оценить объем оказанных услуг, что соответствует требованиям части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении и согласуется с принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленными в части 2 статьи 3 этого закона.
Положения пунктов 4, 5, 8 Методических указаний № 1746-э являлись предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, решением от 15 марта 2023 года № АКПИ23-29 в удовлетворении заявления о признании указанных пунктов недействующими отказано.
Таким образом, при установлении в 2022 году тарифа на 2023 год регулятору необходимо было оценить фактический объем отпуска воды за последний отчетный год (2021 г.) и динамику отпуска воды за последние три года.
Впервые тариф в сфере холодного водоснабжения административному истцу установлен приказом РЭК Омской области от 21 октября 2021 года № 295/74 на период с даты вступления в силу приказа по 31 декабря 2022 года. (т. 2 л.д. 199-216) В связи с этим у предприятия отсутствуют собственные показатели отпуска воды за полный 2021 год и динамика за последние три года.
До момента установления тарифов для потребителей административного истца, услуги по водоснабжению на территории Омского, Морозовского, Надеждинского, Ключевского, Богословского, Ростовкинского, Лузинского (д. Приветная), Андреевского, Петровского, Красноярского, Покровского, Чернолучинского, а также Новотроицкого сельских поселений Омского муниципального района Омской области услуги в сфере холодного водоснабжения оказывало ООО «Коммуналсервис». Для потребителей ООО «Коммуналсервис» приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 7 мая 2019 года № 51/25 впервые установлены тарифы на период с момента вступления приказа в силу по 31 декабря 2021 года.
В РЭК Омской области имелись данные о фактических объемах отпуска воды за 2020 год в указанных сельских поселениях относительно ООО «Коммуналсервис», фактический объем реализации за 2020 год составил 1 294 580,866 куб.м.
В 2022 году МУП «СКБУ» передано имущество, используемое в процессе предоставления услуг по холодному водоснабжению на территории Лузинского (с. Лузино, ст. Лузино, д. Петровка) сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
До установления тарифа для административного истца услуги по холодному водоснабжению на территории Лузинского сельского поселения оказывало ООО «УК «Лузинское ЖКХ», данные об объеме реализации услуг по холодному водоснабжению за 2021 год были представлены в РЭК Омской области, составили 288 256 куб.м.
Объем реализации услуг потребителям на территории Лузинского сельского поселения принят РЭК Омской области в соответствии с пунктами 4, 6 Методический указаний № 1746-э (за последний отчетный год по которым имеются подтвержденные фактические данные).
Также для осуществления регулируемой деятельности в 2023 году административному истцу передано имущество для предоставления услуг по холодному водоснабжению на территории Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в котором до 2023 года услуги по холодному водоснабжению оказывало МУП «Водоканал ОМР». РЭК Омской области располагал данными об объеме реализации услуг по холодному водоснабжению за 2021 год, которые составили 432366,878 куб.м.
Кроме того, на 2023 год административному истцу также передано на обслуживание имущество для предоставления услуг по холодному водоснабжению на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в котором ранее услуги по холодному водоснабжению оказывало МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области». Впервые тариф на питьевую воду для потребителей Комсомольского сельского поселения утвержден приказом РЭК Омской области от 8 июня 2021 года № 85/35 на 2021-2022 год. Ввиду того, что РЭК Омской области не располагало фактическими данными об объеме реализации услуг по холодному водоснабжению, объем реализации услуг по холодному водоснабжению принят на основании утвержденного в тарифе на 2021-2022 год для предыдущей организации – 30 711 куб.м.
Суммарный объем реализации услуг по холодному водоснабжению (питьевая вода) на 2023 составил 2 045,915 тыс. куб.м.
Суд не может согласиться с тарифным предложением предприятия, которое основывалось на фактических данных за октябрь-декабрь 2021 года и 6 месяцев 2022 года.
Обосновывая свою позицию в указанной части предприятие ссылается на схемы водоснабжения и водоотведения сельских поселений Омского муниципального района, утвержденные в 2022 году. (т. 4 л.д. 111-142) Однако, указанные схемы утверждены постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 28 ноября 2022 года № П-22/ОМС-271 (т. 5 л.д. 52-53), опубликованы в январе 2023 года, т.е. после принятия приказа № 439/66. В 2022 году действовали схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные в 2013 и 2014 годах (приложение 1.1 к экспертному заключению 2022 года), не содержащие какие-либо показателей (т. 5 л.д. 54-55, 56-71). То обстоятельство, что РЭК Омской области осуществило пересмотр тарифа в мае 2023 года, не свидетельствует о необходимости принятия данных из схем водоснабжения и водоотведения 2022 года, т.к. пересмотр тарифа имел место исключительно в связи с изменением системы налогообложения предприятия.
Кроме того, возможность принятия таких схем при определении величины объема транспортируемой воды Основами ценообразования, Методическими указаниями не предусмотрено.
Следует отметить, что согласно пояснениям административного истца данные, указанные во вновь утвержденных схемах водоснабжения и водоотведения, взяты по итогам деятельности МУП «СКБУ» в октябре-декабре 2021 года, при этом из содержания схем следует, что при их разработке техническое обследование объектов системы централизованного водоотведения не проводилось.
Суд отмечает, что согласно пункту 96 Методических рекомендаций № 1746-э тарифы регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение, без дифференциации в виде одноставочных тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (42):
, где:
- тариф регулируемой организации, устанавливаемый на i-ый год, руб./куб. м;
- необходимая валовая выручка регулируемой организации, относящаяся на соответствующий регулируемый вид деятельности, рассчитанная на i-ый год, руб.;
- объем отпускаемой i-той регулируемой организацией воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям, куб. м.
Таким образом, увеличение объема отпускаемой воды абонентам фактически приведет к уменьшению размера тарифа.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. Уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется с учетом нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.
Структура потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды предусмотрена разделом 3 Методических указаний № 640/пр, в пункте 3.1 которых указано, что потери воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (разность между объемами воды, подаваемой в водопроводную сеть, и воды, фактически отпущенной абонентам) включают в себя технологические расходы, расходы на хозяйственно-бытовые нужды, организационно-учетные расходы и потери воды, указанные в пункте 3.5 настоящих Методических указаний.
Составляющие каждого из видов потерь приведены в пунктах 3.2-3.7 Методических указаний № 640/пр.
Порядок определения расходов и потерь воды при транспортировке воды предусмотрен разделом 5 названных Методических указаний, предусматривает суммарный объем расхода воды.
При этом планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации. Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами. (пункт 5.1 Методических указаний № 640/пр).
Объем потерь воды, принятый в тариф на 2023 год для административного истца состоит из следующих видов потерь: потери воды за счет естественной убыли, утечки через уплотнения сетевой арматуры, утечки через водоразборные колонки, утечки воды при повреждениях.
При расчете потерь регулирующим органом применены формулы, приведенные в приложении № 5 к Методическим указаниям № 640/пр, использованы данные административного истца о количестве аварий и повреждений, количестве и технических характеристиках находящегося на обслуживании предприятия оборудования.
Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, составила 13,59%.
Аналогичным образом регулятором произведен расчет расходов воды на технологические нужды при транспортировке воды, в который включены расход воды на промывку водопроводных сетей, расход воды на чистку резервуаров, а также проверку пожарных гидрантов на водоотдачу (формулы 1.1.1, 1.1.4, 1.3.2 приложения № 5 к Методическим указаниям № 640/пр). (т. 1 л.д. 176-186)
Доказательств наличия у регулирующего органа информации об объеме воды на пожаротушение (т. 5 л.д. 91) административный истец не представил.
Доводы МУП «СКБУ» о неправомерности действий РЭК Омской области по учету иных видов потерь воды являются несостоятельными ввиду того, что указанные расходы, которые административный истец отнес к потерям, таковыми не являются, а являются расходами воды на технологические нужды, и учтены в соответствующих строках Приложения № 1 к экспертному заключению.
Ссылка административного истца на то, что по данным предприятия фактический процент потерь воды при транспортировке по водопроводным сетям значительно выше определенного регулятором уровня потерь, во внимание принята быть не может, поскольку регулируемой организацией должны приниматься достаточные меры по снижению объема потерь, возложение указанных затрат на потребителей не отвечает принципу соблюдения баланса экономических интересов организаций отрасли водоснабжения и интересов потребителей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что РЭК Омской области обоснованно определил объем транспортируемой питьевой воды, подлежащий учету при установлении тарифа.
Согласно пояснениям представителя административного истца фактические показатели деятельности предприятия за 2022 год составили по потерям - <...> тыс. куб.м, по абонентам – <...> тыс. куб.м, объем всего - <...> тыс. куб.м. (т. 6 л.д. 46)
Также как следует из экспертного заключения РЭК Омской области в полном объеме отклонила как экономически необоснованное предложение административного истца в размере <...> тыс.руб. по включению в тариф расходов на текущий ремонт бесхозяйных сетей. (приложение № 2 экспертному заключению).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 28 и подпунктом «е» пункта 65 Основ ценообразования.
Согласно пункту 49 Методических указаний расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом регулирования тарифов исходя из стоимости мероприятий по реконструкции и модернизации, текущему и капитальному ремонту таких сетей, включаются в состав неподконтрольных расходов.
Требования по эксплуатации (в том числе содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях) объектов водопроводно-канализационного хозяйства, регламентированы «Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» № МДК 3-02.2001, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее – Правила).
Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности (пункт 1.1.4).
В соответствии с пунктами 2.10.12, 2.10.19 Правил общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств водопроводной сети, в том числе и бесхозяйных сетей, проводят поочередно два раза в год, путем выполнения следующих работ: в колодцах и камерах - очистку и откачку воды, отколку льда в горловинах, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонку шпинделей задвижек, проверку действия байпасов, регулировку электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверку работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замену скоб, ремонт лестниц, смену крышек, ремонт горловин колодцев.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил, надзор за состоянием сети должен осуществляться путем осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети.
В соответствии с пунктом 2.10.18 Правил данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов.
Таким образом, для подтверждения необходимости проведения ремонта (обслуживания) бесхозяйных водопроводных сетей регулирующей организации необходимо предоставить документы, подтверждающие обоснованность такого ремонта (обслуживания): дефектные ведомости, акты обследования водопроводных сетей.
Владение МУП «СКБУ» бесхозяйными объектами водоснабжения подтверждается представленными регулятору распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 13 октября 2021 года № Р-21/ОМС-1273 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 29 сентября 2022 года № Р-22/ОМС-1203), договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 1 октября 2022 года. (т. 6 л.д. 7-11)
В качестве обосновывающих документов, подтверждающих необходимость обслуживания бесхозяйных объектов, представлены:
- сводная ведомость материалов на текущий ремонт (т. 2 л.д. 32)
- локальные сметные расчеты (т. 3, т. 4 л.д. 1-70);
- планы предупредительных работ (т. 2 л.д. 77-92);
- дефектные ведомости (т. 2 л.д. 136-167, т. 3 л.д. 3-51, т. 5 л.д. 93-127);
- смета расходов на питьевую воду согласно приложению № 2 к Методическим указаниям, в том числе с выделением расходов на ремонт бесхозяйных сетей (т. 2 л.д. 155-157).
Таким образом, в распоряжении административного ответчика находились документы, позволяющие провести анализ и рассчитать экономически обоснованную сумму затрат на обслуживание бесхозяйных сетей. Исключение из необходимой валовой выручки на 2023 год расходов на обслуживание бесхозяйных сетей в полном объеме не основано на положениях тарифного законодательства. При этом надлежащий (экономически обоснованный) размер указанных расходов подлежит установлению органом регулирования по результатам оценки названных материалов.
Доводы административного ответчика о том, что в состав расходов подлежат включению только расходы на обслуживание бесхозяйного имущества, включение расходов на ремонт такого оборудования действующим законодательством не предусмотрено, противоречат положениям пункта 49 Методических указаний № 1746-э.
Утверждение РЭК Омской области о непредставлении административным истцом документов, обосновывающих указанные расходы, несостоятельно, опровергается материалами дела.
Позиция регулирующего органа о том, что расходы на ремонт бесхозяйных объектов подлежали включению административным истцом в иную статью расходов, РЭК Омской области не обладает полномочиями самостоятельно переносить расходы из одной статьи в другую, подлежит отклонению.
Согласно пунктам 16, 25 Правил регулирования тарифов на регулируемую организацию возлагается обязанность по формированию тарифного предложения и необходимых обосновывающих материалов. Тогда как орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.
Также судом отклоняются как не основанные на приведенных выше положениях Основ ценообразования и Методических рекомендациях № 1746-э доводы административного ответчика о необходимости включения расходов на текущий и (или) капитальный ремонт бесхозяйных сетей только после оформления права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов административного иска о необоснованном снижении расходов на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения (предложено – <...> тыс. руб., принято – <...> тыс. руб., отклонение от предложения предприятия – «- <...> тыс. руб.»), суд исходит из следующего.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 15, 23, 24 Методических указаний № 1746-э.
Между тем согласно экспертному заключению РЭК Омской области расходы на текущий ремонт систем водоснабжения включены в НВВ предприятия не в полном размере в связи с принятием в расчет только расходов на аварийное обслуживание исходя из фактических затрат предприятия за январь-август 2022 года в перерасчете на год с применением индекса-дефлятора на 2023 год в размере 105,5 % (п. 22 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 13.8 – 13.12 Методических рекомендациями по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 № 9905-АП/14, ремонтные работы подразделяются на текущий ремонт и капитальный ремонт.
Все работы по текущему ремонту подразделяются на две группы: первая группа - профилактический ремонт, планируемый заранее по объему и времени его выполнения; вторая группа - непредвиденный ремонт, выявленный в процессе эксплуатации и (или) проведенного освидетельствования, выполняемый в срочном порядке.
Текущий ремонт планируется в денежных и натуральных показателях за счет эксплуатационных расходов. План ремонта составляется на основании описей необходимых работ, составленных при осмотрах.
В отличие от профилактического ремонта, проводимого в плановом порядке, непредвиденный ремонт заключается в исправлении повреждений, которые не могли быть заранее обнаружены и устранены при профилактическом ремонте или возникли после его выполнения, и были выявлены по итогам проведенного освидетельствования.
В обоснование оспариваемых расходов на текущий ремонт регулируемой организацией представлено:
- производственная программа в сфере питьевого водоснабжения (т. 6 л.д. 12-25)
- сводная ведомость материалов на текущий ремонт (т. 2 л.д. 32)
- локальные сметные расчеты (т. 3, т. 4 л.д. 1-70)
- планы предупредительных работ (т. 2 л.д. 77-91)
- дефектные ведомости на текущий ремонт (т. 5 л.д. 94-127, 198-215, т. 6 л.д. 26-39)
- материалы по обоснованию стоимости ремонтных работ (т. 2 л.д. 172-188)
- перечень ликвидированных аварий и повреждений на сетях водопровода поселений Омского района в 2021 году (т. 5 л.д. 72-74)
Указанные расходы отклонены административным ответчиком без указания конкретных причин и ссылок на правовые нормы, регулирующий орган не проводил оценку представленных предприятием документов.
Исключение из расчета тарифов расходов на текущий ремонт (кроме аварийного) лишает организацию возможности проводить планово-предупредительный ремонт в течение регулируемого периода, притом что нуждаемость в проведении такого ремонта предприятием подтверждена.
Утверждение административного ответчика о том, что в представленной для утверждения производственной программе не запланировано ни одного мероприятия по текущему ремонту, материалам дела не соответствует, опровергается содержанием указанной программы.
С учетом приведенных выше обосновывающих документов, позиция административного ответчика о том, что предприятием не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения ремонта (обслуживания), также не может быть принята судом во внимание.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, поскольку судом установлено, что оспариваемые приказы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, они подлежат признанию не действующими в части установления тарифа на водоснабжение для потребителей МУП «СКБУ», в том числе в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения, - ООО «НД СЕТИ», а также утверждения производственной программы предприятия в сфере водоснабжения на 2023 год в части объема финансовых потребностей, необходимого для ее реализации (пункт 7), при этом раздел 2 производственной программы подлежит дополнению соответствующим мероприятиями.
В остальной части суд отказывает в удовлетворении требований административного истца, так как в ходе рассмотрения административного дела не установлено несоответствие нормативных правовых актов в названной части законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В связи с тем, что нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, суд приходит к выводу о необходимости признания их не действующими с даты принятия, поскольку признание их не действующими с даты вступления настоящего решения в законную силу, не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
Также суд считает необходимым возложить на РЭК Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Расходы административного истца по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей в силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить в части.
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года № 439/66 «Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» в части:
- пункт 1;
- пункт 7 приложения к приказу «Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год».
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 мая 2023 года № 81/27 «О пересмотре на 2023 год тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области» в части:
- пункт 1 приказа, приложение № 1 к приказу «Тариф на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год;
- пункт 2 приказа, приложение № 2 к приказу «Тариф на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения»;
- пункт 7 приложения № 3 к приказу «Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области на 2023 год».
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Специализированный Комбинат бытовых услуг» Омского района Омской области судебные расходы в сумме 4 500 рублей.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ланцова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 года.