Дело № 3а-632/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при секретаре Чечиль К.В.,
с участием прокурора Сыса Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению 1 о признании недействующим распоряжение главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 года № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством»,
установил:
1 обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании противоречащим федеральному законодательству (земельному кодексу Российской Федерации с части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») пункта 4 статьи 4 и статьи 18 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее также - Закон № 532-КЗ) и распоряжения главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» (далее также-распоряжение №153-р) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: Краснодарский край, , с/о Приморский, в районе Верхнее Джемете, к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.
Определением Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2022 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению 1 в части требований к Законодательному Собранию Краснодарского края о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 4 статьи 4 и статьи 18 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», в связи с отказом в этой части от требований.
Требования в остальной части иска истец мотивировала тем, что принадлежащие ей земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, как ей стало известно из ответа департамента имущественных отношений Краснодарского края, расположены в границах особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Истец полагает, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» её земельные участки отнесены к особо ценным произвольно. Считает, что оспариваемые положения правового акта ограничивают ее права в использовании земельных участков.
В судебном заседании 18 мая 2022 года протокольными определениями суда отклонены ходатайства представителя администрации края и представителя административного истца о прекращении производства по делу и о назначении по делу судебной экспертизы соответственно.
В судебное заседание представитель административного истца Богданова Е.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала, представители администрации (губернатора), департамента имущественных отношений Краснодарского края Зинковская Л.В. и Шапаренко Н.О. заявленные требования не признали.
Суд, выслушав доводы и возражения представителей сторон, заключение прокурора Сыса Н.А., просившей об отказе в удовлетворении административного иска, приходит к следующему.
Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части принадлежит лицам, в отношении которых применен этот акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: Краснодарский край, , с/о Приморский, в районе Верхнее Джемете, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» утверждены границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, утвержденных вышеуказанным распоряжением; а земельный участок с кадастровым номером - частично.
Следовательно, в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истец вправе обращаться в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяет сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, и др.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края на утверждение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, закреплены статье 4 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
В силу статьи 39 Устава Краснодарского края высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края является администрация Краснодарского края, глава администрации (губернатор) Краснодарского края возглавляет исполнительную власть края. Компетенция администрации края определяется федеральным законодательством, настоящим уставом, а также законами края (статей 39, 41, 42 Устава Краснодарского края).
Статья 6 Закона Краснодарского края от 6 июня1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в ред. от 27 февраля 2006) (далее - Закон № 7-КЗ) определяет виды нормативных правовых актов края, в которые входят постановления и распоряжения главы администрации края.
Согласно статье 46 Закона 7-КЗ официальным опубликованием нормативных правовых актов края признавалась первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» было официально опубликовано 15 марта 2006 в газете «Кубанские новости» № 36.
Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий администрации Краснодарского края в развитие вышеуказанных положений федерального законодательства, направлен на сохранение земель особо ценных сельскохозяйственных угодий и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представленные суду документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры принятия этого нормативного правового акта.
В части оснований отнесения земель сельскохозяйственного назначения, расположенных, на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в том числе земельных участков административного истца, к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, судом установлено следующие обстоятельства.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлена информация о том, что в целях определения особо ценных сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, были проведены земельно-оценочные работы, включающие в себя подготовительные работы, сбор и обработку информации, земельно-оценочное районирование, группировку и бонитировку почв. Таким работами являются Схема установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения на территории Краснодарского края, исполнитель - ФГУП «КубаньНИИгипрозем» 2002 года и Схема установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения на территории Краснодарского края (продолжение), исполнитель - ГУЛ КК «Кубанский НИ и ПИ земельный центр» 2004 года. При разработке вышеуказанных схем использовались материалы почвенных обследований земель, выполненные Институтом Кубаньгипрозем.
Согласно Схеме установления границ особо охраняемых территорий и особо ценных земель краевого значения на территории Краснодарского края 2002 года земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах 19 участка особо ценных виноградопригодных земель, координаты границ которого обозначены в каталоге координат точек окружных границ особо ценных виноградопригодных земель данной схемы.
Северо-Кавказский эколого-географический район является основным в Российской Федерации, где отрасль виноградарства получила значительное промышленное развитие: здесь сконцентрировано 92,8 % всех виноградников Российской Федерации (без учета Крымского полуострова), из которых 48% в Краснодарском крае - Анапа, Темрюк, Новороссийск.
Была проведена системная оценка рельефа и почвенно-климатических условий с использованием геоинформационных технологий и методов по определению ресурсного потенциала земель края для возделывания винограда. Осуществлен анализ природных условий края, позволяющий определить объем информации, необходимый для раскрытия процессов взаимосвязи и обусловленности в изучаемой системе «растение - среда».
Территория муниципального образования город-курорт Анапа является зоной оптимального развития виноградарства, для которого характерны почвы с достаточным содержанием органики, позволяющей развивать мощные корневые системы растений.
Согласно Почвенной карте совхоза «Джемете» Анапского района Краснодарского края 1977 года земли 19 участка состоят из черноземов южных слабловыщелоченных слабогумусных мощных тяжелосуглинистых на лессовидных тяжелых суглинках (5Бм) и черноземов южных карбонатных слабогумусных мощных легкоглинистых на третичных гипсовых глинах (19U). Черноземы южные слабовыщелоченные и южные карбонатные обладают высоким потенциальным плодородием, характеризуются хорошими водно-физическими свойствами, они пригодны под все культуры, в том числе и под виноградники. По мощности гумусового слоя слабощелочные и южные карбонатные черноземы относятся к мощным видам. Мощность слоя слабощелочных черноземов (А+В) в среднем равна 107 см при колебаниях от 103 до 112 см, а мощность южных карбонатных колеблется от 106 до И1 см. Водно-физические свойства слабощелочных и южных карбонатных черноземов благоприятны для нормального роста и развития сельскохозяйственных культур. Эти свойства позволяют успешно использовать почвы под многолетние насаждения.
По материалам Почв Анапского района Краснодарского края и рекомендации по их использованию 1975 года, Почв совхоза «Джемете» и рекомендации по их использованию 1978 года, а также техническому отчету о почвенном обследовании территории ТОО «Джемете» Анапского района Краснодарского края 1994 года черноземы 5Бм и 19U относятся к IA подгруппе I агропроизводственной группе с высоким баллом бонитета и характеристикой «лучшие садовые и хорошие виноградные». Эта группа является лучшей, дающей наиболее высокие урожаи, создающие оптимальные условия доля культур. Таким образом, испрашиваемая территория земельных участков с кадастровыми номерами и обладает большими возможностями для более интенсивного использования земель в сельскохозяйственном производстве и расширении площадей под ценными сельскохозяйственными растениями.
Нормативная урожайность сельскохозяйственной культуры определяется плодородием земельного участка, измеряемого в баллах бонитета. Исходя из этого, на основе системного метода оценки природных потенциалов сельскохозяйственных зон, для стабильного получения высоких урожаев винограда земли с баллом бонитета выше 50 отнесены к особо ценным сельскохозяйственным угодьям в качестве виноградных.
Согласно оценочной шкале почв по продуктивности сельскохозяйственных угодий Технического отчета о почвенном обследовании территории ТОО «Джемете» Краснодарского края оспариваемая территория имеет балл бонитета от 57 до 98.
Согласно представленным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю материалам (карты-схемы 1971 г, 1974 г, 1986 г.) в границах испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами и располагались многолетние насаждения - виноградники.
При таких обстоятельствах нет оснований говорить о необоснованности отнесения спорных земельный участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Следует отметить, что постановлением главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 № 1240 (в ред. от 29.11.2021) утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений. Земельные участки, находящиеся в собственности 1, с кадастровыми номерами , также включены в вышеуказанный перечень.
В отношении доводов о нарушении законных прав и интересов административного истца судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, пастбища, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
На основании статей 30, 36, ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используются в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Одновременно часть 6 статьи 36 ГрК РФ устанавливает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», закреплялась, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Согласно подпункту 9 пункта 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной, в том числе на предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивацию нарушенных земель,
Этим подчеркивается, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую государственную ценность, в связи с чем в отношении них установлен особый правовой режим охраны, целью которого является недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию.
Исходя из вышеизложенного, использование земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения для строительства независимо от факта включения таких земель в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, прямо противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлена обязанность собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Наличие законодательных запретов на осуществление строительства на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не умаляет право собственности 1 на земельные участки с кадастровыми номерами , , поскольку она вправе пользоваться и распоряжаться ими в том объеме, который предусмотрен федеральным и краевым законодательством.
Таким образом, невозможность осуществления строительства на землях, которые не предназначены для этого, не является обоснованием нарушения прав административного истца действием распоряжения № 153-р.
Также суд считает необходимым отметить, что административный истец, приобретая земельные участки в 2021 году, не проявила должной осмотрительности и не выяснила наличие или отсутствие существенных ограничений и обременений в их использовании, несмотря на то, что оспариваемое распоряжения № 153-р было принято и официально опубликовано.
При указанных выше обстоятельствах, суд находит, что оспариваемые административным истцом нормы приняты не произвольно, а по результатам оценки и изучения факторов, позволивших определить особо ценные сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения.
Эти факты позволяют суду прийти к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемыми положениями нормативного правового акта.
Если оспариваемый в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления 1 о признании недействующим распоряжение главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 года № 153-р «Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством», в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: Краснодарский край, , с/о Приморский, в районе Верхнее Джемете, к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 27 мая 2022 года.
Судья: