ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-634/2021 от 09.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000527-60

Дело № 3А-634/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителей административного истца избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России ФИО1, ФИО2, представителя Избирательной комиссии Красноярского края ФИО3, представителя избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Демократическая партия России» ФИО4, прокурора Бухаровой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-634/2021 по административному иску избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года № 203/1785-7 «О краевом списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Демократическая партия России»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года № 11-5191П «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года № 203/1785-7 «О краевом списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Демократическая партия России» (далее – Решение от 21 июля 2021 года № 203/1785-7) заверен краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 70 человек, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Демократическая партия России» (далее - Региональное отделение в Красноярском крае ДПР).

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 22 июля 2021 года № 204/1791-7 «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» (далее – Решение от 22 июля 2021 года № 204/1791-7) заверен краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 86 человек, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России (далее - Красноярское региональное отделение ЛДПР).

Красноярское региональное отделение ЛДПР обратилось с административным иском об оспаривании Решения от 21 июля 2021 года № 203/1785-7, мотивируя тем, что ФИО5, подписавший документы о выдвижении списка кандидатов, не является председателем Политического совета Регионального отделения в Красноярском крае ДПР, поскольку его пятилетний срок полномочий председателя, предусмотренный уставом ДПР, истек 05 июля 2017 года. На представленных для заверения списка кандидатов документах проставлена печать с иным наименованием избирательного объединения – Красноярское региональное политической партии «Демократическая партия России» и с иным ОГРН <***>, которое прекратило деятельность 09 февраля 2009 года. В доверенности уполномоченного представителя также отсутствует оттиск печати для финансовых документов. Оспариваемое Решение от 21 июля 2021 года № 203/1785-7 нарушает права административного истца, а также принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, избирательных объединений.

Представители административного истца избирательного объединения Красноярское региональное отделение ЛДПР ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Избирательной комиссии Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенностей, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что Решение от 21 июля 2021 года № 203/1785-7 принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представители избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае ДПР ФИО6 (в судебном заседании 6 августа 2021 года), ФИО4 (в судебном заседании 9 августа 2021 года), действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что данным избирательным объединением положения законодательства о выдвижении кандидатов нарушены не были, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Прокурор Бухарова Т.С. в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением (пункт 2); кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам, кроме случая выдвижения его одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9); при этом кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения (пункт 10).

Согласно пункту 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 14 статьи 23 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4435 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее - Уставной закон от 21 апреля 2016 года № 10-4435) основаниями для отказа избирательному объединению в заверении краевого списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящем Уставном законе, несоблюдение требований к выдвижению краевого списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, основанием для отказа избирательному объединению в заверении краевого списка кандидатов является отсутствие документов, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Уставным законом от 21 апреля 2016 года № 10-4435, а также несоблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Федерального закона «О политических партиях» к выдвижению кандидатов.

К требованиям законодательства к выдвижению кандидатов относится соблюдение нормативных предписаний о виде, форме и содержании документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, а также осуществление юридически значимых действий по выдвижению кандидатов (представление соответствующих документов) уполномоченным лицом избирательного объединения.

В соответствии с пунктом 36.1 Устава Политической партии «Демократическая партия России» председатель Политического совета регионального отделения является руководителем регионального отделения. Председатель Политического совета регионального отделения избирается тайным голосованием конференции или общим собранием регионального отделения из числа кандидатур, выдвинутых председателем Политической партии «Демократическая партия России».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 июля 2021 года, председателем Политического совета Регионального отделения в Красноярском крае ДПР является ФИО5.

Этим же лицом подписаны документы, представленные в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам.

Кроме того. суду представлена выписка из протокола заседания общего собрания Регионального отделения в Красноярском крае ДПР от 05 июля 2017 года, согласно которой ФИО5 был избран председателем Политического совета Регионального отделения в Красноярском крае ДПР.

В этой связи, доводы административного истца о представлении в избирательную комиссию документов для заверения списка кандидатов неуполномоченным лицом подлежат отклонению.

Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под избирательным объединением понимается политическая партия, региональное отделение или иное структурное подразделение партии, имеющие, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ) политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц, относящихся к некоммерческим организациям.

На основании предписаний пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

В силу пункта 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Пунктом 7 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 также предусмотрено, что краевой список кандидатов, представляемый на бумажном носителе, должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.

Таким образом, вышеприведенными нормативными положениями предусмотрено, что избирательное объединение, являющееся юридическим лицом, должно иметь свою печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Краевой список кандидатов, выдвинутых таким избирательным объединением, должен быть заверен собственной печатью избирательного объединения.

4 июля 2012 года Управлением Министерства Российской Федерации по Красноярскому краю было принято решение о регистрации Регионального отделения в Красноярском крае ДПР в качестве некоммерческой организации, о чем выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации от 6 июля 2012 года.

05 июля 2012 года запись о Региональном отделении в Красноярском крае ДПР внесена в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением ОГРН <***>.

Из материалов дела и пояснений представителя Регионального отделения в Красноярском крае ДПР следует, что указанное региональное отделение партии имеет свою печать с полным наименованием некоммерческой организации на русском языке и указанием ОГРН <***>, что подтверждается оттиском данной печати на выписке из протокола заседания общего собрания Регионального отделения в Красноярском крае ДПР от 05 июля 2017 года, а также на доверенности представителя.

Между тем, в нарушение требований пункта 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 7 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435, краевой список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае ДПР, представленный в Избирательную комиссию Красноярского края, был заверен не печатью данного избирательного объединения, а иного юридического лица – Красноярское региональное политической партии «Демократическая партия России» и с иным ОГРН <***>, которое прекратило деятельность 09 февраля 2009 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае ДПР были нарушены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов собственной печатью избирательного объединения. Данные нарушения императивных требований федерального закона являются существенными.

Вопреки утверждениям избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае ДПР, к требованиям законодательства к выдвижению кандидатов в числе прочего относится соблюдение нормативных предписаний о виде, форме и содержании документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов. Иное толкование положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, позволяло бы избирательным объединениям представлять документы для выдвижения кандидатов произвольной формы и содержания, без соблюдения утвержденных форм и требований.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы Избирательной комиссии Красноярского края и избирательного объединения Региональное отделение в Красноярском крае ДПР, мотивированные ссылкой на протокол Общего собрания Регионального отделения в Красноярском крае ДПР от 18 июля 2021 года, в котором указано на принятие решения об использовании печати с оттиском «Красноярское региональное политической партии «Демократическая партия России» и с иным ОГРН <***>».

Решение общего собрания Регионального отделения в Красноярском крае ДПР об использовании не собственной печати, а печати другого юридического лица, не имеет юридической силы, поскольку противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435.

Также у суда вызывает сомнение сам факт принятия названного решения на вышеуказанном общем собрании, поскольку, как следует из протокола от 18 июля 2021 года, вопрос об использовании печати в повестку собрания не вносился, на обсуждение и голосование не ставился. Обращает на себя внимание и отсутствие какой-либо необходимости принимать решение об использовании печати другого юридического лица, при наличии у Регионального отделения в Красноярском крае ДПР собственной печати.

Кроме того, из пояснений представителя Регионального отделения в Красноярском крае ДПР ФИО6 следует, что на списке кандидатов печать с оттиском «Красноярское региональное политической партии «Демократическая партия России» с иным ОГРН <***>» была поставлена ошибочно.

При этом с точки зрения оценки документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ к выдвижению кандидатов, причины использования избирательным объединением для заверения документов печати другого юридического лица правового значения не имеют.

В силу пункта 6 статьи 20, подпункта «г» пункта 8 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 одновременно с краевым списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения должен представить в избирательную комиссию доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, в которой приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения.

В доверенности Регионального отделения в Красноярском крае ДПР на уполномоченных представителей, помимо того, в ней имеется оттиск другого юридического лица (Красноярское региональное политической партии «Демократическая партия России» с иным ОГРН <***>) отсутствует оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения.

Таким образом, избирательным объединением не представлен документ, предусмотренный Уставным законом от 21 апреля 2016 года № 10-4435, что на основании пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 14 статьи 23 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 являлось основанием для отказа в заверении краевого списка кандидатов.

Учитывая изложенное, у Избирательной комиссии Красноярского края не имелось оснований для заверения краевого списка кандидатов, представленного избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае ДПР.

Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии принято с нарушением положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и нарушает избирательные права административного истца, суд полагает удовлетворить требования о признании данного решение незаконным и отменить его.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года № 203/1785-7 «О краевом списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Демократическая партия России».

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 9 августа 2021 года