ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-636/19 от 27.03.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 27 марта 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Князькиной А.С.,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

представителя административного истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-636/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647;

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным, в нем не располагаются торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания, расположено на садово-дачном участке и используется для личного пользования как баня.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил. Представлен Акт осмотра спорного нежилого здания от 19.03.2019г. на предмет поверки его фактического использования как объекта бытового обслуживания.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;

- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год;

- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год.

Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

В указанные Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. включено нежилое здание с кадастровым номером , площадью 188,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания является ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.12.2018 г.

Из материалов дела также усматривается, что принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, как объект бытового обслуживания, имеющий наименование - баня.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , площадью 188, 8 кв.м, имеет назначение: «нежилое здание» и наименование «Баня», год завершения строительства 2015, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту на объект недвижимости от 20.08.2015г., указанное выше нежилое здание бани включает подвальное помещение, где расположен гараж, площадью 70, 9 кв.м; помещения 1 этажа: кухня-столовая 15,8 кв.м, коридор 5, 2 кв.м, санузел 2 кв.м, раздевалка 3,9 кв.м, душевая 2, 4 кв.м, парилка 5,4 кв.м, котельная 6, 6 кв.м, бытовое помещение 6 кв.м, а кроме того, веранду 26, 2 кв.м.

Таким образом, по данным технической документации площадь основных и вспомогательных помещений бани составляет более 20% от общей площади здания.

Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в Перечень по наименованию нежилого здания «Баня».

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2014 г. № 420-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта» с 01.01.2016 г. введен в действие ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия».

В силу п. 3.1 названного ГОСТа услуги бань и душевых: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

По смыслу действующего законодательства бытовым обслуживанием населения является размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки).

Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждено, что ФИО2 07.12.2004 г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В то же время, в качестве основных и дополнительных видов её деятельности оказание бытовых услуг населению, соответствующее кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), не предусмотрено.

Согласно выписке из ЕГРН от 18.12.2018 г. здание бани расположено на принадлежащем ФИО2 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером , площадью 1100 кв.м, имеющем вид разрешенного использования «сады, огороды» и находящемся на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран-2», что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.09.2012 г., выпиской из ЕГРН от 18.12.2018г.

Кроме того, ФИО2 является собственником 3-х этажного жилого дома, площадью 238, 5 кв.м, расположенного на том же земельном участке, о чем представлена копия свидетельства о праве собственности от 22.05.2014г. Кадастровый номер жилого дома значится в выписке из ЕГРН на земельный участок.

В соответствии со справкой от 25.02.2019 г., выданной председателем Правления СНТ «Ветеран-2», ФИО2 является членом садоводческого товарищества и использует земельный участок исключительно в соответствии с видами разрешенного использования: «сады, огороды»; баня расположена в границах участка и используется ею для собственных нужд в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером на момент формирования и утверждения Перечней на 2017, 2018, 2019 г.г. административным ответчиком не проводилось.

По результатам проведенного в ходе судебного разбирательства осмотра нежилого здания уполномоченной организацией ГБУ СО «Центр размещения рекламы» составлен акт от 19.03.2019 г.

Как видно из акта, фактическое использование помещений здания определено: комната приема пищи, кухня, коридор, душевая, парная, сан.узел, тех.помещения, гараж. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует, возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц не установлена.

Достаточные сведения, позволяющие определить фактическое использование нежилого здания как объекта бытового обслуживания, в акте отсутствуют.

Таким образом, при отсутствии доказательств размещения в принадлежащем административному истцу здании бани объекта бытового обслуживания в целях оказания платных услуг физическим лицам, учитывая, что здание расположено в границах принадлежащего истцу садоводческого земельного участка, суд приходит к выводу, что объект капитального строительства с кадастровым номером не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах отсутствовали правовые и фактические основания для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017, 2018 и 2019 г.г., в связи с чем суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы ФИО2, возлагая на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

На основании изложенного, заявленные ФИО2 требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.04.2019 г.