ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-639/18 от 02.10.2018 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Машковцевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-639/18 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества Управляющая компания «Виктори Эссет Менеджмент» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области об устранении в сведениях Единого государственного реестра недвижимости технической ошибки об объекте недвижимости и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанности внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости,

Установил:

ЗАО Управляющая компания «Виктори Эссет Менеджмент» (далее - административный истец) обратилось в Московский областной суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области), уточнив требования в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), просило устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с 27.11.2013 года кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 272 254 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, исходя из удельного показателя для 1 группы видов разрешенного использования, и возложить на Управление Росреестра по Московской области обязанность внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование административного иска указано, что при определении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости была допущена реестровая ошибка, вызванная недостоверностью сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии заявление было отклонено, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости рассчитана 27.11.2013 г. в размере 397 066 123,76 рубля в соответствии с положением пункта 2.1.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости для 2 группы видов разрешенного использования (земли сельскохозяйственного назначения, занятые строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) для Мытищинского района в размере 1458,44 руб.кв.м., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г № 563-РМ «Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области» (далее – Распоряжение от 26.11.2013 г № 563-РМ).

Административный истец полагает, что решение Комиссии является необоснованным, поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован 17.02.2009 г. путем раздела земельного участка кадастровым номером 50:12:0030314:610 на два земельных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>. На момент образования данных земельных участков удельный показатель их кадастровой стоимости определялся в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 № 226-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области» и составлял 3.91 рубля за 1 кв.м. Какого-либо образования новых земельных участков, изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с момента его формирования (17.02.2009) по текущую дату не производилось. Распоряжением от 26.11.2013 г № 563-РМ были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 9,84 рублей за 1 кв.м. (Приложение №1).

Согласно п. 19 Приложения № 2 средние значения удельных показателей стоимости земельных участков в составе земель хозяйственного назначения по Мытищинскому району МО с видом разрешенного использования «Земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности» составляют 7,51 руб. за 1 кв.м.

При проведении государственной кадастровой оценки вышеуказанный земельный участок ошибочно отнесен к стоимостной группе вида разрешенного использования «Земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции», что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя в размере 1458,44 рублей за кв.м., вместо кадастровой стоимости определенной из удельного показателя в размере 7,51 руб.за кв.м., что нарушает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.

В судебном заседании представитель административного истца уточненный административный иск поддержал в полном объеме и просил исправить реестровую ошибку.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представил письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области просила отказать в удовлетворении уточненного административного искового заявления.

Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит вышеуказанный объект недвижимости, в отношении которого установлена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно выписке из ЕГРН от 27.10.2017 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 397066123,76 рубля (л.д. 19).

Обращаясь с административным иском административный истец указал, что в отношении принадлежащего ему земельного участка в результате допущенной реестровой ошибки была установлена кадастровая стоимость без учета установленного вида его разрешенного использования.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).

В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).

Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования. В данном случае земельный участок административного истца на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на 1 января 2013 г. - был учтен в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением № 563-РМ от 26.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области» (далее-Распоряжение № 563-РМ от 26.11.2013г.) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в соответствии с которыми в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость установлены по 1 группе видов разрешенного использования - как «для земельных участков, пригодных под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, многолетними насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для внутрихозяйственной деятельности ».

Как следует из акта обследования земельного участка, составленного управлением земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Мытищи на земельном участке произрастает древесно-кустарниковая растительность, капитальные и некапитальные строения отсутствуют, хозяйственная деятельность на момент обследования не ведется (л.д. 152).

При таких обстоятельствах вследствие технической ошибки принадлежащий административному истцу земельный участок ошибочно был отнесен ко 2 группе видов разрешенного использования – «земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».

Решением Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости от 24.11.2017 года № 50-10а-10-7057/17 в удовлетворении заявления административного истца об исправлении ошибки в сведениях об объекте недвижимости было отказано (л.д. 11-14).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущенная при определении кадастровой стоимости земельного участка техническая ошибка, влекущая необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

С учетом приведенных положений законов, а также с учетом статьи 18.20 названного закона возникли основания по исправлению технической ошибки в части определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26 ноября 2013 года № 563-РМ, является 1 января 2013 года.

С учетом изложенного в настоящем решении суд приходит к выводу о наличии оснований для исправления техническую ошибку и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об определении с 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 272 254 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, исходя из удельного показателя для 1 группы видов разрешенного использования.

Абзацем 4 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка (п. 1 ст. 391 НК РФ).

В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Таким образом, указанная налоговая норма, действующая с 01.01.2017 г., предоставляет налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической, так и реестровой ошибки).

С учетом приведенных положений законов, на основании решения суда земельный налог, подлежащий уплате правообладаетелем за земельный участок подлежит перерасчету за налоговый период с 1 января 2014 года до даты установления новой кадастровой стоимости.

Доводы представителя административного истца о наличии оснований для исправления реестровой ошибки суд находит необоснованными. Согласно частям 3, 4, 6 и 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом является реестровой ошибкой. Предписанные указанной нормой закона ошибки не были допущены при формировании групп видов разрешенного использования в отношении земельного участка административного истца.

Возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица направлены на иное толкование законов, регулирующих спорные правоотношения. Суду не представлены доказательства отсутствия правовых оснований для признания за административным истцом права на определение кадастровой стоимости земельного участка по 1 группе видов разрешенного использования. В судебном заседании бесспорно установлено, что юридический и фактический вид использования соответствуют 1 группе видов разрешенного использования.

Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества Управляющая компания «Виктори Эссет Менеджмент» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области удовлетворить частично.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 г. № 563-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области» кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 272 254 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, исходя из удельного показателя для 1 группы видов разрешенного использования.

Внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Л.И. Ракунова.

Мотивированное решение составлено 8 октября 2018 года